И развитие нравственно-этических качеств у дошкольников

Формирование основ культуры поведения

 

Проблема нравственного воспитания относится к числу актуальных проблем всего периода развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей.  Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным,воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок в любой момент может воссоздать тот или иной поступок, который когда-то наблюдал. Новые черты появляются удетей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении ребёнка. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется детское общество. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети  осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании  дошкольников играет образовательная деятельность, в процессе которой они осваивают правила   поведения, у детей формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с культурой поведения. Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении с другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения ребенка должна быть основана на доброжелательности, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. В ходе воспитания культуры поведения необходимо, чтобы требования к поведению ребенка были сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме, эти правила формулируются не в общей форме, а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку необходимо выполнить в тех или иных обстоятельствах, оно должно быть обращено лично к ребенку.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье. Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность. Присматриваясь к миру взрослых, ребенок начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми. Постигая мир человеческих отношений, он открывает законы, по которым строится взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Призывая детей поступать определенным образом, взрослый должен разъяснять целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснения должны проводиться на примерах, которые помогают ребенку постепенно осознавать принятые в обществе моральные понятия. Необходимо чтобы дети понимали суть моральных понятий и могли соотносить с ними свои и чужие конкретные поступки. В ходе этого у детей формируются общие представления о том, как следует поступать в том или ином случае.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.   Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Задача взрослых – направлять взаимоотношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

 

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей». Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

Деликатность. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность.  Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Эта нравственная черта личности - показатель настоящей воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе..

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.

  

Н равственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Взрослые должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы. Помните, что обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: