Драматургия и театр Древнего Рима (3 -1 вв. до Н.Э.)

Греческая драма пересаживается на другую почву, новый язык, и обрастает местной культурой. Греческая драма теряет социально-политическую окраску, свою нравственность и приобретает чисто развлекательный характер.

Бог Дионис и его культ в театре остался в Греции, В Риме театр- балаган, полу акробатика, клоунада.

В 54 г.- приказ сломать зрительные места, так театр расценивался как пустая трата времени, баловство. Балаган мог устраиваться за 1000 шагов от городской стены (сенаторы придумывали всяческие запреты). Все эти запреты повлияли на мнение людей о театралах, они их считали за пределами приличного общества.

Поэт Нэвий угодил в тюрьму за попытку возродить политическую драму Греции.

Покувий, Акций тоже пытались возродить трагедию, но их попытки были тщетны.

Луций Се’нека (сохранились его работы)

Рассвет драмы в Римской Империи (3-2 века до Н.Э.)

Тит Макций Плавт (285-194 до н.э.) и Теренций.

Тит М.П. основал маленькую театральную труппу. Техника была не совершенна. Хор отсутствовал. Его заменяли кантики- мини арии. Длинные арии или дуэты и речитативы- все это комедия Плавта. Усиливается музыкальный и танцевальный элементы. Напоминает все больше оперу и оперетту. Публика не понимает и не знает что такое трагедия и комедия, поэтому чтобы удержать зрителя, трагедии становятся более плачевными и кровавыми.

Плавт пишет на сюжеты Греческой Драмы => больше позволено вставить в сюжет. Больше гротеска (а психологизма меньше).

Прием контаминации (микс из разных драм, слепляют героев и острые моменты, несогласованность частей элементов). «Всегда в Афины переносим действие, чтобы все казалось греческим» А на самом деле говорится о Риме, Римском сенате и курии,

Плавт был площадной человек, он пытался в большей степени донести мысль. Он писал Полиаты (комедии с греческим сюжетом). Заимствует у Менандра, но ближе по характеру к Аристофану.

Плавт стоит за демократию, вводит буффонаду, греческие маски заимствует, они комические. В том числе маски рабов- всю интригу занимает раб. Строго разделяет положительных и отрицательных героев. Комедия возбужденная- погоня, гонка, интриги, максимализм, семейно-бытовая.

«Хвастливый воин» (204 г. До Н.Э.). В центре- Пиргополеник- маска хвастливого воин. Парасит (приживала, хлебогрыз). Женщины не дают воину покоя, так он прекрасен «Мне жить сложно от них». Воин привозит девушку в Эфес. Ему в погоню отправляется жених Плевсикл девушки, он поселяется у соседа воина. Полестрион раб помогает Плевсиклу: делает дырку в стене, чтобы девушка ушла через дырку к своему возлюбленному. Комическая сцена- девушку представляют сестрой близняшкой и воина обманули. Полестрион просит соседа, чтобы он нанял гитеру и хвастливый воин ведется на ее уговоры и обещания, прогоняет украденную девушку (отпускает со своим женихом) и отправляется к жене соседа (на самом деле гитере). И его ловят на месте преступления. Хэпи энд.

«Клад»(горшечная комедия- в центре- горшок с золотом). Божок домашнего очага- Ларра рассказывает печальную историю старика Эвкалиона, дочь старика была обесчестена и ждет ребенка, Ларр решает спасти девушку и показывает Эвкалиону, где сокрыт горшок с золотом. Но не тут то было! Старик от находки сошел с ума. Мегадору нравится Федра- дочь старика, он хочет женится из благих намерений, но старик думает что Мегадор хочет отобрать у него горшок с золотом и прогнал жениха. Тут золото похитили (раб его перепрятал). Комическая сцена- (прям Чеховский прием) все говорят одновременно, никто друг друга не понимает. Все кричат, друг друга обвиняют- важна буфонная игра, намеки вызывают хохот- это и есть Римский театр Плавта! Но все заканчивается хорошо.

Публий Теренций Афр (был африканским рабом, затем был освобожден и стал известным драматургом). Теренций передает философский гуманный дух аттической комедии, он ей трогательно подражает, не смея тронуть ее основ. Возвышенный образ человека в Римской драме. В отличие от Плавта, Теренций берет греческую драму бережно, нет почти комических буффонад (подражатель Менандра). Комедия становится ученой, просвещенная (элитарная по языку, стилю высокому). Подражание, а не пародия. 6 текстов комедий.

Комедия «Свекровь»- попытка обработать для Римлян «Тритейский суд» Менандра.

Александрийская школа поэзии.

Плавление царей Птолемеев. Греческое искусство в Александрии теряет народную почву. ТАлександрия- котел разных культур с основой греческой. Александрийская школа- поэты занимают должности при мусеоне (чиновники), дворе, при библиотеке и так далее. Так поэты не богу служат и музам, а пишут поэзию по заказу и получают жалование. Птолемей 1 – создал первую огромную библиотеку, потому что в этой стране делаю пергамен. Александрия и Пергамо. Именно в Ал. Был написан Гомеровский эпос, с разделением на песни. Здесь процветает наука и знания. Первая паровая машина была изобретена при мусеоне (аля чайник, но он не был востребован, так как были рабы для такой работы). Система Птолемея- в центре вселенной- земля.

1)Произведения далеки от широкого охвата действительности, политическая тематика только в форме прославления царям (ода).

2) Поэзия ученая (начитанность, поэт блещет своей эрудицией, а не глас народа как у Гомера). Они претендуют на особость.

3) поэзия говорит о чувствах и настроениях индивида, человек- индивид (Греческая поэзия- коллективная, Ал-кая- индивидуальная). Настроение, эл. Быта отдельного человека.

4) Тематика- любовная. Персонаж- пастушок (на лоне природы), здесь разворачивается любовная история. Вне социума и быта.

5) изображение маленьких людей, незнатным, крестьянам, пастушкам или рыбакам. Частные истории жизни. Но взгляд на их жизнь сверху- ироничный.

6)природа- как элемент литературы (у Гомера- фон, сравнение). Ал-цы описывают природу с наслаждением, путь к идеалистическому миру. Природа- создает психологический портрет героев.

7) Форма играет роль, изысканность формы, малые, тщательная отделка стиха, формальные эксперименты => фигурные стихи (написанные в форме трезубца, пирамиды), Палендромы (А роза упала на лапу Азора), змеиные стихи (дистих «суд Париса» «Гера алеандра» и тд.).

8) Поэты книжники, используют архаизмы историзмы. Заумь- поэт вещает устами бога и никто его не понимает.

Ал-кая поэзия -это декаданс перед классическим рассветом лит-ры (на фоне).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: