Материал для справок

Урок(2):Имя прилагательное как часть речи

ЦЕЛЬ: Формировать умение рассказывать о прилагательном в форме научного описания; доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения. Продолжить формирование умения определять морфологические признаки прилагательного и употреблять прилагательные в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Устно ответь на вопросы:

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что оно обозначает?

Как изменяется?

Каким членом предложения чаще всего является?

З а д а н и е № 1.

Из предложения

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и нежному, поднимается золотистый шар солнца.

Выписать словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

З а д а н и е № 2.

Из предложения

Жгучее и ослепительное солнце заливает радостным светом холмистую поверхность океана.

Выписать словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

З а д а н и е   № 3 — упр.569.

Работа по теме урока.

4)Прочитать ряды слов:

ВЕТЕР: свежий, холодный, знойный, теплый, южный, порывистый, сильный.

ДОЖДЬ: косой, мелкий, холодный, грибной, кратковременный, ливневый, звонкий, долгожданный.

Указать(устно) те прилагательные, которые обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом.

З а п о м н и т ь! Прилагательные могут использоваться не только для обозначения цвета, размера, формы, но и для передачи впечатления человека о предмете.

5)Упр. 575.

6)Упр. 573.

7)Упр. 577 — записать слова, распределив их в два столбика: имена существительные — имена прилагательные.

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

Во-первых, слово обозначает

                                предмет (что?)                       признак (какие?)

Во-вторых, морфологические признаки

                               род, склонение,                       род, число, падеж

                                число, падеж

В-третьих, роль в предложении

                                 подлежащее                                определение

                                 дополнение

                                 обстоятельство

                                В ы в о д.

Выполнить все задания упражнения.

3. Домашняя работа.

Творческая работа.

1) Восстановить авторский текст. Записать его, указав род, число и падеж имён прилагательных.

(...)(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...)(...) вершину и пустил (...)(...) трель (...) барабанщик-дятел.

Потоки (...)(...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...)(...) облака.

Материал для справок:

Прозрачные,солнечного, тихим, лиловые, пестрым, длинные,белой,высокого, снежная, хлопотливые, высокую, сухую, весеннюю звонкую, лесной,яркого, лесные, весенние.

        2) Записать словосочетания в два столбика: в первый — с о — е после шипящих в корне слова, во второй — в окончаниях.

Порос камышом, черный пудель шепот на уроке, желтая майка, кормить птенцов, вернулся с добычей, говяжья тушенка, зимней стужей, грозовой тучей, мясной лапшой, живет за границей, дубовый желудь, прилет скворцов, сапожная щетка. Гонится за овцой, жесткая постель, шелковая лента.

 

3) Придумать предложения по схеме и записать в тетрадь:

1)                         .

2)                                       из-за               .

 

4) Списать предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными.

Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и осветило (просторный моховой) болото. Оно поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта (мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) чернику за другой.

Обозначить окончания прилагательных, их род, число, падеж. Первое предложение разобрать по членам и начертить его схему.

5) Работа с текстом (устно).

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.

Определить тип речи, тему текста и основную мысль. Свое мнение обосновать.

Выбрать из текста прилагательные, которые помогают автору нарисовать образную картину природы. Найти прилагательные, которые выражают отношение к увиденному(восторг, удивление).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: