Внешние функции государства

1. Функция обороны страны

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.  Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач:

1. защиты независимости и территориальной целостности государства;

2. выполнение международных обязательств.

Вместе с тем защищать себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. совокупность совместных мероприятий, направленных на исключение возможности возникновения войн.

Правовой основой функции обеспечения обороны страны является Конституция РФ, федеральные законы «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. Федеральный закон «О гражданской обороне» является базовым нормативным актом, определяющим основы организации и обеспечения обороны страны; закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, государственных и не государственных организаций, должностных лиц, права и обязанности граждан. В нем определяется порядок применения специальных средств, для обеспечения обороны страны, ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере обороны.

Законодательство о военной службе закрепляет принципы и порядок осуществления военной службы в РФ, и правовой статус военнослужащих

 

2. Функция интеграции в мировую экономику

Все большее  значение в последние время приобретает интеграция России в мировую экономическую систему. В настоящее время экономические преобразования России открывают новые возможности для реализации интересов России в различных областях экономики, культуры, бизнеса, торговли, социального развития. Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Россия выступает за более активное взаимодействие со всеми развитыми странами в области экономического и социально-гуманитарного сотрудничества. Происходит налаживание партнерских отношений не только с европейскими странами, но и со странами азиатского и тихоокеанского региона, США. Большое значение имеет тот факт, что Россия из разряда должников постепенно переходит в состав кредиторов слаборазвитых и развивающихся стран мира, возвращая долги Международному валютному фонду и ряду других финансовых организаций. Подобные процессы оказали серьезное влияние на всю сферу международного сотрудничества. Россия участвует в работе большинства международных экономических и культурных организаций.

Правовой основой этого является Конституция РФ и федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и др.

Особое значение имеет участие России в решении глобальных проблем человечества - освоение космоса, защите мирового океана, борьбе с эпидемиями, предотвращении и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

3. Функция сотрудничества с другими государствами

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе и в решении глобальных проблем, появилась постконфрантационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом и требующих международного реагирования. К глобальным проблемам относятся голод и нищета, в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, в том числе всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые нередко перерастают территориальные пределы одного государства. Такое сотрудничество государств позволяет предупреждать промышленные аварии и снижать губительные последствия катастроф, обеспечить готовность к чрезвычайным ситуациям и возможность раннего оповещения о них.

Мировое сообщество заинтересованно так же во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от угрозы так называемого парникового эффекта и крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, загрязнением радиоактивными отходами и т.д.

Большие проблемы связаны с освоением космоса, в том числе с удалением из него космического мусора.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Всеобщая озабоченность о сохранении сырьевых и энергетических ресурсов привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Функция сотрудничества государств носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз. Особую значимость представляет проблема укрепления стабильности в СНГ - зоне жизненно важных, стратегических интересов России.

Однако на международной арене наблюдается не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Поэтому помимо сотрудничества государств нельзя отрицать их взаимоисключающих интересов и следует учитывать противоречивую сложность современного мира.

 

4. Функция поддержания мирового порядка и борьбы с терроризмом

Для реального обеспечения обороны страны и государственной безопасности недостаточно иметь боеспособные Вооруженные силы в пределах территории Российской Федерации. Необходимо активно участвовать в деятельности по обеспечению международной безопасности. Данная функция осуществляется в нескольких направлениях. Главное направление - недопущение глобальной мировой войны. Существует ряд государств, которые до сих пор проповедуют агрессивную внешнюю политику, это создает реальную угрозу для мировой безопасности и требует от всех государств значительных усилий для поддержания мира, прежде всего политическими средствами.

Другим не менее важным направлением является активное участие в деятельности международных организаций. Основная задача в этом процессе - укрепление ООН. В условиях нестабильной политической ситуации ООН призвана сыграть роль организации, координирующей решение проблем международной безопасности. ООН в силу исторических традиций - самый всеохватывающий институт международного сотрудничества и международной безопасности. Помимо ООН, Россия активно участвует в деятельности Совета Европы и других организаций.

Для обеспечения реализации данной функции Россия предоставляет свои Вооруженные силы в качестве миротворческих контингентов для участия в урегулирование международных конфликтов по решению Совета Безопасности ООН и в соответствии с межгосударственными соглашениями. Правовой основой этого служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»

Сюда можно отнести глобальную международную проблему терроризма, ставшей для России как внутренней, так и внешней, что отразилось на соответствующих государственных функциях. В РФ приняты федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ужесточена ответственность за террористическую деятельность. Россия вынуждена принимать ряд серьезных мер по противодействию терроризма. Проблемным регионом РФ в этом плане является Чеченская республика, где уже много лет продолжается контртеррористическая операция. На международном уровне Россия так же активно участвует в антитеррористической деятельности, сотрудничает с государствами - участниками борьбы с терроризмом в совместных мероприятиях, принимает самые жестокие меры вплоть до физического уничтожения террористов, как на территории РФ, так и за ее пределами.

Особенность внешних функций состоит в том, что каждое государство, стремясь к единой цели, желает достичь ее такими методами и средствами, которые бы наиболее полно отвечали ее интересам и потребностям. Такое естественное желание государства не может не вызвать столь же естественных возражений у других участников международных отношений. Противоречивость интересов государств на международной арене обуславливается несовпадением их экономических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к лидерству на международной арене. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гарантируют успеха в достижение осознаваемой ими общей цели обеспечения мира и сотрудничества.

Внешние функции Российской Федерации направлены на отстаивание национальных интересов России на международной арене мирным путем, без угроз или реального применения силы. Российская внешняя политика признает наличие противоречивых интересов разных стран и полагает возможным развивать международные отношения без ориентации на какого-либо единого лидера в этой области.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: