Деревья и кустарники зимой

Инструкция 1.

Наблюдения за жизнью животных города зимой.

1.Наблюдения за птицами:

-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);

-цвет птицы;

-что ест;

-где сидит;

-чем занята;

-зарисовать следы птицы;

-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

-назвать животное;

-чем занято животное;

-зарисовать следы.

 

Ребята, кто хочет поработать по этой инструкции? (Группа 6-7 человек)

Инструкция 2.

Изучение снежного покрова

1. Цвет снега.

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

Инструкция 3.

Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

 

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.  Группа 6-7 человек.

 

Ребята, а теперь от каждой группы нужен человек, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе

 

2 группе  выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

3 группе выдается корзинка.

 А сейчас если каждой группе понятно задание, мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где и будем наблюдать за природой, возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе и обсуждаем полученные данные.

3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

4.Беседа по итогам наблюдений:

М. Беседа.

Учитель: -Ребята сейчас каждая группа поделится своими наблюдениями всему классу, потому что у каждого было своё задание.

Теперь прошу к доске представителя 1 группы.

 

ученик: Из млекопитающих нам встретилось только одно животное - собака: следы (Приложение 5 №1), во время наблюдений собаки играли друг с другом, то обусловлено приближением весны – у животных начинаются брачные игры.

Птицы встретились следующие:

1. Синица: размер - с воробья; цвет- спинка черная, брюшко- зеленовато-желтое.

 

Учитель: А как вы думаете, почему в других городах у синиц спинка серая, а брюшко от желтого, до лимонного цвета?

 

ученик: Это происходит потому, что наш город загрязнен, и перышки птиц так же загрязняются. Птица в момент наблюдения ела семечки. Следы (прил.5,№2). Траектория полета волнообразная угловатая (прил.5,№2).

2. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели 5 воробьев. 2 из них ели семена деревьев, а 3 – сидели на ветке дерева очень плотно друг к другу, вероятно грелись.

Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше (прил.5,№3).

3. Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. След (прил.5,№4). Траектория полета волнообразная, плавная (прил.5,№4).

 

Учитель: Хорошо, теперь послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

ученик: - Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

Учитель: Теперь прошу к доске представителя 3 группы.

ученик: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева и 2 кустарника.

1.Липа- дерево, которое скидывает листву на зиму. На ветках остаются ягодки (прил.1).

2. Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму. В зимний период остаются крылатки (прил.2).

3. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек (прил.3).

4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки (прил.4).

 

Подведение итогов.

Отметка и оценка деятельности школьников учителем

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: