Терминологический словарь к теме 6

    Проблема «что производить» -предлагает принятие решений о том, какие конкретно блага и услуги, в каком ассортименте, качестве и количестве должны быть произведены.

  Эту проблему решают потребители, выражая свое мнение во время голосования деньгами в процессе принятия решения о покупках. В конечном итоге деньги потребителей используются на оплату труда, ренту и дивиденды, которые потребители же и получают в виде дохода.

    Проблема «как производить» -предполагает решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и технологий, а также в какой комбинации буду созданы блага и услуги.

   Эта проблема решается при помощи конкуренции между различными производителями.

   Проблема «для кого производить» -определяет потребителя, на которого ориентировано данное производство и количество благ и услуг, которым потребитель может располагать.

    Разрешение данной проблемы позволяет определить, кто и сколько потребляет. Оно зависит от соотношения предложения и спроса на рынках факторов производства. На этом рынке устанавливаются ставки заработной платы, величина земельной ренты, уровень процентных ставок и прибыли. Эти показатели называются факторными ценами.

  Конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она выступает одним из основных законов рыночного хозяйствования. Различают ценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

   Закон конкуренции состоит в том, что каждый товаропроизводитель и другие участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции (работ, услуг), а также пользования капиталом.

   Правила конкуренции – это международно согласованные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и защите конкуренции. Согласование производится в рамках международных организаций: ЕС, ГАТТ, ООН, ОЭСР. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательств ее решений для стран-членов различен характер и оформление «правил». В одних случаях (ООН) они носят рекомендательный характер, например Кодекс поведения транснациональных корпораций, Кодекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. В других (ГАТТ, ЕС) – это статьи международных договоров, соблюдение которых обязательств.

    Ценовая конкуренция – это форма соперничества, когда продавец минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции или услуги с точки зрения потребителей, тем больше возможность установления более высоких цен, чем у конкурирующих товаров. При ценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет увеличивать сбыт при установленной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители и клиенты могут не считать товары или услуги лучшими, чем у их конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, пользоваться более дешевыми услугами, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

   Конкуренция, совершенная – это рынок, где цены определяются независимо  от воли покупателей или продавцов, т.е. это характеристика рынка, на котором присутствует большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию. Для совершенной конкуренции определяющим является легкость входа предпринимателя в отрасль, равные возможности покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка. Ни размер самих предприятий, ни другие причины не позволяют хотя бы одному из них воздействовать на рыночную цену, в связи с этим спрос на продукцию отдельного предприятия не будет падать по мере увеличения им своих продаж.

  Теория совершенной конкуренции – теория поведения производителей и продавцов в условиях, когда ни один из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену. Совершенную конкуренцию можно определить как ситуацию, в которой: никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства, стремящимся получить максимальное вознаграждение за свой труд, переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому; никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может своим собственным действием повлиять на цену покупаемого или продаваемого товара. Говоря в целом, это экономическая ситуация, характеризующаяся свободой и равенством. Совершенная конкуренция характеризуется рядом особенностей: атомистичность рынка, гарантирующая определенное равенство сил между хозяйственными единицами; однородность производимой продукции, которая делает практически несущественным выбор покупателя и обеспечивает свободное течение рыночных отношений; свобода вступления в производительную деятельность. Всякий, кто захочет заниматься производством или торговлей, не столкнется с каким-либо объединением, какой-либо корпоративной системой или протекционизмом со стороны уже существующих хозяйствующих субъектов. Такая конкуренция «очищена» от любых ограничительных или монопольных тенденций; прозрачность рынка, основанная на полном знании всех составляющих его участников и его факторов; подвижность факторов производства, свободно перемещающихся из одной отрасли в другую, что гарантирует гибкость производственного сектора с учетом изменений структур и пропорций.

   Конкуренция, несовершенная – положение на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении в него и выходе, ограничен доступ к информации, ограничено число покупателей и продавцов. Товары, продаваемые на нем могут быть дифференцированы или уникальны, в связи с чем отдельные рыночные агенты имеют возможность оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен.

  Монополизм – 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный товар или аналогичный товар, контроля цен; 2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

   Признаки чистой монополии:

   - отсутствует дифференциация продукта (единственный продавец – монополист);

   - проникновение в отрасль заблокировано;

  - реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену или отказаться от покупки данного товара;

   - полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

  - для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры (например, юридические ограничения в форме лицензий, авторского права, товарных знаков или патентов).

   Естественная монополия – предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (атомное оружие, производство денежных знаков, электрические и газовые компании, линии связи, водоснабжение и др.).

Эти монополии обычно находятся в собственности государства и функционируют под его контролем. Их существование обусловлено эффектом экономии ресурсов в результате укрепления производства.

    Дуополия – (от латинского: два и греческого продаю) ситуация, при которой имеются только два продавца определенного товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др. Данная ситуация теоретически была рассмотрена А.Курно в работе «Исследования математических принципов теории богатства» (1838). Теория Д.Курно исходит из конкуренции и основана на том, что покупатели объявляют цены, а продавцы приспосабливают свой объем выпуска к данным ценам. Каждый дуополист оценивает функцию спроса на продукцию и затем устанавливает количество, предназначенное на продажу, при том допущении,что объем выпуска конкурента остается неименным. Согласно Курно, дуополия занимает по объему выпуска продукции промежуточное положение между полной монополией и свободной конкуренцией: по сравнению с монополией выпуск здесь несколько больше, а по сравнению с чистой конкуренцией – меньше.

   Полиполия – рыночная ситуация, при которой существует ограниченное число крупных продавцов, достаточное для поддержания условий конкуренции.

  Конкуренция, монополистическая – 1) ситуация на рынке, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; вследствие относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной конкуренцией, фирмы в этих отраслях не могут получать монопольную прибыль длительное время; рынок, на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого ею товара и на который действует значительная неценовая конкуренция; 2) орагнизация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, но в отличие от совершенной конкуренции каждый из них сталкивается с наклонной кривой спроса, поскольку производит дифференцированный продукт. М.к. предполагает также свободный вход в отрасль выход из отрасли.

   Теория монополистической конкуренции – теория, исследуемая рыночные аспекты господства монополий в условиях современного капитализма; главные положения сформулированы Э.Чемберлином в работе «Монополистическая конкуренция. Реорганизация теории стоимости» (1933), а также Дж. Робинсон в работе «Экономика несовершенной конкуренции» (1933). В отличие от традиционной точки зрения экономической науки, согласно которой конкуренции и монополия -  альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Чемберлен считал, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Предприниматель, чтобы захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой законченной; она  не уничтожает конкуренцию, ибо производителей различных сортов данного продукта много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются сутсбтитутами. Налицо своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над «дифференцированным продуктом», вторая – с наличием «субститута», заменителей. Т.м.к. знаменательна тем, что в ней отражены некоторые важные изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности был поставлен под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном «суверенитете потребителя». Чемберлен признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Категория издержек сбыта, введенная в научный оборот Чемберлином, расширила теоретический инструментарий неклассического направления, поскольку в отличие от издержек производства, приспосабливающих продукт к спросу, издержки сбыта нацелены на приспособление спроса к продукту, манипулирование спросом. Т.м.к. оставила глубокий след в развитии современных представлений о рыночном ценообразовании. Наряду с исследованиями общетеоретического характера она стимулировала изучение таких конкретных явлений, как эластичность спроса на товар той или иной фирмы (в зависимости от характера и назначения продукта, цены, дохода потребителей, качества изделия, рекламных  расходов, других издержек по сбыту), а также проблем, касающихся товарных субститутов, форм неценовой конкуренции, средств формирования спроса и управления им.

  Диверсификация продукции – расширениезначительного числа модификаций одной и той же продукции. Реальная Д.п. отвечает тем или иным интересам отдельных потребителей. Однако существует и мнимая Д.п., когда качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняются только дизайн и упаковка товара, но на рынке данный товар предлагается как новый по более высокой цене. Д.П. используется на рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренцией со стороны предложения.

   При конкуренции возникает ряд факторов, приводящих к ослаблению уровня соперничества по сравнению с его естественным уровнем и не связанных с состоянием издержек.

    Конкуренция добросовестная – это принципы, устраняющие ценовую конкуренцию.

    Конкуренция, недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. В частности, не допускаются: неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной или иной информации относительно способа и места изготовления или качества товаров (продукции), указанная или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера технических характеристик, свойств, способа изготовления, пригодности к применению или стоимости и количества товара или продукции; действия, способные вызвать «смешение понятий» в отношении деятельности предприятия, продукта деятельности,конкурента; ложные утверждения, спосбные дискредитировать предприятие, его промышленную или торговую деятельность; замалчивание важной для потребителя информации; иные действия, направленные на вытеснение с рынка других лиц. Закон запрещает заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между конкурирующими субъектами, в которых предусматриваются: установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат или других условий, направленных на ограничение конкуренции; раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по рангу продавцов или покупателей, либо по другим признакам с целью их монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателе; другие условия, которые существенно ограничивают или могут ограничивать конкуренцию.

   Олигополия («власть немногих») – это рынок, на котором существует несколько фирм отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

   Олигополия – это преобладающая форма современной рыночной сферы. Обычно на олигополистическом рынке контролируют между собой несколько крупных фирм (от 2 до 9). Главной причиной возникновения олигополии выступают жесткие условия проникновения на рынке. Олигополисты весьма чувствительные к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

  Признаки олигополии:

- наличие нескольких фирм;

- продукция может быть как однородна (на рынках сырья), так и дифференцирована на рынках (на рынках потребительских товаров);

- зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов;

- контроль над ценой (политика «жесткости цен», «лидерства в ценообразовании»);

- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в орасль;

- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен;

- цены относительно устойчивы. Они резко изменяются, но если меняются, то сразу у всех.

  Олигополия в значительной степени распространена в отраслях эффективного крупного производства, где отсутствуют возможности дифференциации отраслевого продукта.

  Достоинством олигополистического рынка является его техническая и технологическая прогрессивность. Он формирует как стимулы, так и возможности ее реализации, что в конечном итоге способствует росту качества и обновлению продукции.

    Монопсония – (от греческого: один покупаю). Ситуация, рассматриваемая в теории несовершенной конкуренции, при которой единичному покупателю противостоит множество продавцов. При этом цену диктует не продавец, а покупатель. Общий случай, монопсонии описывается Дж. Робинсон в работе «Экономика несовершенной конкуренции» (1933).

  Дуопсония – ситуация на рынке, при которой конкуренция сфере спроса несовершенна из-за наличия только двух покупателей. При дуопсонии каждый из двух покупателей сходного товара не может использовать ценовую политику для овладения сферой предложения. При этом каждый из них может выбирать между позицией зависимости, когда он будет определять объем своего спроса, ориентируясь на конкурента, и позицией господства, при которой он будет стремится навязывать конкуренту наиболее выгодную для себя позицию.

    Антимонопольная политика – неотъемлемый элемент экономической политики стран с рыночной экономикой. Она предполагает: предотвращение образования новых монополий; ограниченные масштабы монополизации рынка (фирма контролирует не более 60% рынка); запрещение слияния конкурирующих фирм; запрещение установления монопольно высоких цен и сговоров в отношении цен; формирование конкурентной среды в монополизированных отраслях; сохранение и поддержание конкуренции как двигателя экономического прогресса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: