По предмету «история казахстана»

Разработчик

 Учитель истории Пивовар Ульяна Александровна

 

Предмет: история

Казахстана

Класс: 9 I четверть Урок № 4
Тема

Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане.(2 урок)

Раздел

Раздел 1.Казахстан в начале XX века

Ресурсы

Учебник:1. История Казахстана(1900-1945).Учебник для 8-9кл. Общеобразоват.школы. Часть1/К.С.Ускембаев, З.Г.Сактаганова, Л.И.Зуева.-Алматы: Мектеп,2019, пар.8-9

Цель урока

8.3.1.3. Определять историческую значимость национально-освободительного восстания 1916 года и оценивать роль личностей.

Работа с терминами

Первая мировая война, цензура, тыловые работы, инородцы, всенародное восстание, военно-полевой суд.

Краткий тезисный конспект урока

Восстание 1916 года охватило весь Казахстан.

Семиреченский центр.

Сильный накал приняло движение в Верненской и Жаркентской волостях, Лепсинском уезде.

Наивысшего накала восстание достигло в Каркаре, которым руководил Узак Саурыков. В волнениях участвовало более 5 тыс. повстанцев. Против повстанцев был сформирован специальный карательный отряд. Губернатор Семиречья военачальник Верного Фольбаум принимает срочные меры для подавления восстания. Он срочно рассылал в казачьи станицы оружие и патроны, из местного казачества формировал карательные отряды. Для оказания ему помощи в Жетысу прибывает генерал-губернатор Туркестанского Куропаткин. Он дал приказ «привести восставших в покорность, не стесняясь никакими средствами».

Методы борьбы восставших: вооружённые выступления, отказ выделять людей на тыловые работы, разгром канцелярий, уничтожение телеграфных линий, почтовых станций, нападения на отряды карателей.

Места сражений: урочище Самсы, где 5-тысячный отряд восставших окружил отряд карателей, Каркаринская ярмарка, посёлок Токмак.

Методы борьбы с восставшими: Организация карательных отрядов, межнациональные столкновения, тактика выжженной земли (аулы и кишлаки превращались в развалины), изъятие земель из пользования бунтовавших казахов.

Итоги и результаты: уничтожены десятки аулов, более 300 тыс. казахов (1/4 часть населения Жетысу) бежали в Китай. В Туркестанском крае 347 приговорены к смертной казни, 168 чел. Приговорены к смертной казни, 168 – к каторжным работам, 129 – к тюремному заключению.

Особенность: выступления носили интернациональный характер, участвовали не только казахи, но и уйгуры, дунгане и даже русские.

Итоги и результаты: Слабо вооружённые повстанцы, 11 августа после ожесточённой схватки потерпели поражение. Царские карательные отряды преследовали восставших до середины октября. Оставшиеся в живых с семьями ушли в Китай. После ликвидации народных волнений китайскую границу пересекли свыше 300 тыс. казахов. Сотни умерли от голода и холода, загнанные в безводные степи, пустыни, горы.

Тургайский центр.

В Тургае восстание было наиболее сильным. Здесь повстанцы создали свою армию. А. Иманов был избран сардарбеком (главнокомандующим повстанческой армией). Он сам обучал повстанцев военному делу. Он изобрёл свою тактику ведения боя: создавал особые отряды из мергенов, расставлял их в песчанных барханах как снайперов, бросал стремительную конницу на коммуникации карательных отрядов.Помощником его стал Оспан Шолак.

А. Жанбосынов был избран ханом. «Совет, - вспоминал А. Жангильдин, - усиленно занимался вопросами снабжения повстанцев оружием и боеприпасами. Мы организовали несколько кузниц. Здесь наши кузнецы вместе с рабочими, бежавшими от мобилизации из Атбасара, Акмолинска и даже Семипалатинска, переделывали и чинили берданки, охотничьи и старинные фитильные ружья, ковали ножи, топоры, пики…

Мы сами готовили порох, лили пули, делали сёдла и сбруи. Продовольствием и фуражом снабжало повстанцев население.Битамал – налог на нужды армии (4 руб.).

Методы борьбы восставших: использовались методы партизанской борьбы. Разбившись на мелкие отряды, они внезапными нападениями наносили серьёзные удары карательным войскам. Лихие конные налёты храбрых джигитов отряда прославленного снайпера Кейки наводили ужас на карателей.

Места сражений. 23 октября 15 тыс. повстанцев во главе с Амангельды осадили Тургай. В ноябре 1916 г. число восставших достигло 50 тыс. Будучи не в силах при помощи карательных отрядов подавить восстание, царское правительство перешло к крайним мерам. Был сформирован специальный10-тысячный корпус под командованием генерала Лаврентьева. Восставшие сняли осаду Тургая и отступили в урочище Батпак-Кара, где сковали основные силы карателей. Трагически закончилась битва при Догал-Урпеке. 40 сарбазов, ведших арьергардные бои были окружены карателями. Сарбазы отстреливались до последнего патрона, а оставшиеся в живых перед закатом солнца с пиками наперевес вступили в рукопашный бой.

Особенность. Более организовано, создана повстанческая армия, военный совет – Кенес, администрация – секретариат (елбеги – глава администрации, жасакши – сборщики налогов, казнаши – казначей).

Итоги и результаты: Подавить здесь восстание не удалось. Оно слилось с февральской революцией 1917 г. в России. После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в Степи резко возросло, а в конце 1917 г. Амангельды занял Тургай.

 Причины поражения.

1) Против восставших использовали регулярную армию

2) Многочисленность карательных отрядов

3) Слабое вооружение, плохая организация и разрозненность отрядов повстанцев

4) Использование тактики «разделяй и властвуй» царизмом (секретный указ об освобождении от набора должностных лиц). Использование противоречий между переселенцами и местным населением

 5) Движение не имело единого руководящего и организационного центра.

5) Не было единства в рядах демократической интеллигенции.

6) Байско-феодальные элементы предали интересы восставших

7) Расправа с лидерами движения (на бурундайской сопке повешен Б. Ашекеев, в самом начале движенияв тюрьме отравлены Ж. Мамбетов, которому было за 70 лет и У. Саурыков).

Историческое значение национально-освободительной борьбы.

1) В ходе подавления национально-освободительного движения царизм осуществлял стратегию «выжженной земли» «по очищению» наиболее благоприятных районов Казахстана для дальнейшей колонизации земель.

2) Движение носило общенациональный характер

3) Возрождение атрибутов национальной государственности

4) Явилось мощным толчком к росту национального самосознания. Казахи включились в активную политическую деятельность.

5) Тысячи повстанцев прошли школу вооружённой борьбы (опыт борьбы)

6) Часть повстанцев откочевала на территорию Монголии и Китая

7) 150 тыс. трудящихся Казахстана были отправлены на тыловые работы.

8) Укрепление межнациональных отношений. Публицист С. Ужгин выпустил прокламациb «Слово о событиях в Карабалыке», где разоблачал политику царизма и призывал восставших к решительности. Демократическая часть русского крестьянства с сочувствием относилась к восставшим. Губернатору М. Фольбауму доносили, что крестьяне Иван Долматов и Дермидон Федосов возбуждали толпу киргиз к тому, чтобы они не давали составлять список призываемых туземцев. В селении Бургун бедняк Демко скрывал у себя трёх братьев Канаевых и Айдосова.

В Тургае Никита Кротов обучал повстанцев искусству военного дела и сам погиб в одном из сражений с карателями. Одним из видных организаторов Каркаринского очага восстания был Е. Курев. На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя Софья Вербицкая.

9) История национально-освободительного движения отражена в произведениях художественной литературы: М. Ауэзова «Лихая година», С. Сейфуллина «Тернистый Путь»,

С. Муканов «Ботагоз».

Более подробную информацию по данной теме, вы сможете получить, прочитав в учебнике, пар.8-9

 Задание к уроку

 Дать значение опорным словам: Первая мировая война, цензура, тыловые работы, инородцы, всенародное восстание, военно-полевой суд.

Обратная связь с учителем

  Инструкция: 

1.Прочитать опорный конспект внимательно, обращая внимание на даты,   пар.8-9 учебника.

2.Сделать краткий конспект (дата, тема урока)

«Краткая характеристика центров восстания»                    (Семиреченский центр. Тургайский центр.)

Методы борьбы восставших

Места сражений

Особенность

Итоги и результаты

Причины поражения

Историческое значение национально-освободительной борьбы.

3.По ссылке просмотреть видеоматериал:

 

 https://www.youtube.com/watch?v=-HUesTxWt8A&feature=youtu.be

4.Заполнить в файле «задание к уроку» и отправить по электронной почте pivovar20@inbox.ru 15.09.20г

         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: