Актуализация новой темы

Обществоведенье. 9 класс. Дата: ___________________________________________

Раздел 1. Человек (6 ч).

Урок 4. Тема: Эмоции, воля, чувства (3/6 ч.)

ХОД УРОКА

Цель урока: раскрыть понятия эмоции, воля, чувства, показать приемы развития волевых качеств личности.

Задачи:

· научить распознавать на основе приведенных характеристик эмоции и эмоциональные состояния;

· совершенствовать навык характеризовать способы управления эмоциями и чувствами;

· объяснить и конкретизировать примерами виды эмоций, чувств и волевых качеств в жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Организационная часть.

2. Проверка домашнего задания:

1. Что такое темперамент?

2. Можно ли его изменить?

3. Смогли ли вы определить свой темперамент?

4. Темперамент и характер: в чем разница?

5. Расскажите о градации способностей?

6. Какими способностями, по вашему мнению, обладаете вы?

Актуализация новой темы

Звучат стихи

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

Когда засмеются в душе подчас

Трели по-вешнему соловьиные

От дружеской встречи, улыбок, фраз,

То чувства, наверно, пылают в нас

Небесного цвета синие-синие.

А если вдруг ревность сощурит взгляд,

Иль гнев опалит грозовым рассветом,

То чувства, наверное, в нас горят

Цветом пожара – багровым цветом.

Когда ж захлеснет тебя вдруг тоска,

Да так, что вздохнуть невозможно даже,

Тоска эта будет, как дым горька,

А цветом черная, словно сажа.

Если же сердце хмельным-хмельно,

Счастье, какое ж оно, какое?

Мне кажется, счастье как луч.

Оно жаркое, солнечно-золотое!

Назвать даже попросту не берусь

Всех их – от ласки до горьких встрясок,

Наверное, сколько на свете чувств,

Столько цветов на Земле и красок…

Но если ты даже и повелишь,

Одно, хоть убей, я отвергну –

Это чувства, крохотные, как мышь,

Ничтожного – серого цвета!

Вопрос: А с каким цветом Вы ассоциируете свое эмоциональное состояние сейчас?

(Рефлексия эмоционального состояния цветом).

Тема нашего урока «Эмоции, воля, эмоции, внимание».

Как вы понимаете определение «эмоция»?

Эмоцыя — унутраны псіхічны працэс, які працякае ў форме перажыванняў і адлюстроўвае значнасць знешніх і ўнутраных сітуацый для чалавека.

Работа с учебником: с. 27 – чтение, обсуждение.

Работа с иллюстрацией на с. 27 – расскажите, какие эмоции показывает модель?

Работа с инфографикой на с. 26 и текстом курсивом на с. 28

Как вы понимаете определение «настроение»? Дайте свое определение. Опишите свое настроение сейчас.

Беседа о стрессе: понятие, причины стресса, способы от него избавиться.

Беседа о чувствах: на какие группы вы можете их поделить? (моральные, интеллектуальные, эстетические)

Что же такое воля? Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет 2 функции: побудительную и тормозную. Как вы думаете, в чем заключаются эти функции?

Побудительная – побуждает бороться с препятствием, преодолевать его, а тормозная – способность удержать себя от нежелательных поступков.  
Чем обусловливается воля?  
  Потребностями
Верно. волевой акт состоит из нескольких этапов. Первый – выбор цели, второй – выбор средств для достижения цели. Оба этих этапа – результат мыслительной деятельности человека, в процессе которой человек обдумывает сразу и конечный вариант. Благодаря этому, процессы волевого действия предваряют мышечную деятельность и контролирует ее. А кто такой волевой человек?  
  Это тот, кто всегда хорошо обдумывает свои действия, не идут ни у кого на поводу, самостоятельно принимают решения.
Правильно. Но так же есть и слабовольные люди. Чаще всего они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае мы говорим о внушаемости, во втором – о негативизме. Давайте рассмотрим их отличительные признаки. Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу «Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом».
Нормальный волевой акт Осознанный выбор цели Осознанный выбор способов деятельности Осознанное действие, оценка запланированных результатов и их последующая коррекция при необходимости.
Внушаемость Выбор цели отсутствует Выбор способа деятельности отсутствует Действие навязывается со стороны
Негативизм Выбор цели отсутствует Выбора способов действия нет Действие, противоположное тому, что навязывается со стороны
 
Мы рассмотрели, что же такое воля. А что же такое эмоции и откуда они берутся? В головном мозге существуют центры, отвечающие за проявление удовольствия или страдания. Всё это выражается в виде эмоций. Какие эмоции вы знаете?  
  Плач, смех, страх, радость.
Правильно. Только это не сами эмоции, это – эмоциональные реакции. Они присущи всем людям, так как носят безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют эмоции. Какой яркий пример можно привести этому?  
  Плакать можно и от горя, и от радости.
Верно. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональное состояние человека. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?  
  В настроении. Оно может быть плохое и хорошее.
А какие эмоциональные состояния вам знакомы?  
  Аффект, стресс.
Давайте рассмотрим, что же это такое. Аффект – это состояние бурной эмоциональной вспышки, во время которой человек полностью теряет над собой волевой контроль. Обычно он длится недолго и по его окончании человек сожалеет о том, что он сделал. Стресс – это перенапряжение сил организма, которое если будет продолжаться длительное время может привести к неврозам, гипертонии и другим заболеваниям. Но так же наряду с эмоциональными состояниями существуют и эмоциональные отношения. Они всегда направлены на один объект, лицо или процесс. Какие примеры вы можете привести?  
  Любовь, дружба, ревность, зависть.
Чувства не всегда постоянны. Они могут появляться, развиваться до какого-либо определенного момента и ослабевать, либо угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и темперамента человека. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином объекте. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Также существует произвольное и непроизвольное внимание. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. А что такое рассеяность?  
  Невнимательность.

 

Подведение итогов урока:

1. О чем мы сегодня беседовали?

2. Что такое чувства, эмоции, воля? (можно своими словами)

3. Как наше эмоциональное состояние влияет на наше здоровье?

4. Можно ли контролировать свои чувства?

 

Рефлексия

1. Вам нравился сегодняшний урок?

2. Что нового вы узнали из этого урока?

3. Что вам показалось интересным?

4. Что осталось непонятным?

 

Домашнее задание:

§3, вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: