Лабораторная работа №2

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА С ОСНОВАМИ ЭЛЕКТРОНИКИ

Лабораторная работа №2 по теме «Снятие регулировочной характеристики двигателя постоянного тока, построение графика»

Для учащихся машиностроительного отделения по специальности

Металлорежущие станки и инструменты»

 

БРЕСТ  октябрь 2012

Составил: Литовчик Елена Борисовна, преподаватель электротехники УО «Брестский государственный политехнический колледж»

Комплексно- методическое обеспечение рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии машиностроительных дисциплин.

Протокол № _____от «___»____________2012 г.

Председатель_______________ / Омельянюк В.М./

 

 

Лабораторная работа №2

 

Тема: Снятие регулировочной характеристики двигателя постоянного тока, построение графика

 

Цель работы: Ознакомиться с устройством, принципом действия и пуском двигателей постоянного тока. Снять основные характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.

 

     Теория. Машины постоянного тока, как и все электрические машины, обратимы, т.е. они без существенных конструктивных изменений могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя.

    В режиме двигателя машина постоянного тока преобразует электрическую энергию постоянного тока в механическую.

    Принцип действия двигателя постоянного тока напоминает вращение рамки с током в магнитном поле. При включении двигателя в сеть постоянного тока в обеих обмотках возникают токи. При этом в обмотке возбуждения ток возбуждения IВ создает магнитное поле индуктора. Взаимодействие тока якоря с магнитным полем индуктора создает вращающий момент двигателя МВР.

 

                                          МВР = с·Ф·IЯ,                            (1)

                                 где с – постоянный коэффициент;

                                          IЯ – ток якоря;

                                          Ф – магнитный поток.

    В проводниках вращающего якоря индуктируется ЭДС:

                                        Е = к·n·Ф,                                  (2)

                                 где n – скорость вращения якоря.

    Эта ЭДС (противо-ЭДС) направлена противоположно напряжению сети, которая уравновешивается противо-ЭДС якоря и падением напряжения на его внутреннем сопротивлении

                                               U = E + IЯ·RЯ                                    (3)

Это состояние называется уравнением электрического равновесия двигателя. Из (3) ток в цепи якоря равен:

                                                                                                  (4)

 

    Приведенное уравнение дает возможность объяснить принцип саморегулирования электрических двигателей. При работе двигателя в установившемся режиме момент вращения МВР равен тормозному моменту МТОР.

                                               МВР = МТОР                               (5)

    Предположим, что нагрузка двигателя (тормозной момент МТОР) увеличилась. При этом скорость вращения двигателя несколько уменьшится, что приведет к уменьшению противо-ЭДС(2). В результате этого ток якоря увеличится согласно (4), а, следовательно, возрастет и вращающийся момент (1). Это увеличение момента будет происходить до тех пор, пока снова не наступит равновесие моментов: МТОР = МВР при несколько меньшей скорости. В случае уменьшения нагрузки изменение режима двигателя будет происходить в обратном направлении, и равенство моментов наступит при несколько большей скорости. Роль регулятора, устанавливающего соответствие между полезной механической мощностью и потребляемой электрической мощностью, выполняет противо-ЭДС Е.

Пуск двигателя в ход

    При пуске двигателя якорь в первый момент неподвижен (n = 0) и учитывая (2) ЭДС якоря Е = к·n·Ф = 0. При этом согласно (4) пусковой ток якоря IЯП   недопустимо велик, т.к. RЯ мало и определяется как:

                                                                                  

                                                                                        .    (6)          

 

    Поэтому для ограничения пускового тока последовательно в цепь якоря вводится сопротивление пускового реостата RП, который полностью введен перед запуском двигателя и выводится после разгона двигателя по мере возрастания противо- ЭДС (Е).                                          

                                                                              

 

                                                                                                            (7)

 

Такой запуск двигателя предохраняет его якорную обмотку от больших пусковых токов IЯПи позволяет получить в этом режиме максимальный магнитный поток.

Реверсирование двигателя

    Изменение направления вращения двигателя может быть достигнуто изменением тока или в обмотке якоря, или в обмотке возбуждения, т.к, при этом меняется знак вращающего момента. Одновременное изменение направления тока в обоих обмотках направление вращения двигателя не изменяет. Переключение концов обмоток должно производиться только после полной остановки двигателя.

 

Регулирование скорости вращения

    При совместном решении (2) и (3) определяется скорость вращения двигателя:                                               

                                                                                                            (8)

 

    Из формулы (8) видно, что регулировать скорость вращения двигателя постоянного тока можно изменением напряжения сети, магнитного потока возбуждения и сопротивления цепи якоря. Наиболее распространенный способ регулирования скорости вращения двигателя - изменение магнитного потока посредством регулировочного реостата в цепи возбуждения.

    Уменьшение тока возбуждения ослабляет магнитный поток и увеличивает скорость вращения электродвигателя.

    Этот способ экономичен, т.к. ток возбуждения (в двигателях параллельного возбуждения) составляет 3-5% от IН якоря, и тепловые потери в регулировочном реостате весьма малы.

    Работа двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением оценивается следующими основными характеристиками:

Характеристика холостого хода: (рис.21) 

                  n0 = ƒ (IВ), при U = UН = const и IЯ = I0,

где n0     - скорость вращения на холостом ходу (без нагрузки),

    I0     - ток холостого хода составляющий 5 – 10% IН.

    Учитывая, что RЯ мало, то из (8) скорость двигателя определяется обратной зависимостью к магнитному потоку Ф:

                                                                                                  (9)

 

    При увеличении тока в обмотке возбуждения магнитный поток изменяется по кривой намагничивания Ф = ƒ(IВ), поэтому зависимость между скоростью вращения двигателя n и током возбуждения IВ имеет почти гиперболический характер. При малых значениях тока возбуждения обороты меняются почти обратно пропорционально. При больших токах возбуждения начинает сказываться магнитное насыщение стали полюсов, и кривая становится более пологой и идет почти параллельно оси абсцисс. Резкое изменение – уменьшение тока возбуждения, а также случайный обрыв цепи возбуждения согласно (9) могут вызвать «разнос» двигателя (при IВ → 0, а следовательно Ф также стремится к 0, n → ∞).


              Рис.21                     Рис. 22                              Рис.23

Внешняя характеристика (скоростная) (рис.22). Это зависимость скорости вращения ротора от тока в якоре при различных механических нагрузках, при неизменном напряжении и токе возбуждения:

               n = ƒ (IН),       при U = UН = const, I = const.

    К валу двигателя приложена нагрузка (тормозной момент). Согласно (8) при постоянных значениях тока возбуждения уменьшение скорости вращения n является следствием падения напряжения в цепи якоря – IЯ·RЯ и реакции якоря. При увеличении нагрузки скорость вращения уменьшается на незначительную величину, порядка 3-8%. Такая скоростная характеристика называется жесткой.

Регулировочная характеристика (рис.23): IВ = ƒ(IЯ) при U = UН, n = const. Из анализа внешней характеристики видно, что скорость вращения падает с ростом нагрузки. Регулировочная характеристика дает возможность судить о том, каким образом, в каких пределах необходимо регулировать ток в обмотке возбуждения, чтобы поддерживать постоянную скорость вращения.

 

План работы

1. Ознакомиться с установкой, изучить схему работы (рис.24)

 

 

Рис.24

2. Получить у преподавателя разрешение на пуск двигателя. Для пуска двигателя необходимо убедиться, что пусковой реостат RП в цепи якоря должен быть полностью введен, а регулировочный реостат RР в цепи возбуждения полностью выведен.

Включить рубильник питания и, постепенно выводя пусковой реостат, пустить в ход двигатель.

3. Снять регулировочную характеристику: IВ = ƒ (IЯ), при U = UН, n = const.

    Характеристика снимается следующим образом. При холостом ходе (или небольшой нагрузке) устанавливают по указанию преподавателя номинальную скорость вращения. Затем постепенно увеличивают нагрузку на валу двигателя и поддерживают установленную скорость вращения постоянной с помощью реостата Rрег, в цепи возбуждения. Полученные данные (5-6 отсчетов) вносят в таблицу 3.

 

                                                                                          Таблица 3

 

 

Измерения

 

Вычисления

 

  U, B   IЯ, A   IВ, A   n, об/мин M,  Н• м   I, A   P1, Вт   P2, Вт   ή  
1 2 3 4 5                    

 

По данным опыта построить регулировочную характеристику  IВ = ƒ (IН).

 

                       Контрольные вопросы

1. Устройство и принцип действия двигателя.

2. Классификация двигателей.

3. Особенности пуска.

4. Способы регулирования скорости вращения.

5. Саморегулирование двигателя.

6. Реверсирование двигателя.

7. Объяснить характеристики двигателя.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: