Тема. У истоков рода человеческого

Группа 29-30. Уроки 11 сентября.

ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема. У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1. Назовите человекоподобных предков людей.

2. Как происходило расселение человека по континентам планеты?

3. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

4.  Где обнаружены следы обитания древних людей на территории России.

5. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

6. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение ха­рактера обмена. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

7. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте и объясните, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

1. Этапы становления человека. История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой. Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаи-модействии со средой своего обитания, сам является её порождением и неотъемлемой частью.

Существуют различные точки зрения на происхождение современного человека.

Мировые религии исходят из представлений о его Сотворении высшими силами. В XIX в., в период широкого распространения естественно-научных взглядов, английский естествоиспытатель Ч. Дарвин разработал учение об эволюции. Согласно его гипотезе, люди произошли от человекообразных обезьян. Однако в современной науке, использую-щей методы генетического и биохимического анализа, вопрос о происхождении человека продолжает вызывать дискуссии.

Дело в том, что общая численность популяции гоминидов первоначально была невелика. Имеющейся информации недостаточно, чтобы выстроить чёткое «генеалогическое древо» современного человечества, в нём оказывается опущено много переходных звеньев.

В районах Восточной Африки 4,4-1,5 млн лет назад жили австралопитеки (это название происходит от лат. Australis — южный). Они могли передвигаться на двух ногах, а объём их мозга примерно в 1,5 раза превышал обезьяний. Согласно проведённым исследованиям австралопитеки (всего найдено около 30 их скелетов) не были прямыми предками современного человека. Только в строении их черепа выявлено около 50 отличий, которые не могли быть преодолены в ходе естественной эволюции.

Время, начавшееся от 1,2 млн до 700 тыс. лет назад, называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний» и «литое» — «камень»). К этому периоду относят находки разных типов древнейших людей: питекантропов на Яве, синантропов в Китае, гейдельбергского человека в Африке и др. Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнём (примерно 400 тыс. лет назад) для обогрева жилищ а, приготовления пищи, защиты от хищников.

Около 250 - 400 тыс. лет назад на большей части территории Европы и Азии преобладающим видом первобытных людей становятся неандертальцы. По объёму мозга (в среднем 1450 см3) они не уступали современному человеку, но весьма существенно отличались от него анатомически. Неандертальцы были ниже ростом, но физически сильнее. Низкий покатый лоб, выступающий затылок, скошенные назад скулы делали их лицо похожим на морду животного. Они были вершиной одного из видов гоминидов, но не предком современного человека, от которого генетически отличались.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий су-ществования первобытных людей. Началось наступление ледников. Примерно 100 тыс. лет назад они покрыли почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Причины исчезновения неандертальцев до сих пор не известны. Вымерли они от естественных причин (голод, болезни) или подверглись истреблению, пока не известно.

Генетические исследования показали, что современный человек произошёл от

малочисленной группы кроманьонцев, живших в Африке 200-140 тыс. лет назад, впоследствии рассеявшихся по обширным просторам Африки и Евразии. Потребовались десятки тысяч лет, чтобы человечество стало доминирующей силой на Земле. При этом определённую популярность приобретает гипотеза не о единой, а параллельной эволюции различных групп кроманьонцев, * живших на большом удалении друг от друга. Это привело к возникновению различных рас современных людей. В число основных рас обычно включают негроидную, европеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную). Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару — важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

2. Человек осваивает свою планету. Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «камень») охватывает период с XX по IX-V тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн человек. Это немного, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 50-40 тыс. лет назад — в Австралию.

В эпоху мезолита получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Возникла вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют магическую силу. Появились начатки религии, при этом особое значение придавалось похоронным ритуалам. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живёт после смерти.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племён начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны, волхвы, друиды). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

3. Палеолит и мезолит на территории России. Самые древние стоянки человека современного, европеоидного типа на территории современной России — это Сунгирь (возле города Владимира) и Костёнки (группа из 60 поселений к югу от Воронежа). Обычно они датируются временем 25-35 тыс. лет до н.э., однако некоторые учёные относят их возникновение к более раннему времени. Похожие стоянки найдены вблизи Курска, на реке Десна, в Брянской, Липецкой и Московской областях. Ныне они являются национальными музеями-заповедниками. Открытые экспозиции включают тысячи образцов украшений (бус, амулетов из мамонтовой кости и камней), оружия (кинжалов, копий, дротиков), предметов быта и ремёсел.

Следы обитания древних людей обнаружены также на Южном Урале (Капова пещера с богатейшей живописью времён палеолита) и в Сибири.

В эпоху мезолита, 12-10 тыс. лет назад, климат в Евразии стал постепенно меняться. Ледники отступали, место тундры занимали леса. Менялся и животный мир — мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи вымерли, а леса заселили представители современной фауны — лоси, косули, кабаны, волки, лисы, зайцы, утки, дикие гуси и т.д.      Ставшие пригодными для обитания земли постепенно осваивались как исходными обитателями Русской равнины, так и мезолитическими племенами, двигавшимися из Средней Европы, с Кавказа, Средней Азии и Северного Прикаспия. На территории современной России, от Карелии до Дальнего Востока, найдены сотни поселений эпохи

мезолита, принадлежащих к разным культурам. Археологи различают их по особенностям устройства жилища, погребений, орнаменту на глиняной посуде, типичным предметам культа и т.д. Названия этим культурам даются обычно по месту их обнаружения (напри-

мер, усть-камская культура в Среднем Поволжье, бутовская в Волжско-Окском бассейне, льяловская на Клязьме, усть-семинская на Алтае и т.д.).

4. Человек и природа: первый конфликт. Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс. Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своём развитии и в познании окружающего мира. Постепенно склады- валась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к её преобразованию.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. В IX—VIII тысячелетиях до н.э. начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» — «новый» и «литое» — «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства.

Первым животным, ставшим жить с человеком ещё в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Ещё через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

5. Аграрно-скотоводческие культуры. Первые земледельческие культуры VII-IV ты- сячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение приобрёл ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело. Появились глиняная посуда, лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами). Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать своё мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно. Поначалу обмен был натуральным. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Функцию денег в разных районах мира играли различны е предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племён, индейцев Северной Америки чащ е всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племён — скот, у многих племён бассейна Тихого океана — редкие раковины. У племён Центральной Африки — слоновая кость, в Китае, Абиссинии — соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали личной собственности. Они вели хозяйство сообща, добытые продукты принадлежали всему племени. Однако в новых условиях у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Со временем сложилось такое понятие, как собственность.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться их избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, стало практиковаться разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на производстве посуды и т.д.

По данным археологических исследований, самые древние неолитические поселения, где процветал труд ремесленников, Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Анатолии (Турция), возникли в IX-VIII тысячелетиях до н.э.

6. Переход от матриархата к патриархату. Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья. В период, когда основным источником пищи была охота, лишь самые удачливые и умелые из мужчин доживали до 25-30 лет. В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

С переходом к неолиту смертность среди мужчин уменьшилась, число мужчин и жен-

щин сравнялось. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжёлую работу. Это определило повышение роли мужчин в жизни племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племён, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие роды, из них же мужчины брали себе жён. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали её постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретённое семьей, в ней же и оставалось. Ремесленники и знахари, труд которых особенно ценился соплеменниками, стремились передать свои знания только мальчикам своей семьи. Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

7. Переход к энеолиту. С ростом численности населения отдельные роды отселялись на неосвоенные или отвоёванные территории. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племён, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели скотоводы) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язы к развивался, в нём появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых семей.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племён начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения.

Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было ещё немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому ещё долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV—III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: