Анализ работы со случаем 1

Служба примирения Алексинской СОШ

(город Алексин, Тульская область)

Анализ работы со случаем 1

Информация об участниках конфликтной ситуации поступила в школьную службу примирения от классного руководителя 7 класса.

Фабула: между учениками 7-го «А» класса Артуром и Мишей во время урока технологии произошёл конфликт. У Артура был врождённый дефект речи - заикание. Миша зарекомендовал себя спокойным мальчиком, но очень наивным и иногда, по словам товарищей, позволяющим себе нецензурно выразиться в адрес одноклассников. Хотя мальчики и учатся в одном коллективе с первого класса, они редко контактируют друг с другом и редко общаются. Раньше конфликтных ситуаций между ними не возникало.

На уроке технологии, когда Артур шёл показывать тетрадь преподавателю, Миша, общаясь с Петей, передразнил одноклассника, начав заикаться. Артур посчитал, что Миша сделал это специально и, возвращаясь на своё место, стукнул тетрадью Мише по глазу.

На следующий день после произошедшего мама Миши пришла в школу разбираться по поводу произошедшей ситуации, уверяя классного руководителя, что её сын не передразнивал Артура и требуя наказать обидчика, поставив его на учёт. Когда классный руководитель привёл обоих мальчиков и их мам ко мне как к социальному педагогу, то между родителями началась агрессивная ссора, которая очень быстро переросла в рукоприкладство и взаимное унижение детей и друг друга.

Мною было предложено обеим мамам пройти процесс медиации и встретиться на следующий день с каждой стороной отдельно. После этого я объяснил, в чём заключается суть данного процесса и, получив согласие, договорился с обоими родителями о времени встречи.

Предварительная встреча с жертвой. На третий день после произошедшего утром ко мне на медиацию пришла мама пострадавшей стороны (Миши). В кабинете я рассказал о школьной службе примирения, которая занимается разрешением конфликтов мирным путём, рассказал об особенностях работы службы. Предложил обсудить конфликт, который произошёл между ним и Артуром.

Сначала на мои вопросы, задаваемые Мише, пыталась отвечать его мама, но я сразу попросил ее дать возможность сыну самому подумать и проанализировать ситуацию. Очень медленно, вспоминая ситуацию, Миша начал рассказывать, что во время урока он разговаривал с Петей о чём-то и не видел, что Артур проходил мимо. Мише сложно было решить для себя, как бы он сам поступил на месте Артура, долго думал над вариантами развития ситуации и чувствами, которые он бы испытывал на месте оскорблённого Артура.

После беседы с Мишей, выслушав его рассказ о произошедшем, я начал беседу с его мамой. Я попросил рассказать, как она узнала о конфликте и как отреагировала на рассказ сына. Мама пояснила, что была очень возмущена поведением Артура и пришла в школу к классному руководителю, чтобы прояснить всё произошедшее и наказать виновного.

После этого я задал несколько вопросов Мише: «Ты хотел бы наладить отношения с Артуром»? – «Ну, я не знаю, потому что мы не общаемся. Я просто хочу, чтобы он не трогал меня и извинился». – «Что ты можешь предложить, чтобы изменить ситуацию»? – «Ну, я не знаю. Наверно, я извинюсь перед Артуром и буду стараться себя контролировать». – «А ты бы хотел с ним встретиться и сказать ему об этом»? – «Мы с ним не общаемся». – «Ты не возражаешь, если я поговорю с ним, и Артур, возможно, захочет помириться с тобой и встретиться в этом кабинете»? – «Хорошо, тогда я приду встретиться с ним». Мама Миши также согласилась на встречу с обидчиком и его мамой. С семьёй были оговорены и записаны вопросы и пожелания для Артура и его мамы.

Предварительная встреча с обидчиком. В конце рабочего дня после уроков ко мне в кабинет пришёл Артур и его мама. На встрече я рассказал о школьной службе примирения и предложил обсудить конфликт, который произошёл между ним и Мишей. Артур сказал, что во время урока он услышал, как Миша его передразнил. Это оскорбило мальчика, что и привело к подобной реакции с его стороны. «Какие чувства ты испытывал, услышал от Миши такое оскорбление»? – «Ну, я рассердился, потому что мне это было неприятно». – «Какие чувства ты испытывал, когда стукнул одноклассника»? – «Никаких. Это просто была моя реакция на оскорбление». – «Как ты себя сейчас чувствуешь»? – «Нормально». – «Ты считаешь, что ты поступил в данной ситуации справедливо, Как можно было отреагировать по-другому»? – «Он оскорбил меня и получил за это. Но я не хотел попасть ему в глаз тетрадкой. Просто так получилось. Но я думаю, что просто мог бы его тоже передразнить или обозвать как-нибудь». – «Какие чувства ты сейчас испытываешь»? – «Никаких. Но, наверно, я поступил неправильно. Просто сгоряча». – «Ты бы хотел наладить отношения с Артемом»? – «Мне всё равно. Мы с ним никогда не общались и меня это устраивает. Просто он не должен меня оскорблять». – «Что ты можешь предложить, чтобы изменить ситуацию»? – «Ну, я бы извинился перед ним. Послушал бы, что Миша скажет про ситуацию». – «А ты бы хотел с ним встретиться и сказать ему об этом»? – «Да согласен».

С обоими родителями тоже велась беседа и я выяснил, что на самом деле они не испытывали по отношению друг к другу негативных чувств, просто каждая мама защищала своего ребёнка и не до конца знала всю историю. Каждая из мам готова была разрешить детям гулять вместе, дружить и даже чтобы они ходили друг к другу в гости домой, или обеими семьями сходить в кафе.

Примирительная встреча. Встреча состоялась через полторы три недели после случившейся ситуации  в назначенное время в кабинете в связи с тем, что график работы родителей не совпадал или не было возможности встретиться из-за болезни одной из сторон. Когда обе семьи всё-таки пришли на встречу, я рассказал ребятам о правилах встречи. Между сторонами состоялся диалог. Артур принял на себя ответственность, извинился. Миша тоже извинился перед Артуром за свое поведение. Я спросил: «Как нужно себя вести, чтобы история не повторилась»? Артур: «Разобраться, сдерживать свои чувства, пробовать решать проблемы мирно, сначала поговорив с Мишей, почему он так сделал». Миша: «Контролировать себя, не огорчать других и просто решать ссоры мирно». Затем я предложил написать письменный договор. Обе стороны согласились, и договор был составлен и записан мною со слов обеих сторон. Каждый участник расписался после договора. Соблюдение выполнения договора ученики взяли на себя, обещали не нарушать его. Мои беседы с участниками спустя два месяца показали, что отношения между ними нормализованы и конфликтных ситуаций больше не возникало.

 

 

Повестка встречи

СЫН МАМА
Тимчев Артур Алексеевич Чизова Анна Рихардовна
· Важно, чтобы родители не ругались. · Хочет наладить диалог с одноклассником, чтобы не было обиды и помириться. · Важно, чтобы не было оскорблений и нецензурной унижающей лексики. · Хочет выяснить откуда у детей такая озлобленность и с чем это связано.
Костырев Михаил Владимирович Костырева Инна Александровна
· Миша хочет извиниться перед Артуром за сказанное. · Хочет, чтобы Артур тоже извинился и дал обещание больше не поступать подобным образом. · Важно, чтобы мама второй стороны поняла, что мой сын совершил этот поступок не специально. · Понимаю позицию мама Артура и не имею обиды и претензий ко второй стороне.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: