Список использованной литературы

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Терзи Яна Петровна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования

факультет психологии и педагогического образования,

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова,

РФ, г. Симферополь

E-mail: yana.ploskina@mail.ru

 

Аннотация. В данной статья изучена психолого-педагогическая литература, определены эмоционально-волевой сферы, позволяющие использование художественных методов для регулирования психоэмоционального состояния детей с отклонениями в развитии, а также психолого-педагогические направления использования этих методов в процессе воспитания детей этой категории.

Ключевые слова: художественные изображения, художественные методы, эстетическое образование, дети с отклонениями в развитии.

ARTISTIC METHOD AS A MEANS OF MENTAL PSYCHOEMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTS

Terzi Yana Petrovna

2nd year student of special (defectological) education

faculty of psychology and pedagogical education,

Crimean engineering and pedagogical University named after F. Yakubov,

Russian Federation, Simferopol

E-mail: yana.ploskina@mail.ru

Annotation. In this article, psychological and pedagogical literature has been studied, emotional-volitional spheres have been identified that allow the use of artistic methods to regulate the psycho-emotional state of children with developmental disabilities, as well as psychological and pedagogical directions for using these methods in the process of raising children in this category.

Key words: artistic images, artistic methods, aesthetic education, children with developmental disabilities.

 

Постановка проблемы. Все дети обладают разным уровнем подготовки, имеют разные способности, однако при целенаправленных занятиях средствами художественных методов воспитания у детей качественно изменяется мировосприятие, меняется психоэмоциональное состояние детей. Непосредственное соприкосновение с художеством, окружающей природой, предметами - во всех этих процессах много новых ощущений.

В свою очередь проблема применения художественных методов как средство психоэмоционального состояния детей с отклонениями в развитии является многогранной во многом неизученной до настоящего времени. Вопросам закономерностей формирования психоэмоционального состояния детей с отклонениями в развитии посредством художественного изображения предметов окружающей действительности уделяли большое внимание такие известные педагоги, как Т. Н. Головина, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.

Недоразвитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, нарушения руководящих функций, процессов коммуникаций и социализации делает невозможным использование обычных методов психокоррекции в работе с детьми с отклонениями в развитии или сводит их эффективность к минимуму. Именно поэтому актуальным является поиск эффективных средств психокоррекции, которые бы позволили нивелировать перечисленные выше трудности дошкольника и корректировать сразу несколько основных видов поведенческих расстройств и их основных проявлений. По нашему мнению, именно художественные средства могут реализовать поставленные задачи.

Цель исследования – исследовать художественный метод как средство психоэмоционального состояния детей с отклонениями в развитии.

Изложение основного материала. В современных условиях развития общества, образования, культуры, искусства, все более глубоко ощущается понимание того, что в нашей действительности особое место в развитии личности детей с отклонениями в развитии, в их духовном становлении, стабилизации психоэмоционального состояния занимают искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. На основе данных материалов нами была определена высокая степень актуальности данных вопросов.

Ученики с особыми образовательными потребностями постоянно участвуют в разных мероприятиях: посещают мастер-классы, музеи, экскурсии и участвуют в любительских представлениях.

Проблема выбора методов психокоррекции поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития заключается в том, что большинство психокоррекционных методов требуют формирования достаточного уровня интеллектуальных способностей, что является невозможной задачей для детей с нарушениями развития в этом возрасте. На наш взгляд, этот вопрос можно решить с помощью художественных средств.

Использование художественных средств в педагогике не требует от ребёнка высокого интеллектуального потенциала, и их главная цель - гармонизировать и развивать человека посредством самовыражения и сублимации, что решает ряд специфических проблем старших дошкольников с развитием инвалидов

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии вследствие органического поражения головного мозга само по себе требует значительных микросоциального влияния. Нарушения эмоционально-волевой сферы таких детей требует педагогических усилий, педагогического мастерства и особых технологий. Поэтому педагогу-психологу в учебном заведении необходимо создать эффективную систему психокоррекции с целью оказания помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса и ребенку в первую очередь.

Указанные задачи определяют художественную деятельность, которая является ведущим способом эстетического воспитания дошкольников, основным средством художественного развития детей на ранних этапах онтогенеза, что обосновано в исследованиях эстетики, педагогов, психологов.

Следовательно, художественная деятельность выступает содержательной основой эстетических отношений ребенка, представляет собой систему конкретных объективных действий, направленных на воспитание, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) для эстетического восприятия мира.

Т.Н. Головина обосновывает философскую точку зрения, согласно которой под эстетической деятельностью понимается духовная, практическая, эмоциональная и рациональная деятельность человека, содержание которой формируется, а цель - гармонизировать себя, мир и их отношения с миром.

Психологический аспект проблемы, освещенный в трудах Т. Н. Головина, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина, показывает особую чувствительность старших дошкольников к воздействиям окружающей среды, их эмоциональную реакцию на непосредственные впечатления. Понимание и познание жизни через произведения искусства состоит в том, чтобы воспринимать и воспроизводить ее в конкретных образах. Восприятие как одна из форм познания основано на логическом мышлении и эмоциональном опыте, эмпатии.

 Обогащаясь знаниями в сфере искусства благодаря наблюдению, сопоставлению, системе художественных представлений, чувств и убеждений, ребенок чувствует большее влечение к прекрасному. Поэтому именно искусство становится и средством общения, и средством познания действительности, и средством развития.

Большинство методов психокоррекции в основном используются в устных каналах общения и требуют формирования определенного интеллектуального уровня для понимания, понимания и обработки информации. Тем не менее, большинство дошкольников с нарушениями развития испытывают трудности с пониманием задач, у них плохо развито рефлексивное Я, в связи с чем они не могут осознать и выразить свое эмоциональное состояние, им трудно выразить словами свои проблемы и чувства и работать с новыми Материал вызывает тревожные или протестные реакции.

Привлечение художественных ресурсов как специфического, художественно-образного способа овладения реальностью для формирования ценностных основ формирующейся личности является одним из востребованных направлений современной российской образовательной политике.

В системе общего и дополнительного художественного образования проблема обращения к искусству как специфическому, художественно-образному способу овладения реальностью и установления ценностных основ развивающейся личности, развития ее «способности к морально-этической оценке происходящих в окружающий мир» выходит на первое место.

Задачи реализации воспитательного потенциала искусства в работе с детьми с отклонениями в развитии сформулированы в программных документах, определяющих стратегические направления современного образования, серди которых Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, «Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.».

Освоение детьми с отклонениями в развитии  содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации. Через искусство дети на практике получают положительное понимание о себе: «я – успешен», «у меня все хорошо получается», «я не такой как все, и это – хорошо», «я могу справиться с трудностями» и т.п..

Художественные методы не требуют, чтобы ребенок обладал высоким интеллектуальным потенциалом, и их главная цель - гармонизировать и развивать человека посредством самовыражения и сублимации, что решает ряд специфических проблем детей с нарушениями развития.

Реализация задач, связанных с развитием восприятия, предполагает тщательный отбор отображаемых объектов и изображений. Важно, чтобы наглядные пособия, используемые в специальной школе, были достаточно четкими, четко и четко выражали свои присущие им особенности. Они должны оказывать воспитательное влияние на детей, способствовать развитию стабилизации их психоэмоционального состояния.

Хорошо подобранные наглядные пособия вызывают у детей положительные реакции; их использование обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса. Следует подчеркнуть, что восприятие приобретает эстетический характер только в тех случаях, когда студенты учатся радоваться в связи с восприятием художественно выполненного произведения, выразительного рисунка и т. Д., Испытывая восхищение, удовольствие.

Дети с нарушениями развития из-за своего интеллектуального и эмоционального недоразвития изначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционной работы расширяются рамки чувственных знаний и углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им правильное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция в восприятии картин, узоров и прикладного искусства.

Вывод. Значительное место в эстетическом воспитании детей с нарушениями развития занимают демонстрации узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т. Д.), Которые используются в декоративном рисовании. Это помогает ученикам понять особенности построения узоров, выбрать необходимые элементы, наиболее удачные цветовые сочетания. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит их видеть и познавать прекрасное. Восприятие произведений искусства влияет на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей.

 

Список использованной литературы

1. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М.: Педагогика, 1990. - 120 с.

2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Академия, 2002. - 207 с.

3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2005. - 317 с.

4. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина; под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.




double arrow
Сейчас читают про: