ЭЛЕКТРОТЕХНИКА С ОСНОВАМИ ЭЛЕКТРОНИКИ
Лабораторная работа №2 по теме «Снятие регулировочной характеристики двигателя постоянного тока, построение графика»
Для учащихся машиностроительного отделения по специальности
Металлорежущие станки и инструменты»
БРЕСТ октябрь 2012
Составил: Литовчик Елена Борисовна, преподаватель электротехники УО «Брестский государственный политехнический колледж»
Комплексно- методическое обеспечение рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии машиностроительных дисциплин.
Протокол № _____от «___»____________2012 г.
Председатель_______________ / Омельянюк В.М./
Лабораторная работа №2
Тема: Снятие регулировочной характеристики двигателя постоянного тока, построение графика
Цель работы: Ознакомиться с устройством, принципом действия и пуском двигателей постоянного тока. Снять основные характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Теория. Машины постоянного тока, как и все электрические машины, обратимы, т.е. они без существенных конструктивных изменений могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.
|
|
В режиме двигателя машина постоянного тока преобразует электрическую энергию постоянного тока в механическую.
Принцип действия двигателя постоянного тока напоминает вращение рамки с током в магнитном поле. При включении двигателя в сеть постоянного тока в обеих обмотках возникают токи. При этом в обмотке возбуждения ток возбуждения IВ создает магнитное поле индуктора. Взаимодействие тока якоря с магнитным полем индуктора создает вращающий момент двигателя МВР.
МВР = с·Ф·IЯ, (1)
где с – постоянный коэффициент;
IЯ – ток якоря;
Ф – магнитный поток.
В проводниках вращающего якоря индуктируется ЭДС:
Е = к·n·Ф, (2)
где n – скорость вращения якоря.
Эта ЭДС (противо-ЭДС) направлена противоположно напряжению сети, которая уравновешивается противо-ЭДС якоря и падением напряжения на его внутреннем сопротивлении
U = E + IЯ·RЯ (3)
Это состояние называется уравнением электрического равновесия двигателя. Из (3) ток в цепи якоря равен:
(4)
|
|
Приведенное уравнение дает возможность объяснить принцип саморегулирования электрических двигателей. При работе двигателя в установившемся режиме момент вращения МВР равен тормозному моменту МТОР.
МВР = МТОР (5)
Предположим, что нагрузка двигателя (тормозной момент МТОР) увеличилась. При этом скорость вращения двигателя несколько уменьшится, что приведет к уменьшению противо-ЭДС(2). В результате этого ток якоря увеличится согласно (4), а, следовательно, возрастет и вращающийся момент (1). Это увеличение момента будет происходить до тех пор, пока снова не наступит равновесие моментов: МТОР = МВР при несколько меньшей скорости. В случае уменьшения нагрузки изменение режима двигателя будет происходить в обратном направлении, и равенство моментов наступит при несколько большей скорости. Роль регулятора, устанавливающего соответствие между полезной механической мощностью и потребляемой электрической мощностью, выполняет противо-ЭДС Е.
Пуск двигателя в ход
При пуске двигателя якорь в первый момент неподвижен (n = 0) и учитывая (2) ЭДС якоря Е = к·n·Ф = 0. При этом согласно (4) пусковой ток якоря IЯП недопустимо велик, т.к. RЯ мало и определяется как:
. (6)
Поэтому для ограничения пускового тока последовательно в цепь якоря вводится сопротивление пускового реостата RП, который полностью введен перед запуском двигателя и выводится после разгона двигателя по мере возрастания противо- ЭДС (Е).
(7)
Такой запуск двигателя предохраняет его якорную обмотку от больших пусковых токов IЯПи позволяет получить в этом режиме максимальный магнитный поток.
Реверсирование двигателя
Изменение направления вращения двигателя может быть достигнуто изменением тока или в обмотке якоря, или в обмотке возбуждения, т.к, при этом меняется знак вращающего момента. Одновременное изменение направления тока в обоих обмотках направление вращения двигателя не изменяет. Переключение концов обмоток должно производиться только после полной остановки двигателя.
Регулирование скорости вращения
При совместном решении (2) и (3) определяется скорость вращения двигателя:
(8)
Из формулы (8) видно, что регулировать скорость вращения двигателя постоянного тока можно изменением напряжения сети, магнитного потока возбуждения и сопротивления цепи якоря. Наиболее распространенный способ регулирования скорости вращения двигателя - изменение магнитного потока посредством регулировочного реостата в цепи возбуждения.
Уменьшение тока возбуждения ослабляет магнитный поток и увеличивает скорость вращения электродвигателя.
Этот способ экономичен, т.к. ток возбуждения (в двигателях параллельного возбуждения) составляет 3-5% от IН якоря, и тепловые потери в регулировочном реостате весьма малы.
Работа двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением оценивается следующими основными характеристиками:
|
|
Характеристика холостого хода: (рис.21)
n0 = ƒ (IВ), при U = UН = const и IЯ = I0,
где n0 - скорость вращения на холостом ходу (без нагрузки),
I0 - ток холостого хода составляющий 5 – 10% IН.
Учитывая, что RЯ мало, то из (8) скорость двигателя определяется обратной зависимостью к магнитному потоку Ф:
(9)
При увеличении тока в обмотке возбуждения магнитный поток изменяется по кривой намагничивания Ф = ƒ(IВ), поэтому зависимость между скоростью вращения двигателя n и током возбуждения IВ имеет почти гиперболический характер. При малых значениях тока возбуждения обороты меняются почти обратно пропорционально. При больших токах возбуждения начинает сказываться магнитное насыщение стали полюсов, и кривая становится более пологой и идет почти параллельно оси абсцисс. Резкое изменение – уменьшение тока возбуждения, а также случайный обрыв цепи возбуждения согласно (9) могут вызвать «разнос» двигателя (при IВ → 0, а следовательно Ф также стремится к 0, n → ∞).
Рис.21 Рис. 22 Рис.23
Внешняя характеристика (скоростная) (рис.22). Это зависимость скорости вращения ротора от тока в якоре при различных механических нагрузках, при неизменном напряжении и токе возбуждения:
n = ƒ (IН), при U = UН = const, I = const.
К валу двигателя приложена нагрузка (тормозной момент). Согласно (8) при постоянных значениях тока возбуждения уменьшение скорости вращения n является следствием падения напряжения в цепи якоря – IЯ·RЯ и реакции якоря. При увеличении нагрузки скорость вращения уменьшается на незначительную величину, порядка 3-8%. Такая скоростная характеристика называется жесткой.
Регулировочная характеристика (рис.23): IВ = ƒ(IЯ) при U = UН, n = const. Из анализа внешней характеристики видно, что скорость вращения падает с ростом нагрузки. Регулировочная характеристика дает возможность судить о том, каким образом, в каких пределах необходимо регулировать ток в обмотке возбуждения, чтобы поддерживать постоянную скорость вращения.
|
|
План работы
1. Ознакомиться с установкой, изучить схему работы (рис.24)
Рис.24
2. Получить у преподавателя разрешение на пуск двигателя. Для пуска двигателя необходимо убедиться, что пусковой реостат RП в цепи якоря должен быть полностью введен, а регулировочный реостат RР в цепи возбуждения полностью выведен.
Включить рубильник питания и, постепенно выводя пусковой реостат, пустить в ход двигатель.
3. Снять регулировочную характеристику: IВ = ƒ (IЯ), при U = UН, n = const.
Характеристика снимается следующим образом. При холостом ходе (или небольшой нагрузке) устанавливают по указанию преподавателя номинальную скорость вращения. Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя и поддерживают установленную скорость вращения постоянной с помощью реостата Rрег, в цепи возбуждения. Полученные данные (5-6 отсчетов) вносят в таблицу 3.
Таблица 3
Измерения
| Вычисления
| ||||||||
U, B | IЯ, A | IВ, A | n, об/мин | M, Н• м | I, A | P1, Вт | P2, Вт | ή | |
1 2 3 4 5 |
По данным опыта построить регулировочную характеристику IВ = ƒ (IН).
Контрольные вопросы
1. Устройство и принцип действия двигателя.
2. Классификация двигателей.
3. Особенности пуска.
4. Способы регулирования скорости вращения.
5. Саморегулирование двигателя.
6. Реверсирование двигателя.
7. Объяснить характеристики двигателя.