Урок математики (первый урок по теме)
В рабочей тетради записать дату и тему урока
Тема. Применение производной. Повторение
ЗАДАНИЕ. Изучить материал теоретической части, законспектировать
Применение производной
Применение производной при исследовании функции
На монотонность
Схема исследования ф-и на монотонность:
1) Найти область определения ф-и
2) Найти производную ф-и
3) Решить уравнение f ′(x) = 0
4) Нанести найденные точки (если таковые имеются) на числовой луч (точки
закрашены)
5) Просчитать знаки промежутков (подставляя числа из промежутков в
производную)
6) если «+» - ф-я возрастает
«-» - убывает
7) Если переход знака с «+» на «-» - точка максимума
с «-» на «+» - минимума
Примеры. Исследовать функцию на монотонность:
f (x) = x - x³
D (f) = R
f ′(x) = 1 – 3 x²
f ′(x) = 0 => 1 – 3x² = 0
- 3x² = - 1
x² = ⅓
x = ± 1/√3
- + - x
- ∞ - 1/√3 1/√3 + ∞
Ответ: ф-я возрастает [- 1/√3; 1/√3], убывает (- ∞; - 1/√3] и [1/√3; + ∞)
На экстремумы.
Схема исследования ф-и на экстремумы:
1) Найти область определения ф-и
2) Найти производную ф-и
3) Решить уравнение f ′(x) = 0
4) Нанести найденные точки (если таковые имеются) на числовой луч (точки закрашены)
5) Просчитать знаки промежутков (подставляя числа из промежутков в производную)
6) Если переход знака с «+» на «-» - точка максимума
с «-» на «+» - минимума
Пример. 1. Найти точки экстремума функции f (x) = 3x - x³
D (f) = R
f ′(x) = 3 – 3 x²
f ′(x) = 0 => 3 – 3x² = 0
- 3x² = - 3
x² = 1
x = ± 1
- + - x
- ∞ - 1 1 + ∞
Ответ: хmax = 1; xmin = - 1.
Исследование функции и построение графика
Общая схема для построения графиков функций
1. Найти область определения функции
.
2. Найти точки пересечения графика функций с осями координат.
3. Исследовать функцию на четность или нечетность.
4. Исследовать функцию на периодичность.
5. Найти промежутки монотонности и точки экстремума функции.
6. Найти промежутки выпуклости и точки перегиба функции.
7. Найти асимптоты функции.
8. По результатам исследования построить график.
Пример. Исследовать функцию и построить ее график:
.
Решение:
1) Функция определена на всей числовой оси, т. е. ее область определения
.
2) Найдем точки пересечения с осями координат:
с осью ОХ: решим уравнение 
.
с осью ОY: 
3) Выясним, не является ли функция четной или нечет
ной:
.
Отсюда следует, что функция является нечетной.
4) Функция непериодическая.
5) Найдем промежутки монотонности и точки экстремума функции:
.
Критические точки:
.
|
| -1 |
| 1 |
|
| + | 0 | - | 0 | + |
|
| т. max 2 |
| т. min -2 |
|

Критические точки:
.

у
х






