Как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные - высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

Откуда берётся музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя - всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.

Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели, сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?

2. Работа с произведениями живописи.

- А сейчас, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую атмосферу таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»?

Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...

 

Что вы можете сказать о картине Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки»?

 

 

 

 

Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты... «созерцание неба и природы – всегда было возвышенным благословением и славословием».

Следующая картина Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море».

Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...

А слышите ли вы звучание музыки на картине С.Андрияки «Книги на синем бархате»?

Итог урока: Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, и надежд.

Вопросы и задания:

Как музыка связана с окружающей жизнью? Что является её истоками?

Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и есть музыка…»?

Какие звуки природы вы могли бы назвать? Подумайте, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: