По дисциплине «Культурология»

Факультет ЗАОЧНОГО обучения

 

Н.В. Божко

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

по дисциплине «Культурология»

 

 

Воронеж 2014

Агон – соревнование, состязание, неудержимое стремление к любым состязаниям – отличительная черта греческого быта.

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

  Анимизм – вера в одушевленность предметов, а также наличие души у всех живых существ (растений, животных, людей); общий элемент всех архаических форм религии.

Антропоморфизм – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, природы, мифических существ, представление богов в человеческом образе.

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Апокалипсис – последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчество о конце света.

Ареал культурный – географический район, внутри которого у разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особен­ности.

Архетип – исходный первообраз в сознании или искусстве.

Атрибут – признак, существенное свойство предмета, его неотъемлемое качество, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Барокко – художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

Бессознательное – психическая жизнь, происходящая без активного участия сознания. Наиболее полное развитие категория получила в теории Фрейда; здесь выступает глубинный фундамент психики, источник всех жизненных проявлений.

Биосфера – в учении В. И. Вернадского «определенная геологическая оболочка нашей планеты», которая изменяется под воздействием природопреобразующей деятельности человека. В этом смысле человечество становится мощной «геологической силой», способной раскрыть границы и выйти в космос.

Брахманизм – учение брахманов; господствующая религия Индии, восходящая к ведическому периоду.

Веды – древнейшие памятники индийской литературы.

Возрождение (Ренессанс) – этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

Гедонизм – этическая теория, согласно которой смысл жизни – преимущественно в чувственном наслаждении, хотя некоторым философским течениям (эпикуреизм) делают акцент на интеллектуальном удовольствии, а чувство наслаждения понимают негативно (как отсутствие страданий).

Герменевтика – искусство толкования памятников древней литературы; в современном смысле – учение о понимании вообще.

Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Даосизм – древнекитайское учение, представляющее собой наряду с конфуцианством основу духовной традиции китайской культуры. Основной принцип даосизма – следовать в природе, жить естественно.

Декаденство – понятие, обозначающее культурный упадок народа, эпохи, искусства, человека.

Дзэн – учение о достижении «озарения», в результате которого личность утрачивает все индивидуальные характеристики и постигает «подлинную реальность» – пустоту.

Диахрония – историческое развитие событий во времени.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре. Различают различные типы и виды культурной динамики – линейную, циклическую и т. д.

Дуализм – сосуществования двух полярных состояний, в принципе не сводимых к единству (добро – зло, душа – тело).

Европоцентризм – методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

Зооморфизм – наделение объектов свойствами животных. Является характерной особенностью политеизма.

Инкультурация – процесс, в ходе которого личность приобщается к традиционным ценностям, характерным для культуры, к которой она принадлежит.

Иррациональность – недоступный рассудку, то, что не может быть постигнуто с помощью разума.

Казуальность – воззрение, согласно которому в мире господствует случайность.

Калокагатия – объединяет в себе эстетические и этические достоин­ства, «прекрасное» и «доброе». Основа калокагатии – совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада.

Канон – система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период.

Картина мира (культурная) – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Катарсис – термин, введенный Аристотелем для обозначения чувства просветления души и очищения от страстей, которое испытывает зритель во время трагедии, сопереживая страдание вместе с ее героем.

Коды культуры – (по аналогии с генетикой) совокупность дос­тижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передаю­щихся из поколения в поколение путем социального наследования.

Контркультура – разновидность нигилистического отношения к традиционным ценностям. В узком смысле – отказ от идеалов потребительского общества; в широком – пренебрежение культурным опытом человечества.

Космос – в греческой мифологии и философии – мировой порядок, мировое целое, которое, в отличие от хаоса, не только упорядочено, но и пре­красно в силу царящей в нем гармонии.

Культурные универсалии – нормы, идеалы, ценности, имеющие наднациональный характер и присущие человечеству как единому целому в ходе всего его исторического бытия.

Культурогенез – процесс формирования основных сущностных характеристик культуры.

Культурология – наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы.

Массовая культура – совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, пропагандируемая и реализуемая через различные каналы коммуникации, включая средства массовой информации, с которыми она тесно связана.

Межкультурные коммуникации – разнообразные виды взаи­модействий между отдельными культурами.

Менталитет – образ мышления, общая духовная настроенность, характерная как для отдельной личности, общественной группы, так и для национальной культуры в целом.

Метаязык – язык «второго порядка», по отношению к которому естественный человеческий язык выступает как «язык-объект»; формализованный язык, средствами которого исследуются свойства какой-либо теории.

Мимезис – одна из основных категорий античной эстетики, принцип художественного творчества, основывающийся на подражании природе, точном воспроизведении окружающей действительности.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех от­раслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и при­оритеты.

Миф – предание, сказание о богах, героях, демонах, духах и т. д.

Мифология – совокупность мифов какого-либо народа.

Модернизация культурная – изменения в культуре, отвечаю­щие современным требованиям к ней в плане рационализации и соответ­ствия основным потребностям современного человека.

Монотеизм – религиоведческий термин, обозначающий учение о едином Боге.

Морфология культуры – направление в культурологии, изуча­ющее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие соб­ственную логику развития, и их смену в ходе культурного процесса.

Национальная культура – синтез культур различных слоев ис­торически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета.

Неолитическая революция – скачкообразный переход от при­сваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (зем­леделию и скотоводству), совершившийся в эпоху неолита 9 – 6 тыс. лет назад.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в преде­лах которой разумная человеческая деятельность становится определяю­щим фактором развития. Концепция ноосферы сформулирована П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.

Нормы культурные – совокупность общепринятых положений, регулирующих поведение людей, их общение и участие в совместном ду­ховном и материальном производстве.

Ортодоксия – правоверие, точное соответствие церковному преданию.

Осевое время – период между 800 и 200 гг. до н. э., в который произошел эпохальный поворот в истории, приведший к появлению человека современного типа. Понятие введено немецким философом К. Ясперсом.

Пантеизм – форма религиозного натурализма, обожествление вселенной, утверждение, абсолютного единства Бога и мира (природы).

Парадигма – модель, образец для решения исследовательских задач.

Пассионарность – согласно Л. Н. Гумилеву – энергия этноса, направленная на радикальное историческое переустройство сложившегося социального порядка.

Полис – город-государство, особая форма социально-экономической и по­литической организации, типичная для Древней Греции.

Политеизм – религиоведческий термин, обозначающий многобожие.

Постиндустриальное общество – общество, где значение сфе­ры услуг (информации) выше индустрии. Другое название – «информацион­ное общество» – более распространено.

Прикладная культурология – совокупность исследований, нацеленных на изучение и разработку методик направленного прогнози­рования и управления культурными процессами, ориентирующихся на проблемы охраны и реставрации культурно-исторического наследия.

Реинкарнация – учение о перевоплощение души.

Ритуал – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного симво­лического поведения, упорядоченная система действий.

Сакральный – относящийся к религиозной вере, культу.

Сансара – бесконечная цепь перерождений живых существ.

Секуляризация – отход от религиозных и церковных норм и принципов, обмирщение культуры.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Срединная культура – культура, находящаяся в тесном вза­имодействии с другими типами культур и являющаяся промежуточной между двумя или большим числом культур.

Силлогизм – умозаключение от общего к частному.

Символ – одно из фундаментальных понятий человеческой культуры; в расширенном смысле – образ, являющийся представителем другого образа.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо. Однако синкретизм не следует отождествлять с примитивностью.

Социализация – процесс приобщения индивида к культурным ценностям общества.

Социальные институты культуры – совокупность соци­альных структур, общественных учреждений, устойчивых общественных взаимодействий, в рамках которых развивается культура.

Специфическая культура – культура, не похожая на другие, развивающаяся по своим внутренним законам и мало связанная с други­ми культурами и культурными универсалиями.

Сублимация – преобразование вытесненной энергии в духовную деятельность (наука, искусство).

Субстанция – некая неизменная сущность, лежащая в основании всего, и существующая благодаря самой себе.

Субкультура – подкультура, культура в культуре, маргинальная культурная подсистема внутри «официальной системы».

Схоластика средневековая – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Табу – универсальная форма человеческого мышления и поведения, определяемая наложением немотивированного запрета на что-либо, нарушение которого неминуемо влекущее наказание.

Теоретическая культурология – раздел культурологии, наце­ленный на исследование собственных фундаментальных проблем культу­ры и выявление общих закономерностей ее развития.

Техника – совокупность орудий труда, способов и приемов пре­образования мира; важнейший элемент материальной культуры.

Техницизм – преобладание рационалистического, научного способа освоения действительности над эмоциональным, чувственным.

Типы культур – целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и непохожие на культурные образования других народов.

Типология культуры – систематизация различных культур по наиболее общим признакам, свойствам, а также различение культур по существенным основаниям.

Тотемизм – архаическая форма религиозности, характеризуемая верой в сверхъестественную кровную связь данной родовой группы с каким-либо тотемом (животным, растением, предметом, явлением природы).

Традиции культуры – совокупность достижений культуры, пе­редающихся в рамках данной культуры от одного поколения к другому.

Трансцендентный – то, что находится за границами сознания, естественных познавательных способностей, «сверхъестественная» сфера.

Харизма (божественный дар) – исключительные свойства человека, воспринимаемые окружающими как сверхчеловеческие и обеспечивающие ему особую силу воздействия на окружающих.

Эвдемонизм – этическое направление, считающее блаженство высшим смыслом жизни и целью стремлений человека.

Экзистенциализм – философское направление, занимающееся проблемой подлинного человеческого существования.

Элитарная культура – часть культуры, ориентирующаяся на интересы элиты общества, не доступная и не понятная массам и противо­стоящая им.

Этноцентризм – свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные культуры сквозь призму культурных традиций и ценностей собственного народа.

Язык искусства – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: