Цемент, повторит, ворота, облегчить

Вариант 1

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Старый лес зашумел ровно (не)умолчно(4). Только птич..я возня стук дятла веселое цвиканье стрелявших меж ветвей ж..лтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот т..гучий, тревожный и грус..ный, мя(к/г)кими волнами перекатывающ..йся шум.

Сорока чистившая(2) на ветке ольховника ч..рный острый клюв вдруг повернула голову набок(3) пр(и/е)слушалась пр(и/е)села, готовая сорва(т/ть)ся и ул..теть. Тревожно хрустели сучья. Кто(то) большой, сильный ш..л сквозь лес (не)разб..рая дороги. Затр..щали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскр..пел оседая наст. Сорока вскрикнула и, ра(з/с)пустив хвост, похожий на оп..рение стрелы, по прямой полетела проч...

Из припудре(н/нн)ой утре(н/нн)им инеем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда увенча(н/нн)ая тяж..лыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как и(с/з)ваяние.

 

(104 слова, по Б. Полевому)

Задание 2 Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых

выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. получаса лил дождь.

2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.

3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.

4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.

Задание 4

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) (За)тем лесом большая проезжая дорога.

2) Давно не было дождей, (за)то всё созрело раньше срока.

3) Так(же), как и в прошлый раз, всё было подготовлено.

4) Он то(же) был весел.

 

Задание 5

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Досуха, километр, переведена, начатый.

Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Согласно расписания в седьмом классе сейчас урок математики.

2) Выбрав пьесу, началось распределение ролей.

3) По окончании института я пойду работать в школу.

4) В силу сложившихся неблагоприятных погодных условий рейс отменён.

 

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.

2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.

3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.

4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.

 

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мы замолчали опасаясь нового всплеска гнева.

2) Дружки свернули с дороги и пошли к лесу оглядываясь по сторонам.

3) Михаил куда ты дел конфеты купленные мамой?

4) Стихает гул прекращающегося дождя и небо проясняется.

 

 

Текст 2

(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. (3)За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел на песчаном берегу медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. (4)Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.

(5)Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. (6)Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…

(7)Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. (8) После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. (9)Мать грозно зарычала, призывая отставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте. (10)Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. (11)Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. (12)Все звери скрылись в кустах.

 

(154 слова, по Е. Гриневичу)

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4. Запишите ответ.

 

Задание 11

За каким занятием рассказчик застал медведицу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «врасплох» из предложения 4.

 

 Врасплох —...

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

 

Задание 14

Объясните значение пословицы «Без беды друга не узнаешь», запишите Ваше объяснение

 

Вариант 2

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

С пот.мневших ветвей срывались комья отсыревшего(2) снега и с шумом падали проб..вая л..дяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо (з/с)брасывала с себя над..евшую (за)зиму одежду. Чудесный зап..х хвои ст..ял в чистом воздухе чуть тронут..м влажной прелью. В тайге нач..налась в..сна.

Марина сда(ф/в)(3) дежурство отправилась д..мой п..шком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге уже освобожде(н/нн)ой от снега(4). Ш..рокие деревя(нн/н)ые пластины подернутые ле(д/т)ком осв..ще(н/нн)ые з..рей бл..стели, как яркие ленты, стремительно броше(н/нн)ые вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зач..ровывало богатство красок св..ркающих на чистой с..неве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам протянутым вдоль г..р..зонта нанизано ожерелье мелких облач..ков — золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и пр(и/е)смиревшей тайгой ш..роко ра(з/с)кинулся вел..колепный бархат неба.

 

(115 слов)

 

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)следстви.. разгула стихии несколько посёлков остались без электричества.

2) Учёные пришли к выводу, что смерчи возникают в связи с изменениями (в) течени.. воздуха.

3) (По)зад.. дома стоял сарай.

4) (В)следстви.., которое велось после автомобильной аварии, вина шофёра была установлена.

 

Задание 4

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) От земли исходила утренняя прохлада, воздух был то(же) по-осеннему свеж.

2) Тренер вернулся через полчаса, (так)как нужно было продолжать тренировку.

3) (За)то отношение я до сих пор тебе благодарен.

4) Что(бы) ты съел?

 

Задание 5

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Цемент, повторит, ворота, облегчить.

Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Наблюдая за успехами учеников, его охватывала гордость.

2) Благодаря терпения Максим справился с задачей.

3) Он всегда поступал наперекор советам.

4) Мама попросила узнать насчёт графика приёма в поликлинике.

 

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Просмотрев записи мы определились с планом действий.

2) Образ кошки гуляющей сама по себе встречается в сказках и легендах.

3) Леса реки поля всё что дорого сердцу русского человека есть в картинах Левитана.

4) Оплатите штраф по выписанной квитанции.

 

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Белые медведи отлично плавают при этом развивая скорость до десяти километров в час.

2) Камень упал на лёд и плотицы метнулись в глубину блеснув чешуёй.

3) Падая самолёт задел верхушки сосен.

4) Узнав об этом от людей Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Текст 2

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 

(189 слов, по В. Быкову)

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.

 

Задание 11

Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

 

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «самопожертвование» из предложения 6.

Самопожертвование —...

 

Задание 13

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

 

Задание 14

Объясните значение пословицы «Доброе дело два века живет», запишите Ваше объяснение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: