Урок(2):Имя прилагательное как часть речи
ЦЕЛЬ: Формировать умение рассказывать о прилагательном в форме научного описания; доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения. Продолжить формирование умения определять морфологические признаки прилагательного и употреблять прилагательные в речи.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Устно ответь на вопросы:
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Что оно обозначает?
Как изменяется?
Каким членом предложения чаще всего является?
З а д а н и е № 1.
Из предложения
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и нежному, поднимается золотистый шар солнца.
Выписать словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.
З а д а н и е № 2.
Из предложения
Жгучее и ослепительное солнце заливает радостным светом холмистую поверхность океана.
Выписать словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.
|
|
З а д а н и е № 3 — упр.569.
Работа по теме урока.
4)Прочитать ряды слов:
ВЕТЕР: свежий, холодный, знойный, теплый, южный, порывистый, сильный.
ДОЖДЬ: косой, мелкий, холодный, грибной, кратковременный, ливневый, звонкий, долгожданный.
Указать(устно) те прилагательные, которые обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом.
З а п о м н и т ь! Прилагательные могут использоваться не только для обозначения цвета, размера, формы, но и для передачи впечатления человека о предмете.
5)Упр. 575.
6)Упр. 573.
7)Упр. 577 — записать слова, распределив их в два столбика: имена существительные — имена прилагательные.
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ
Во-первых, слово обозначает
предмет (что?) признак (какие?)
Во-вторых, морфологические признаки
род, склонение, род, число, падеж
число, падеж
В-третьих, роль в предложении
подлежащее определение
дополнение
обстоятельство
В ы в о д.
Выполнить все задания упражнения.
3. Домашняя работа.
Творческая работа.
1) Восстановить авторский текст. Записать его, указав род, число и падеж имён прилагательных.
(...)(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...)(...) вершину и пустил (...)(...) трель (...) барабанщик-дятел.
|
|
Потоки (...)(...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...)(...) облака.
Материал для справок:
Прозрачные,солнечного, тихим, лиловые, пестрым, длинные,белой,высокого, снежная, хлопотливые, высокую, сухую, весеннюю звонкую, лесной,яркого, лесные, весенние.
2) Записать словосочетания в два столбика: в первый — с о — е после шипящих в корне слова, во второй — в окончаниях.
Порос камышом, черный пудель шепот на уроке, желтая майка, кормить птенцов, вернулся с добычей, говяжья тушенка, зимней стужей, грозовой тучей, мясной лапшой, живет за границей, дубовый желудь, прилет скворцов, сапожная щетка. Гонится за овцой, жесткая постель, шелковая лента.
3) Придумать предложения по схеме и записать в тетрадь:
1) .
2) из-за .
4) Списать предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными.
Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и осветило (просторный моховой) болото. Оно поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта (мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) чернику за другой.
Обозначить окончания прилагательных, их род, число, падеж. Первое предложение разобрать по членам и начертить его схему.
5) Работа с текстом (устно).
Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.
Определить тип речи, тему текста и основную мысль. Свое мнение обосновать.
Выбрать из текста прилагательные, которые помогают автору нарисовать образную картину природы. Найти прилагательные, которые выражают отношение к увиденному(восторг, удивление).