Инструкция 1.
Наблюдения за жизнью животных города зимой.
1.Наблюдения за птицами:
-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
-цвет птицы;
-что ест;
-где сидит;
-чем занята;
-зарисовать следы птицы;
-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
-назвать животное;
-чем занято животное;
-зарисовать следы.
Ребята, кто хочет поработать по этой инструкции? (Группа 6-7 человек)
Инструкция 2.
Изучение снежного покрова
1. Цвет снега.
2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).
3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).
4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
|
|
5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.
6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)
Инструкция 3.
Деревья и кустарники зимой.
1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).
2. Назвать растение.
3. Собрать плоды растений.
Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы. Группа 6-7 человек.
Ребята, а теперь от каждой группы нужен человек, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе
2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).
3 группе выдается корзинка.
А сейчас если каждой группе понятно задание, мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где и будем наблюдать за природой, возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе и обсуждаем полученные данные.
|
|
3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:
М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.
Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.
4.Беседа по итогам наблюдений:
М. Беседа.
Учитель: -Ребята сейчас каждая группа поделится своими наблюдениями всему классу, потому что у каждого было своё задание.
Теперь прошу к доске представителя 1 группы.
ученик: Из млекопитающих нам встретилось только одно животное - собака: следы (Приложение 5 №1), во время наблюдений собаки играли друг с другом, то обусловлено приближением весны – у животных начинаются брачные игры.
Птицы встретились следующие:
1. Синица: размер - с воробья; цвет- спинка черная, брюшко- зеленовато-желтое.
Учитель: А как вы думаете, почему в других городах у синиц спинка серая, а брюшко от желтого, до лимонного цвета?
ученик: Это происходит потому, что наш город загрязнен, и перышки птиц так же загрязняются. Птица в момент наблюдения ела семечки. Следы (прил.5,№2). Траектория полета волнообразная угловатая (прил.5,№2).
2. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели 5 воробьев. 2 из них ели семена деревьев, а 3 – сидели на ветке дерева очень плотно друг к другу, вероятно грелись.
Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше (прил.5,№3).
3. Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. След (прил.5,№4). Траектория полета волнообразная, плавная (прил.5,№4).
Учитель: Хорошо, теперь послушаем о наблюдениях за снежным покровом.
ученик: - Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.
Учитель: Теперь прошу к доске представителя 3 группы.
ученик: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева и 2 кустарника.
1.Липа- дерево, которое скидывает листву на зиму. На ветках остаются ягодки (прил.1).
2. Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму. В зимний период остаются крылатки (прил.2).
3. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек (прил.3).
4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки (прил.4).
Подведение итогов.
Отметка и оценка деятельности школьников учителем