Соревновались в беге 18 учеников, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?

Фрагмент урока по методике преподавания математики.

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.78           

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и осознавать текст задачи; выделять её структурные компоненты, строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: прямоугольники разного цвета,наборное полотно.

 

Задача:

Соревновались в плавании 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?

Тип задачи: Нетиповая.

 

1 вид простой задачи: Задачи на увеличение  числа на несколько единиц в прямой форме на двух множествах.

 

Соревновались в плавании 12 учеников, а в беге на 6 учеников больше. Сколько учеников соревновались в беге?

2 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа в несколько раз в прямой форме на двух множествах.

 

Соревновались в беге 18 учеников, а в гимнастике в 2 раза меньше учеников, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
1. Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи) Задачи: актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. - На доске написаны 2 задачи. Давайте попробуем их решить:   В вазе стоит букет, в котором 7 красных тюльпанов, а желтых на 3 тюльпана больше. Сколько желтых тюльпанов в букете? - Сколько красных тюльпанов в букете? (7) - Что ещё сказано в условии задачи? (Желтых тюльпанов в букете на 3 больше, чем красных) -Что нужно найти? (Сколько желтых тюльпанов в букете) Составим схему             7 шт. К.                                на 3 б. Ж.                    ? шт. - Какое действие мы выполним, чтобы узнать сколько желтых тюльпанов в букете? (Сложение) -Почему? (На 3 больше) -Верно. Какое выражение у нас получится?  7+3=10(шт.)- желтых тюльпанов было в букете -Мы ответили на вопрос задачи? (Да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: У Миши в корзине 9 подберёзовиков, а лисичек в 3 раза меньше. Сколько лисичек в корзине у Миши? - Сколько подберезовиков было у Миши? (9) - Лисичек? (Неизвестно, но сказано, что их было в 3 раза меньше) Давайте составим к этой задаче схему с помощью прямоугольников, где прямоугольниками зелёного цвета обозначим подберёзовики, а прямоугольниками красного цвета – лисички.   П.      Л.  - Каких прямоугольников будет больше? (зелёных) - Чтобы узнать сколько красных прямоугольников выложить, что нужно сделать? (Надо разделить зелёные прямоугольники на 3 равные части) -Почему? (В 3 раза меньше) - Сколько прямоугольников в каждой части? (3) -Сколько красных прямоугольников мы выложим? (3) - Каким числовым выражением записать решение?  9:3=3(лисички) - Мы ответили на вопрос задачи? (Да) - Можем ли мы сказать, сколько всего грибов было у Миши в корзине? (Да) - Какое арифметическое действие нужно для этого применить? (Сложение) -Какое числовое выражение получится? 9+3=12 (гр.) – всего было в корзине -Молодцы!         Схему рисуем на доске   Схема демонстрируется на наборном полотне.  
2.Чтение и осознание текста задачи. Задачи: формировать умения читать и проводить семантический анализ текста задачи, выделять данные и искомое; условие и вопрос задачи, строить модель задачи.   -Ребята, откройте учебник на странице 78  и прочитайте «про себя» задачу под № 21.  -Кто прочитает задачу вслух? -Под текстом есть рисунки к задаче. Внимательно рассмотрите их! -Чем делают дети, изображенные на этих рисунках? (Дети занимаются  спортом. Они  соревнуются.) - Кто сможет назвать  вид спорта, в котором соревнуются дети на первом рисунке? (Плавание) На втором? (Легкая  атлетика. Бег.) На третьем? (Гимнастика) - В каких соревнованиях нам известно число участников? Сколько их? (В плавании.12 учеников) -Что нам известно о количестве учеников, соревновавшихся в беге? (Их на 6 больше, чем в плавании) - Что мы знаем о количестве учеников, соревновавшихся в гимнастике? (Их в 2 раза меньше, чем в беге) - Каков главный вопрос задачи? (Сколько учеников соревновались в гимнастике?)  Ситуацию, описанную в задаче, изобразим на схеме:                 12 уч. П.                                    Б.                                                                                          ?   Г.                        ?                    - Каких данных не хватает на схеме? (на 6 больше). Дополните недостающие данные. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько учеников соревновались в гимнастике?) Обведите его.                   12 уч. П.                              6 уч. Б.                                                                                         ?   Г.        
 ?
 

                   в 2 р.

 

- Попробуйте по схеме пересказать задачу! (В плавании соревновались 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, а в гимнастике в 2 раза меньше, чем в беге. Сколько учеников соревновались в гимнастике?)

 

  Схема нарисована на доске.
3.Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: формировать умения устанавливать связи между данными и искомым; рассуждать от данных к вопросу или от вопроса к данным; выбирать арифметические действия, соответствующие выделенным связям; составлять план решения задачи.       - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Не можем.) - Обратимся к данным, которые у нас есть. Зная, что в плавании соревновались 12 учеников, а в беге на 6 учеников больше, что мы можем узнать? (Число учеников, которые соревновались в беге) - Теперь, когда мы знаем, сколько учеников соревновались в беге, что мы можем узнать? (Сколько учеников соревновались в гимнастике) Беседа сопровождается составлением «дерева рассуждений»:
12
 6


                              

?
                       

 

                                                                             

                                                                   

 ? в в


                        в 2 р.м.

                  

 

  - Составим план решения.

- Сначала узнаем сколько учеников соревновались в беге. Что для этого нужно сделать? (К числу учеников, которые соревновались в плавании прибавить 6)

- Почему выбираем сложение? (Потому что на 6 больше)

- Как теперь, зная число учеников, соревновавшихся в беге, узнать сколько учеников соревновалось в гимнастике? (Надо разделить на 2).

  - Почему выбираем деление? (Потому что в 2 раза меньше)

  - Сможем мы ответить на главный вопрос задачи? (Сможем)

6
 12
     

   1)                    +              

                      

               2)  :

                      

                              

 

  На доске рисуем «Дерево рассуждений».    
4.Записи решения и ответа задачи. Задачи: формировать умения оформлять намеченный план решения в виде последовательности действий или с помощью одного выражения; умения  делать пояснения устные или письменные, умения выполнять вычисления; формулировать ответ на вопрос задачи.   -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? (Сложение) Один ученик пишет на доске, поясняя запись. 1) 12+6=18 (учеников) -Что мы нашли в первом действии? (Число учеников, которые соревновались в беге) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.  1) 12+6=18 (уч.) – соревновались в беге. Дети записывают действие с пояснением в тетрадях. - Кто сможет записать второе действие? Какое оно будет? (Деление) К доске выходит второй ученик  и записывает второе действие, поясняя запись. 2) 18:2=9 (уч.) -Что мы нашли во втором действии? (Число учеников, которые соревновались в гимнастике) -Запишем пояснение ко второму действию:  2) 18:2=9(уч.) – соревновались в гимнастике. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) - На доске записано три выражения. Выберите верную запись.(Вторая) (12-6):2             (12+6):2                  (12+6)x2 - Запишем верное выражение, найдем его значение и напишем пояснение: (12+6):2=9(уч.) –соревновались в гимнастике. На доске выполняется решение учеником.
5.Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: cовершенствовать умение выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной; провести  работу по исследованию полученного решения путем составления задачи, аналогичной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
 ?


               

                  

П.

                                6 уч.

Б.                                                                          

                  ? в 2.р.

 

Г.        

              9 уч.

 

-Используя схему, составим текст обратной задачи:

«В гимнастике соревновались 9 учеников, в беге в 2 раза больше, чем в гимнастике, а в плавании на 6 человек меньше, чем в беге. Сколько учеников соревновались в плавании?»

-Решим данную задачу.

- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

-Что мы должны для этого знать? (Сколько учеников соревновались в беге, так как в плавании соревновалось на 6 учеников меньше чем в беге.)

- Мы можем узнать,сколько учеников соревновались в беге? (Да. Их соревновалось в 2 раза больше, чем в гимнастике.)

- Нам известно сколько учеников соревновались в гимнастике? (Да.)

- Одновременно строим дерево рассуждений и составляем план решения задачи:

?
                                        

                

?
6

 

 


            в 2 р. б.            2) -

 


1) x

 

9

 

 


-Запишем решение задачи по действиям:

1) 9x2=18 (уч.)- соревновались в беге.

2)18-6=12(уч.) – соревновались в плавании.

Ответ: в плавании соревновались 12 учеников.

- Посмотрите на первую задачу и на вторую. Что вы можете сказать? (Ответ второй задачи соответствует данному первой задачи)

-Что это значит? (Это значит, что первая задача была решена верно)

- Теперь можно записать ответ исходной задачи.

Ответ: 9 учеников соревновались в гимнастике.

 

- Попробуйте придумать задачу, аналогичную той, что мы решили. (Дети пробуют составить свои задачи. Например: «В саду растёт 9 яблонь, груш на 6 больше, чем яблонь, а слив в 3 раза меньше, чем груш. Сколько слив растет в саду?»

  Схема на доске   На доске «Дерево рассуждений»  







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: