Факторы риска речевых нарушений в раннем возрасте

УДК

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее распространённые факторы, влияющие на задержку в речевом развитии у детей раннего возраста, и имеющие внутреннюю и внешнюю природу происхождения.

Ключевые слова: речь, факторы риска, речевые нарушения, ранний возраст, ребёнок.

Актуальность. Нарушение речи – это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека. И сегодня мы можем наблюдать удручающую картину: всё большее количество детей имеет речевые нарушения. Причины же этого явления не всегда лежат на поверхности. В результате растет число детей, которые испытывают значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу дошкольных и школьных учреждений. Речь всегда является основным фундаментом полноценного развития ребёнка и одним из его ключевых показателей. Ведь речь является предпосылкой дальнейшей адаптации ребёнка в социуме. Поэтому необходимо выявление речевых нарушений на самых ранних сроках. У детей раннего возраста речевая область развития очень неустойчива и легко может подвергаться неблагоприятным воздействиям. Помимо этого, отклонениям в речевом развитии способствуют и, так называемые, факторы риска, которые «создают» условия для развития речевых расстройств или же даже стать их причиной. Именно диагностика в раннем возрасте способствует выявлению этих факторов и верной постановке диагноза для реабилитации детей с нарушением речи.  Только своевременная и грамотная диагностика приводит к выбору наиболее продуктивного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей в речевом развитии [4, с.54].

Анализ литературы. Проблемой речевого развития занимались такие видные отечественные исследователи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, В.С. Мухина, Л.А. Парамонова, Е.О. Смирнова и многие другие. Причины речевых нарушений и ранней их диагностики, а также клинические рекомендации  рассмотрены в авторским коллективом (Г.А. Асмоловой, А.Н. Заваденко, Н.Н. Заваденко, Е.В. Козловой, М.И. Медведевым, С.О. Рогаткиным). Систему ранней помощи детям рассматривает Е.В. Жулина в своей монографии.

Изложение основного материала. Речь является особой формой общения, которая присуща только человеку. Она необходима ребёнку для познания окружающего мира и общения с себе подобными. Речь – важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но в дальнейшем определяет ее качество во все последующие возрастные периоды [4, с.4].

Речь, как другие высшие психические функции организма человека, формируется в определённые возрастные периоды. И также, как и они, обусловлена центральной нервной системой, нарушения и отклонения в которой и производят аномалии в речевом развитии. Ранний возраст – период до трёх лет – наиболее важен для нормального формирования и развития речевой деятельности. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других психологов, именно в период раннего детства речь является одним из центральных новообразований.

Анализ речевых нарушений строится с учетом принципа развития, системного подхода и связи речи с другими сторонами психического развития ребенка [1, с.53]. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка [7, с.59]. Как уже говорилось выше, ранний возраст является важным этапом в формировании речевой функциональной системы. На этом возрастном этапе наиболее интенсивно развивается речевая деятельность: дети к концу первого года жизни начинают связывать воедино звучание и значение слов, значительно возрастает активный словарь. В нормальном состоянии ребёнок   к трём годам уже может общаться с окружающими развернутыми фразами, грамматически правильно согласовывая слова в предложении [7, с. 58]. Если формирование и развитие речи наряду с другими высшими психическими функциями не происходит в срок (с первых дней жизни и до трёх лет), то в развитии личности наступают необратимые изменения, которые не удаётся возместить в более позднем периоде.

Существуют так называемые факторы риска, которые обуславливают появление речевых нарушений. Это сложное взаимодействие биологических и социально-психологических факторов, которые лежат в основе отклонений в речевом развитии детей раннего возраста [7, с.59]. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины [1, с.28]. В разных случаях один и тот же фактор может играть роль то условия, то причины. Например, при заикании у ребёнка факторами, которые являются условиями его возникновения, могут быть соматическая ослабленность ребенка, невропатическая конституция ребёнка (повышенная нервно-психическая возбудимость), возраст и т.п. При этом, возраст ребенка как благоприятствующий возникновению заикания (этап наиболее интенсивного развития речи) в сочетании с конституциональной повышенной нервно-психической возбудимостью может стать причиной возникновения заикания [1, с.28].

  Эти факторы, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, условно можно разделить на неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды [6, с.1].

Внутренние факторы – это факторы, приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате. Если говорить о внутренних факторах, то отклонения в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период [4, с.4]. Это и различные внутриутробные патологии, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев; это и преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период; и асфиксия плода (недостатка снабжения мозга кислородом при обвитии пуповиной), и родовые травмы.

Также являются причиной задержки развития и тяжело протекающие детские болезни, особенно заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства); черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени.

К внутренним факторам можно отнести и наследственность, которая также играет немаловажную роль в речевых нарушениях. Роль наследственной предрасположенности подтверждается высокой внутрисемейной частотой нарушений развития речи [4, с.30]. Например, по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, которые мешают нормальному становлению речи. Выявлена также предрасположенность к заиканию. Поэтому наследственные факторы также необходимо принимать во внимание при выявлении причин речевых расстройств или предрасположенности к ним. При этом раннее органическое повреждение центральной нервной системы в связи с перинатальной патологией и наследственная предрасположенность могут сочетаться, что увеличивает вероятность речевых нарушений [4, с.33].

Последствия воздействия неблагоприятных факторов могут быть органическими центральными при поражении головного мозга и органическими периферическими при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата [3, с.81].

Среди внешних факторов, тормозящие речевое развитие, можно назвать частые конфликты в семье, отсутствие согласованности подходов к воспитанию ребенка, низкий уровень образования у родителей, алкоголизм родителей, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, неудовлетворительные условия проживания и воспитания, дефицит общения в семье и т.п. [2, с.11]. К внешним факторам риска относится недостаточное удовлетворение основных потребностей детей в эмоциональной и сенсорной сфере. Например, отделение ребёнка в раннем возрасте от матери, которое может повлечь за собой тяжёлые нарушения в центральной нервной системе и соответственно, привести к речевому недоразвитию. Также одним из факторов риска может быть подражание речи окружающих ребёнка взрослых, которые намеренно искажают свою речь, стремясь подражать маленьким детям, что в корне неправильно. Возможным фактором риска речевых нарушений может стать общение ребёнка с людьми, имеющими расстройства речи. Поэтому роль речевого окружения для детей раннего возраста также трудно переоценить.

Выявление задержки речевого развития в раннем возрасте вызывает затруднения. В частности, это связано с родителями ребёнка, которые не уделяют достаточно внимание речевому развитию ребёнка в данном периоде. Часто это связано с незнанием норм развития ребёнка в определённый возрастной период. Вследствие этого, факт отсутствия речи у детей даже трёхлетнего возраста не вызывает у них беспокойства. Это является одной причин позднего обращения к специалисту и трудностями в коррекции нарушений. Ведь именно ранний возраст является наиболее благоприятным для коррекционной работы речевого развития. Поэтому и это затруднение диагностики также можно отнести к факторам риска, тормозящих речевое развитие ребёнка. И здесь большую роль играет информационно – просветительная работа среди родителей. Это возможно не только в дошкольных учреждениях, но в различных центрах раннего развития, через социальные службы, органы здравоохранения, органы опеки и т.п.

Вывод. Таким образом, можно видеть, что период раннего возраста является во многом определяющим в речевом развитии ребёнка. Поэтому нельзя пройти мимо, вовремя не среагировать и не обратить внимание, если у ребёнка раннего возраста присутствуют отклонения от нормы развития. Исходя из вышесказанного, мы видим, что задержка речевой деятельности обусловлена так называемыми факторами риска, которые по своей природе подразделяются на внутренние и внешние. Без выяснения факторов речевых отклонений невозможна коррекционная работа. Своевременная диагностика и соответствующее лечение именно в ранний период жизни ребёнка может дать наиболее эффективные результаты.

Список литературы.

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Жулина Е.В. / Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография / Е.В. Жулина. – Н. Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с.

3. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.

4. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. – 2015. / [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://minzdrav.gov-murman.ru/documents/poryadki-okazaniya-meditsinskoy-pomoshchi/Diagnostika_razvitia_rechi.pdf

5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / [Электронный ресурс]/Режим доступа:

 https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/02/27/1.pdf

6. Причины и виды речевых нарушений/[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92702.htm/page1735976.htm

7. Коренева Е.А./Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями/ Е.А. Коренева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/02/27/1.pdf

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: