Практическое занятие по теме: Обучение планированию семьи

 

Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

 

Семья - это лодка, в которой человек плывет по морям нашей жизни. Семья - это некая система взаимосвязанных элементов или подсистем - это некие функциональные обязанности или роли супругов. Если они воспитывают ребенка, то они подсистема - родители. Если они занимаются любовью, то они подсистема - супруги. Эти подсистемы должны работать четко, не пересекаясь и не накладываясь, друг на друга.

Пример: Женщина говорит: "У меня есть муж (любовник), но у сына нет отца". В этой системе образовалась дыра. И эту дыру заполняет кто-то или что-то (сосед, друг, брат, улица, сигарета, наркотик) - патология в подсистеме.

 

Семья – это непросто совместная жизнь, это проще всего любовь и труд, потому что любовь – трудная вещь. Любовь – это прощение и примирение, открытость навстречу другому и самоотдача. Без этого семья не может существовать.

Семья представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми:

 

естественно-биологических (половые отношения, рождение людей);

 

экономических (имущественные отношения, ведение домашнего хозяйства);

 

правовых (права и обязанности членов семьи)

 

Личные права супругов:

 

Право выбора супругами фамилии.

 

Выбор места жительства, свободный выбор занятий, профессии.

 

Имущественные права у супругов.

 

Обязанность материально поддерживать друг друга.

 

Чувство родительской любви к своим детям.

 

Моральные (чувство любви, привязанности между супругами, родителями и детьми).

 

От отношений в семье, семейного микроклимата во многом зависит здоровье всех ее членов. Семья - один из наиболее мощных факторов, поддерживающих здоровье всех ее членов. В семье удовлетворяется целая гамма человеческих потребностей - в любви, материнстве, культурно-эмоциональном общении, устроенном быте.

Основные принципы семейного права:

 

Единобрачие.

 

Свобода и добровольность в заключении брака.

 

Свобода развода.

 

Равноправие супругов в семейных отношениях.

 

Взаимопомощь, материальная и моральная поддержка членов семьи.

 

Брак определяется как «семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям». Иными словами, брак является юридически оформленным, свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Условия и порядок вступления в брак, его прекращения и признания недействительным устанавливает семейное законодательство, в частности, Семейный кодекс.

 

. Права и обязанности членов семьи

Основные права и обязанности членов семьи в нашей стране регламентируются Законодательством Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

 

 

 Государство заинтересовано в сохранении и укреплении института семьи, оно защищает и поддерживает семью, что находит подтверждение в Основном законе РФ — Конституции Российской Федерации. В частности, статья 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации <...> обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...», а в статье 38 говорится, что:

 

материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

 

забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей;

 

трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

Эти принципы развиваются в семейном законодательстве.

 

«Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

 

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

 

Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

 

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, Заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной зашиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

 

 

 Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

 

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Статья 31. Равенство супругов в семье

 

Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

 

Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.

 

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

 

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

 

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

 

Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

 

В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

 

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

 

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

 

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

 

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

 

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

 

 

 

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

 

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

 

3. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание,

 

 

арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

 

Статья 56. Право ребенка на защиту

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

 

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

 

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

 

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

 

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

 

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

 

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

 

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

 

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

 

Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

 

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

 

 

 

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

 

. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.

 

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

 

Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

 

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

 

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

 

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

 

Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

 

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

 

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

 

3.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

 

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

 

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

 

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

 

3. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

 

Статья 65. Осуществление родительских прав

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

 

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

 

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

 

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

 

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

 

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

 

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

 

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

 

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

 

При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

 

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

 

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

 

Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

 

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

 

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

 

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

 

Статья 68. Защита родительских прав

 

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

 

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

 

Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

 

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

 

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

 

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

 

злоупотребляют своими родительскими правами;

 

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность (курсив — авт.);

 

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией (курсив — авт.);

 

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга» (курсив — авт.).

 

 

Каковы функции семьи?

 

Первая функция семьи: одной из важнейших социальных функций семьи является функция психологического взаимодействия, основанная на внимании, заботе, ласке, нежности, от этого во многом зависит не только физическое здоровье супругов и их детей, а также психическая уравновешенность и устойчивость, но и удовлетворенность своей жизнью, своим трудом, способность к преодолению различных жизненных трудностей.

Стала уже банальной фраза из известного кинофильма: "Счастье - это когда тебя понимают". Но в том-то и беда, что нередко мы, вроде бы понимая других, стремимся сделать все по-своему. В супружестве невозможно быть счастливым каждому отдельно. Секрет в том, что или супруги вместе счастливы, или оба несчастливы: третьего не дано.

 

Л. Толстой "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

 

Г. Лонгфелло. Муж с женой подобен луку,

 

луку с крепкой тетивой,

 

хоть она его сгибает,

 

но ему сама послушна,

 

хоть она его и тянет;

 

но сама с ним неразлучна,

 

порознь оба бесполезны...

 

Вторая функция: хозяйственно-потребительская, т.е. разумное распределение всех материальных средств.

Семья выступает в качестве разумного и рационального регулятора половых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

 

Третья функция семьи семья обеспечивает функцию досуга, отдыха, т.е. функцию восстановления сил супругов, затраченных в процессе труда. В условиях семьи человек может, обеспечить себе рациональный режим, распорядок дня, нормальное питание, хорошую организацию отдыха.

 

Четвертая функция: репродуктивная функция семьи заключается в том, что она представляет собой основную ячейку, через которую происходит возобновление поколений, воспроизводство населения. Рождение детей является необходимым физиологическим процессом, способствующим сохранению здоровья женщины, продлению ее жизни. Отмечающийся рост заболеваемости женщин раком молочной железы и смертность от этой причины в молодом возрасте во многом определяется тенденцией к увеличению среднего возраста, в котором женщины рожают первого ребенка. Фактором предупреждения рака молочной железы являются первые роды в молодом возрасте (от 20 до 25 лет).

Для того чтобы зачать здорового ребенка, нужно пройти медико-генетическое консультирование, чтобы избежать передачи наследственных болезней и исключить вирусные заболевания и инфекции, которые могут помешать развитию ребенка. Если супруги любят друг друга и ребенок желанный, то ничего сверхъестественного делать не надо. Все остальное нам дает природа! Главное, чтобы ребенок еще в утробе матери чувствовал, что он желанный. Никаким внешним комфортом, никакими супердиетами и режимами невозможно заменить то, что он будет знать: он любимый и желанный. Рекомендуется во время беременности разговаривать с ребенком и отмечается, что после рождения у таких детей ускоряется психическое и физическое развитие. В моменты страха и обиды в организме женщины выделяются гормоны, нарушающие развитие мозговых структур у ребенка, который рождается из-за этого нервным, непослушным и т.д., поэтому будущей матери важно делать все то, от чего она получает максимум положительных эмоций.

 

Пятая функция - воспитательная: 3 кита, на которых стоит воспитание характера - игра, спорт, труд - подразумевают участие взрослых.

«Ребёнок – телевизор» - вот они самые, к сожалению,стабильные и самые разрушительные для семьи отношения. «Телевидение крадет у нас драгоценные минуты общения, - обеспокоены специалисты самых разных стран. – Мы и наши дети блуждаем в джунглях новых средств массовой информации, которые в большинстве своём приучают нас видеть норму во зле». Кинорежиссёр Савва Кулиш призвал всех взрослых: «Будьте осторожны, ваших детей воспитываете не вы, а совсем другие люди, показывающие им маньяков и курдалаков. Направьте свои усилия на то, чтобы ваши дети не переставали быть вашими детьми!» Семья – единственная ценность прогресса, способная помочь человеку в любом возрасте. Ребенку очень нужны любовь. Доверие, а значит, и уверенность: «Я не погибну», «Я нужен».Дети нуждаются в диалоге. Мы должны говорить им те слова, которые они не могут сказать себе сами: «Я тебя люблю», «Хорошо, что ты есть», «Я прощаю тебя». Такие слова исцеляющие. Любовь исцеляющая – это и умение слушать, позволяющая собеседнику раскрыться. Высказаться. И для родителей, и для детей семья – школа любви и человечности.

 

Шестая функция семьи – валеологическая. Семья является той незаменимой основой, где закладывается общее благополучие ребенка. Современное проведение профилактических мероприятий по оптимизации семейного образа жизни способно оказать благоприятное влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье детей и семьи в целом. Известно, что семейные отношения, психологический климат, обычаи, традиции в семье могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на показатели здоровья детей.

 

Задача семьи обучить детей основам здоровья и здорового образа жизни.

Для сознательного формирования здорового образа жизни всех членов семьи и, прежде всего детей большую роль играет медицинская активность семьи. Ведь здоровье ребенка, особенно в молодой семье, зависит от поведения родителей еще до рождения ребенка. И если ребенок рождается здоровым, родители своим образом жизни определяют формирование его здоровья.

 

Семейная жизнь - это школа, в которой муж и жена учатся заботиться друг о друге и о детях. В семейной жизни неизбежны отречения от своих эгоистических желаний. Это не обедняет человека, а обогащает - добротой, справедливостью, нежностью и т.д. Эгоисты, как правило, одиноки. В семье же они создают ссоры. Только рядом с девушкой, а затем супругой молодой человек превращается в мужчину, а мужчина становится личностью. Холостяки такой жизненной школы не проходят. Большую часть одиноких составляют те, кто разочаровался в первом, а иногда и во втором браке, и больше не рискуют вступать в брак, меньшую - холостяки и женщины, ни разу не находившиеся в браке. Так проходят годы. На вид эти люди независимы, однако на деле страдают от одиночества, не всегда сами это осознавая. Большинство из них становятся капризными чудаками, общение с которыми может оказаться крайне тягостным. Можно было бы сказать и о нерациональном питании, неряшливой одежде и т.п. Наиболее существенным все-таки является то, что холостяцкий образ жизни для взрослого вообще ненормален. В организме человека заложен код, где запрограммировано продолжение рода. Попытки противостоять природе почти всегда кончаются плохо.

Обстановка, "климат" семьи влияют на все стороны жизни человека. Американский ученый Р. Кол линз, составивший получившую известность анкету долголетия, отметил, что если человек состоит в браке, то он может к своей предполагаемой продолжительности жизни прибавить 5 лет, а если нет, то за каждые 10 лет прожитых одиноко вычесть 1 год.

 

Уже в 30-е годы 20 века Л. Каминский доказал, что семейная жизнь благотворно действует на здоровье, создавая преимущества именно для мужчин. Спокойная продолжительная совместная жизнь служит предпосылкой для увеличения продолжительности жизни. Многие супружеские пары Абхазии и Азербайджана состояли в браке 70-80 лет и даже 100 лет. В наше время на западе наряду со здоровьем самым главным в жизни является семья, воспитание детей.

 

Русский ученый Ф.М. Стехун тщательно изучил и сравнил образ жизни и состояние здоровья двух групп мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Из них состояли в браке 4201, не имели семьи 1803 человека. И оказалось, что, чем продолжительнее был период холостяцкой жизни, тем сильнее сказывалось ее отрицательное влияние на психическое здоровье. Так раздражительность, замкнутость, чувство неуверенности в своих силах к 45 годам у холостяков регистрировано в 93,3% у женатых - 13,7%. У холостых в два раза чаще, чем у женатых диагностируется простатит, в 4 раза чаще - половые расстройства. Почти у 50% обследованных холостяков было либо уменьшено число сперматозоидов, либо снижена их подвижность. Итальянские врачи проанализировали показатели смертности от болезней и травм среди женатых, холостых и разведенных. Оказалось, что по сравнению с женатыми болезнями сердца холостые страдают в 1,5 раза чаще, разведенные в 2 раза, гипертонической болезнью - в 2 раза и в 3 раза соответственно, острой сосудистой недостаточностью - в 2 раза и в 2 раза, раком пищеварительных органов - в 1,5 раза и в 2 раза, циррозом печени - в 3 раза и в 7 раз, раком легких - в 1,5 раза и в 2,5 раза, попадают в дорожные катастрофы - в 1,5 раза и в 4 раза чаще, чем женатые.

 

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг - несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

 

Ответьте, пожалуйста, мысленно на три вопроса (да, нет, не всегда):

 

1. Хорошо ли вам живется сейчас в вашей семье? Живя вместе, люди полагают само собой разумеющимся, что все довольны. Если в семье нет явного конфликта, принято считать, что все удовлетворены сложившейся ситуацией. Многие из членов семьи даже не осмеливаются задать себе этот вопрос. Они мирятся с жизнью, которая кажется им более или менее удачной, и не предполагают, что семейную ситуацию можно вообще как-то изменить.

 

2. Чувствуете ли вы, что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми, которые уважают и любят вас?

 

Такой вопрос у многих вызывает недоумение.

 

3. А быть членом вашей семьи - это интересно и приятно? Действительно, существует много семей, члены которых считают, что жизнь в их доме приятнее и интереснее, чем где-либо еще. Но многие люди долгие годы, день за днем живут в семьях, которые им неприятны. Такие люди воспринимают свою семью как поле боя или непосильное, тяжелое бремя. Если вы ответили "Да" на все три вопроса, то вашу семью можно назвать зрелой и гармоничной. Если вы ответили "Нет" или "Не всегда", вы скорее всего живете в семье, в которой есть определенные трудности и проблемы. Это не означает, что ваша семья плохая. Это говорит лишь о том, что члены вашей семьи не очень счастливы и не научились, по-настоящему любить и ценить друг друга.

В настоящее время в ряде стран разрешены однополые браки.

 

По различным признакам выделяют различные типы семьи (рис. 3.16).

В основе типологизации семьи могут лежать:

 

форма брака — моногамная и полигамная семья;

 

структура родственных связей — простая (нуклеарная) и сложная (расширенная) семья;

 

число детей — бездетная, малодетная, среднедетная и многодетная семья;

 

структура распределения власти в семье — традиционная, нетрадиционная, эгалитарная (семья равных, коллективистская) и переходная семья;

 

характер проведения досуга — открытая и закрытая семья.

 

Наиболее распространенным типом современной российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них (около б7%).

Сложные семьи, включающие две или более супружеские пары, составляют около 3,5% всех российских семей, еще 12% — это супружеские пары, живущие с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

 

В последние годы увеличивается доля неполных семей, в подавляющем большинстве случаев состоящих из одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми («материнская семья»). В таких семьях один, реже два ребенка. Эти семьи в настоящее время составляют более 13 % российских семей.

 

К неполной семье относят группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми. Неполные семьи должны пользоваться повышенным вниманием медицинских работников, поскольку относятся к группе риска по возникновению и развитию различных заболеваний.

 

 

На сегодняшний день существует несколько классификаций семей среди различных специалистов, так, социологи выделяют следующие типы семей: 1)гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная..

2) традиционная модель семьи, где чёткое разграничение мужских и женских обязанностей; модернизированная, которая предполагает равноправие и равные обязанности супругов во всех вопросах.

 

Ведущим принципом определения неблагополучности семьи с позиций участкового врача-педиатра, по-видимому, должно быть отношение семьи к здоровью своего ребенка. С точки зрения работы участкового педиатра, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующей градации семьей для более полного учета негативных факторов, способных оказать свое влияние на основные показатели здоровья ребенка (заболеваемость, младенческая смертность, физическое и нервно-психическое развитие).

 

3) Первая группа – полные семьи, в которых рождаются дети.

 

Вторая группа – неполные семьи:

 

 

Неполная много поколенная семья.

 

Неполная родительская семья; в этом случае отсутствует один из родителей.

 

Неполная семья, когда отсутствуют оба родителя. Ребенка воспитывают родственники.

 

4) Кроме этого существует еще одна классификация семей: зрелая, гармоничная семья и проблемная семья.

Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни.

 

Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро. Как только попадаешь в такую семью, то сразу начинаешь испытывать особое неудобство и дискомфорт, холод, как будто все оказались на морозе: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Может быть, ощущение тяжести и напряжения, какое бывает перед грозой, когда дождь и гром могут разразиться в любую минуту. Иногда семейная атмосфера полна скрытности, как будто вы находитесь в штабе шпионского главнокомандующего. Порой становится очень грустно без видимых причин. Но это происходит оттого, что в этой семье все источники жизни перекрыты. Когда попадаешь в такую ситуацию, то организм мгновенно дает особую реакцию: начинает поташнивать, плечи опускаются, в спине возникает ощущение скованности, появляется головная боль. Когда начинаешь общаться с членами семьи, то убеждаешься, что и члены семьи испытывают каждый день то же. И в этой связи легко находишь ответ на вопрос, почему так часто болеют люди, у которых не складывается семейная жизнь. Их организм просто очень по-человечески реагирует на бесчеловечную атмосферу, в которой они живут. В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованы и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Голоса их звучат резко и скрипуче или почти не слышно. Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеской расположенности между членами этих семей, где никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. И возникает вопрос: как же этим людям удается выжить в подобной атмосфере? В некоторых семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими. Никто не хочет подобной жизни, и люди живут так только потому, что не знают, как все это можно изменить.

 

В зрелых семьях совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность, любовь. В таких семьях чувствуешь себя полноценным человеком: любимым, высоко ценимым, нужным. В благополучных семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.

 

Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для радости и удовольствия. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышанным. Члены зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах.

 

Каждая проблемная семья может стать зрелой. Большинство причин неблагополучия таких семей кроется в личном опыте каждого члена семьи, опыте, который он приобрел в течение жизни. А поскольку этот опыт есть результат научения, можно научиться жить иначе. Вопрос только в том, как это сделать.

 

Вам необходимо признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной.

 

Вы должны простить себе прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по другому, не так, как это было до сих пор.

 

Надо принять решение о необходимости изменения ситуации.

 

Сделать первые шаги на пути к этим изменениям.

 

Как только вы отчетливо увидите проблемы вашей семьи, вы поймете, что все, что вы раньше делали, было лучшим из того, что вы вообще могли тогда делать. Нет смысла начинать новую жизнь с самообвинения или упреков в адрес близких людей.

Ежегодно в России образуется более 1,8 млн. новых супружеских пар, но в тоже время в среднем по стране распадается каждый 2-й брак через 10 лет. Результатом является рост неполных семей. Рождение и воспитание детей в неблагополучных семьях влечет за собой целый ряд социально-гигиенических последствий, среди которых, в первую очередь, можно выделить повышенную заболеваемость, отставание в нервно-психическом развитии и более высокую младенческую смертность. На сегодняшний день в семьях, имеющих, отрицательные факторы социального порядка, проживает в среднем каждый третий ребенок в возрасте до 15 лет. В семьях, где ребенка воспитывает один из родителей, существенно чаще встречаются болеющие дети, чем в полных семьях. В 70% случаев источником возникновения неврозов у детей являются неблагоприятные отношения между супругами. Следовательно, важно не только образовать семью, но и сделать все необходимое для ее сохранения и упрочения.

 

Основные проблемы современной семьи

Проблемы семьи во многом определяются ее составом, типом, этапом жизненного цикла. Среди основных выделяют:

 

финансовые и материальные проблемы;

 

жилищно-бытовые проблемы;

 

проблемы, связанные со здоровьем;

 

проблемы, связанные с трудовой деятельностью;

 

проблемы, связанные с получением образования и учебой;

 

проблемы воспитания детей, а на более поздних стадиях развития семьи — внуков;

 

социально-политические проблемы;

 

страх перед будущим.

 

Не все из этих проблем могут быть решены медицинскими работниками, но часть проблем находится в их компетенции. Так, проблемы, связанные со здоровьем, воспитанием детей, могут быть успешно решены и сестринским персоналом. Медицинская сестра может дать квалифицированный совет и при решении некоторых проблем, связанных с выбором профессии, получением образования и учебой.

К числу медико-социальных проблем, находящихся в компетенции медицинской сестры, можно отнести:

 

вопросы сохранения и укрепления здоровья членов семьи;

 

организацию ухода за новорожденными и грудными детьми;

 

профилактику алкоголизма, токсикомании и наркоманий;

 

половое воспитание детей и подростков;

 

организацию адекватного и рационального питания членов семьи;

 

вопросы адекватной физической активности;

 

организацию безопасной окружающей среды для членов семьи в зависимости от возраста ее членов;

 

некоторые вопросы планирования семьи;

 

целый ряд других, в том числе связанных с нарушением здоровья.

 

 

Всякая семья переживает несколько кризисов:

 

добрачный

 

вступление в брак

 

рождение ребенка

 

уход взрослого ребенка из семьи

 

уход одного из супругов из семьи (развод, смерть)

 

Всякий раз человек сталкивается с неопределенностью, ему нужно кардинально менять стереотип своей жизни. Формально семья начинается с момента вступления в брак, однако влияние на совместную жизнь оказывают также добрачные отношения - период знакомства и ухаживания. Именно тогда начинается изучение друг друга и взаимное постепенное приспособление. Это, разумеется, не происходит за 2 недели или 1 месяц. Вживание в мир другого человека, изучение его личности требует больше времени. Продолжительность этого периода надо определять сознательно, ибо брачный союз не может быть основан только на взаимной симпатии. К сожалению, не сохранились традиции публичной помолвки. Многие взрослые считают, что если молодые долго дружат, то крепче семья. Но по законам психологии лучше можно познать за короткий срок (оптимально 1,5 года), т.к. при долгом знакомстве негативных черт не видно, они стираются. За 1,5 года человек снимает "маску", если он ее надел, т.к. ему тяжело будет носить ее.

Мы часто забываем, что влюбленность и любовь во многом явления разные. Между ними нельзя ставить знак равенства. Влюбляются в большинстве случаев не в человека, как личность, а в какие-то характерные для него внешние признаки: волосы, глаза, ноги, улыбку, тембр голоса, манеру говорить, осанку, даже в стиль одежды.

 

У любого человека в подсознании таится какой-то неясный идеальный образ представителя другого пола. Влюбляясь, находят в представителе другого пола черты, свойственные этому образу, созданному фантазией. Однако в дальнейшем может выяснится, что объект влюбленности вовсе не соответствует идеальному образу и, промелькнув как молния, влечение проходит. Кроме того, неясный идеальный образ может совпасть, совместиться с объектом влюбленности, и тогда рождается более серьезное и продолжительное влечение.

 

Любовь – это Потрясающее Чувство

 

Это Великая Гармония Красоты,

 

Это всегда Верность, Незаменимость,

 

Единственность, это всегдашнее Желание

 

сделать другого – Счастливейшим Человеком. Б. Шоу

 

Различают браки по любви, по расчету, в отместку. Самые крепкие браки по расчету, самые нестойкие - по любви. В романтических историях есть всегда ожидание чего-то, все это исчезает, и человек не может принять брак как работу.

 

Я рассчитала, я жду того, чего хочу, и получила то, что хотела, а остальное меня не касается. Она или он рассчитывает и способы компенсации того, чего не хватает. Но по качеству такие браки на низшем уровне.

 

Существует 3 причины, которые приводят к конфликтам и разводам:

 

из-за несхожести характеров,

 

из-за несоответствия интеллектов и культурных запросов,

 

из-за невозможности сексуального удовлетворения,

 

Что касается 1-го, то практика свидетельствует об обратном. Это означает, что это два лентяя, или два эгоиста со схожими характерами. Совместимость исходит из темперамента:

 

сангвиник и холерик (битва, конфликты за лидерство)

 

флегматик и меланхолик (могила грустная, скучная, тихая)

Лучше использовать принцип: огонь и лед, т.е. чего тебе не хватает, У него есть, а у меня нет, следовательно, получается из 2-х половинок целое.

 

Лучше: сангвиник - флегматик

 

холерик – меланхолик.

 

Для осознания вопросов совместимости и индивидуальной тактики с партнером необходимо познакомиться с классификацией психологических типов мужчин и женщин С.С. Либиха (1980).

 

I. Женщины

 

1. Женщина —мать. Это женщина, которая бессознательно стремится играть роль матери в партнерской паре. Ее психологический стиль поведения отличается властностью, стремлением опекать партнера, защищать его, авторитарно решать общие для пары вопросы. Такая женщина может, не отдавая себе в этом отчета, увлекаться неудачниками, слабыми, больными мужчинами. Слабость и несчастья мужчин стимулируют у женщины такого типа ее сексуальность. Даже некоторая капризность, тревожность, слабость потенции у мужчин могут входить в структуру предпочитаемого образа партнера.

 

2. Женщина - женщина.

 

а. Агрессивный тип. Речь идет о женщине, которая самоутверждается в борьбе с партнером, которая из области психологических взаимоотношений переходит и в сферу сексуального общения. Психологический портрет обычно таков: подчеркнуто самостоятельна, язвительна, насмешлива, любит одерживать верх над мужчиной. В своей сексуальности отмечает необходимость в получении от мужчины оргазма, все свои затруднения в сексе переадресовывает мужчинам, может достаточно сильно унизить партнера. Обычно бессознательно наслаждается растерянностью мужчины.

 

б. Пассивный тип. Её идеалом служит "сильный мужчина", она хочет бездумно подчиняться, мечтает о мужчине, который "за руку проведет по жизни", которому готова "полностью отдаться". В ласках мужчины предпочитает агрессивность, напор, решительность, вплоть до элементов насилия.

 

3. Женщина — дочь. Здесь идеал — это мужчина существенно старше, с богатым жизненным опытом, хорошо и с достоинством ориентирующийся в различных ситуациях. Женщине этого типа хочется в присутствии партнера чувствовать себя маленькой, слабой, ведомой. В ласках партнера ищет опытности, "знания, которое выше силы".

 

II. Мужчины.

 

1. Мужчина — отец. Испытывает необходимость в покровительстве, любит опекать, ищет подчинения, зависимости. Чаще - элегантный, с богатым сексуальным опытом, увлекательно говорит, красиво ухаживает. Возможно, невысокий сексуальный потенциал компенсируется широким спектром ласк, умело подобранной обстановкой. В поведении женщины ценит элемент ее "отдачи", наивности, слабости, очарованности им. Особо ценные черты женщины для него - эта подчиненная восхищенность его качествами, подчеркиваемая благодарность и угадывание его желаний и потребностей.

 

2. Мужчина—мужчина.

 

а. Агрессивный тип. Склонен к демонстрации "мужского" поведения, как он это себе представляет. Безапелляционен с женщинами, ориентируется на себя и свои желания, резок, может быть демонстративно груб. Себя видит в роли "покорителя", "укротителя". В ласках применяет элементы насилия, может причинять боль, не ориентирован на состояние и потребности партнера, уверен в том, что гармония секса зависит только от его потенции.

 

б. Пассивный тип. Стремится к "сильной", "независимой" женщине. Зачастую его влечет к женщине с мужеподобными признаками в поведении, одежде, манерах. Неосознанно ищет в женщине символы силы в телосложении, росте, в жестком и авторитарном поведении. Готов подчиняться, выполнять приказы, быть объектом выговоров, наказаний, претензий.

 

3. Мужчина — сын. Психологическими особенностями здесь являются несамостоятельность, желание подчиняться, капризность, незрелость суждений и поступков, зависимость от женщины. Зачастую - хрупкий, болезненный, нерешительный.

 

А вот размышления Ю. Андреева. Нарисуем рядом один с другим два небольших столбика, и каждый разделим поперек примерно на три равные части. Левый будет представлять собою сто процентов готовых к женитьбе мужчин. По статистике, примерно третья часть мужского населения будет представлять собою мужчину-патриарха, диктатора, владыку, "командира". Таковые созданы, чтобы повелевать и отдавать "ценные указания" или "еще более ценные, указания", (имеется в виду именно семейная жизнь).

 

Следующий ниже слой мы условно назовем "мужчина—мужчина". То есть там расположены мужчины, обладающие весьма широкой шкалой возможных взаимоотношений с женщинами, которые встретятся на их пути. Мужчины-мужчины весьма подвижны и податливы на разного рода взаимные варианты возможных взаимных отношений и взаимодействий. Они способны осуществлять обратную адекватную связь.

 

Часть третья: "мужчина - мальчик", "мужчина - сыночек". То есть это тот, который нуждается в опеке, в руководстве. Он хочет быть за женой как за каменной стеной, ее руководящие указания ему насущно необходимы. Терминологическое определение " мужчина - мальчик" вовсе не является оценочной категорией. Этот мужчина может быть замечательным деятелем в своей области труда. Он способен быть и знаменитым металлургом, и удивительным хирургом. Приведу пример на жизни: в Ленинграде работал воистину крупный, всемирно известный артист, который на все гастроли ездил со своею женой, она сопровождала его на все съемки, на все спектакли. Она неукоснительно следила за тем, застегнуты ли у него перед выходом на сцену брюки, хорошо ли он накормлен перед работой, и, благословив, выпускала на сцену, и он создавал свои удивительные, немеркнущие образы, и его роли не стираются из памяти у тех, кто с благодарностью принимал его мужественное и гуманистическое искусство. И этот "мужчина - сыночек", и оба эти супруга были счастливы всю свою долгую совместную жизнь. То есть данная рубрикация не имеет никакого отношения к дискредитации мужчины, она лишь устанавливает его доминанту в семейной жизни.

 

Теперь обратимся к женщинам. Верхняя часть столбика: матриарх, владычица, Кабаниха, Салтычиха—в общем, руководительница, которая должна наставлять и направлять своего супруга. Повторяю, здесь не содержится оценочных моментов, она может быть скромным рядовым работником у себя на швейном предприятии, но в семейной жизни - это твердый и неукоснительный лидер.

 

Далее: "женщина—женщина", человек, способный на значительную гибкость в установлении взаимосвязей с мужчиной в зависимости от индивидуальных особенностей его характера.

 

Потом: "женщина—девочка", "женщина— дочка". Она рождена для того, чтобы идти за лидером и полностью ему доверяться. Она должна быть замужем. Здесь разница в годах не играет никакой роли. Мария любила Мазепу при разнице в 26 лет; и это была бы счастливая любовь, если бы в нее не вмешались посторонние силы.

 

Теперь – коль скоро нам известна подобная статистика - должны же мы соображать, кто к кому, подходит, кто с кем может удачно сочетаться. Слева сверху вниз направо - великолепное сочетание! Сверху, справа вниз налево – замечательно соотношение! Соотношение со средней горизонтали; может составить прекрасную семейную пару. Таким образом, в этом и некоторых других вариантах мужчина и женщина могут великолепно объединиться и найти прекрасные возможности, чтобы соответствовать друг другу согласно индивидуальным особенностям каждого. Но! "Патриарх" и "матриарх" если они пытаются заключить семейный союз, явят собой страшную картину. В - полном смысле слова это будут два медведя в одной берлоге, где каждый станет самоутверждаться в своем главенстве по отношению к другому. Да, при подобном сочетании возможны великолепные солнечные дни где-либо в беззаботной курортной ситуации, но для сколько-нибудь длительной жизни подобная пара не приспособлена. Будет ужасно также, если сойдутся "мужчина - мальчик" и "женщина –девочка". Это будет вечное повторение неудовлетворенности, попреки, жалобы, постоянное нытье один будет постоянно прятаться за другого, чтобы укрыться там от неблагоприятных обстоятельств, от душевной непогоды это будут сплошные обвинения, и такая-то тягостная ситуация может продолжаться всю жизнь, потому что характера, чтобы изменить положение и расстаться, у них может не хватить.

 

Понятно, что контакт лиц с описанными психологическими особенностями может определять гармоничность или дисгармонию их отношений.

 

Так совпадение "мужчины" – отца" и "женщины - дочери!" (как и "мужчины - сына" и "женщины – матери") достаточно гармоничны, так как ожидания каждого в паре психологически удовлетворяются, что в свою очередь способствует и сексуальному удовлетворению. Вышесказанное относится и к сочетанию агрессивного и пассивного психологических типов. Опасность ожидается в случае совпадения двух однозначных типов: "женщина – мать" и "мужчина - отец", либо "женщина - дочь" и "мужчина - сын". В первом случае можно ожидать постоянную борьбу за лидерство, конфликты по любому поводу, включая сексуальную сферу. Сексуальная гармония здесь труднодостижима, так как один из партнеров будет чувствовать себя постоянно побежденным. Не менее сложен и второй случай "женщина - дочь" и "мужчина - сын" уклоняются от ответственности за любое решение, вплоть до сексуальной деятельности, где супруги могут иметь длительные перерывы сексуальной жизни, причиной которых является лишь то, что каждый ждет активности и инициативы от другого.

 

Для каждого человека есть своя пара. В чистом виде 10-15%, подчас смешано, но что-то всегда доминирует и на этом строит свое поведение, идеально, если бы мы были гибкими и могли играть эти роли, т.е. - быть адекватными.

 

Женщин мужчины оценивают в 4-х плоскостях:

 

жена или женщина красавица

 

жена - товарищ

 

жена - великолепная любовница

 

жена - замечательная хозяйка

 

Хорошо, если все совместимо в одной женщине, но всегда чего-то не хватает. Можно делать выбор (когда женится) исходя из компенсации:

 

красоту можно компенсировать

 

можно найти друга

 

тоже можно компенсировать

 

это качество, которое компенсировать нельзя

 

При выборе жены обращать внимание на то, что нельзя компенсировать.

 

2-я причина. В жизни встречается много случаев, когда возникают хронические конфликты из-за несоответствия интеллектов и культурных запросов.

Пример: 1) Молодой человек стал пить. Причина: жена - учительница, решил, что она его бросит.

 

2) Пожилая женщина психотерапевту говорит: "Доктор, представляете, мой муж не ходит в филармонию. Хороший человек, деньги зарабатывает, любит меня, детей, но не ходит в филармонию".

 

Сколько недоразумений, а то и трагедий происходит там, где семейная жизнь начинается с попыток отстоять свою независимость, понимаемую как право жить, не считаясь с настроением и привычками того, кого мы сами, никем не принуждаемые, выбираем себе в мужья, а своим детям - в отцы. "Мало ли что ты не одобряешь слишком коротких платьев, или крашеных волос, или курения, - я хочу и буду!" Или "На каком основании ты меня допрашиваешь? Да, была с подругой в кафе. Тебе не хотелось бы? Скажи, пожалуйста! А мне хотелось бы! Мы же с тобой договорились, что будем жить, не стесняя свободы друг друга". Свободы? Свобода - вещь прекрасная, да только с правилами нормальной семейной жизни практически далеко не во всем совместимая, потому что главное этих правилах - радостное подчинение желаниям другого.

 

Способность уступить - вот что лежит в основе семейного благополучия. В Петербурге, провели исследование "Какой не должна быть жена?" "Каким не должен быть муж?" Надо было указать в порядке значимости 5 качеств. В опросе принимало 216 человек. По мнению большинства опрошенных женщин, мужчина не должен быть глупым, слабым, жадным, а женщина, по мнению мужчин - грубой, глупой, злой. Злость - весьма распространенная и устойчивая черта женского характера в настоящее время. Доказательства? Пожалуйста.

В общественном транспорте и очередях; в отношениях учительниц и мам с детьми - злость; в общении дочек с родителями, жен с мужьями - злость. Ее спутники - грубость и бестактность - "популярные" причины разводов. В Латвии - 11,2% разводящихся мужей указали причину развода - грубость и бестактность. В Магнитогорске - 36,7%. Говорят: милые бранятся, только тешатся. Нет, неправда, всякая ссора необратима. След, оставленный ею, в сущности, не зарастает никогда.

 

Умение ладить - самое ценное качество у спутников по семейной жизни. Конфликты дезорганизуют и разрушают брак, угрожают психическому здоровью. Исследования, проводимые у нас в стране и за рубежом, рисуют одну и ту же неприглядную картину: основная причина неврозов - семейные конфликты. С ними связано более 40% обращений за медицинской помощью к психиатрам, невропатологам и психологам.

У людей, чьи супружеские отношения складываются неблагополучно, психические заболевания встречаются в 6-10 раз чаще, нежели у тех, чье супружество счастливо.

 

Вьетнамская пословица "Характер может убить красоту".

 

Муж и жена воспитываются в разных семьях, имеют различное воспитание, манеры и привычки. Влюбленным это не мешает, обнаруживается это впоследствии. Супруги, прожившие дружно в течение многих лет даже внешне похожи друг на друга.

 

Гармоничный брак не терпит неискренности, лжи и обмана. Кстати, молчание иногда сродни лжи. Ложь и обман надолго могут отравить домашнюю атмосферу, бывает навсегда. Любой обман отдаляет супругов друг от друга, вызывает недоверие, которое вновь обрести трудно и невозможно. А подозрение и слежка друг за другом говорят о том, что брак трещит по швам и стал для супругов нервотрёпкой и мучением. Горькая, правда, во всех случаях лучше сладкой лжи. В гармоничном браке не должно быть места ситуации, при которой супругам приходилось бы друг другу причинять боль, поэтому он и есть гармоничный. 45% разводов - причина сексуальной неудовлетворенности. Этой проблемой надо активно заниматься. Сексология - наука, занимающаяся сексуальным здоровьем.

Современные люди сознают, что достижения в материальной сфере не делают человека счастливым. А оно находится в углублении, расширении межчеловеческих отношений. Секс - это и есть такие отношения.

 

Некоторые говорят: "Секс, не играет роли в моей жизни!" - то он ханжа, или лицемерит. Существуют 3 модели полового воспитания:

 

 

Репрессивная модель представлена в странах, где главенствует католическая церковь (Италия, Польша). Лозунг: "Чем меньше информации об интимных отношениях, тем лучше!" Здесь половое воспитание связано с воспитанием будущего хозяина, добытчика, матери-хозяйки. У них действует иллюстрация половых отношений на уровне пестиков и тычинок.

 

Либеральная модель. Общий тон: Да! Представлена в скандинавских странах. Здесь во всех учебных заведениях дается полная информация о сексуальных отношениях, но ответственность за нравственное воспитание молодежи перекладывается на семью.

 

Золотая середина. Общий тон: Да, но!

 

Представлена модель в Венгрии, Чехии, Словакии. Дается достаточная информация, но основная цель воспитания - воспитание зрелой личности, которая будет правильно использовать эту информацию.

Наша страна: никакой модели полового воспитания нет. И нам нужно следовать американской модели, чтобы каждая школа, учебное заведение имела свою модель т.к. страна огромная, много различных национальностей, а у всех народов свои отношения, свои законы, уклады. Здесь невозможно унифицировать. Программы полового воспитания следует создавать из конкретных условий. В американских школах преподают предмет "Обучение семейной жизни".

 

Биологической основой любви мужчины и женщины является сексуальное влечение, призванное обеспечить продолжение рода. Поэтому к предпосылкам гармоничного брака относятся и гармоничные интимные отношения

 

Гармония в интимных отношениях выражается в удовлетворенности обоих супругов. В браке никто из супругов не должен страдать от сексуальной неудовлетворенности. К сожалению, это не всегда так. Сексологи многих стран единодушно утверждают, что почти 50% жен недовольны своей сексуальной жизнью, и примерно 33% относятся к этому холодно и безразлично. “Холодных женщин нет, есть только женщины не согретые. Холодных мужчин нет, есть только неумелые и нечуткие женщины”. Бостанджиев Т). Среди мужчин недовольных меньше, однако, их удовлетворенность часто достигается без учета интересов партнерши. При этом большинство мужчин и не догадываются, что такое удовлетворение далеко от со


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: