double arrow

Культура Древней Греции

Именно греки открывают те недостающие элементы, без которых был невозможен феномен цивилизации. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Феномен дедуктивного умозаключения из общих посылок был открыт греками. Греки на место летописи поставили историю, что было не менее важным, чем открытие науки и философии.

Как у всех древних народов, в религии греков были местные общинные культы, боги-покровители. Но в изображении последних были своеобразные тенденции, что явилось результатом культурного, политического и экономического объединения греческих полисов (городов-государств). В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура – в космос. Соответственно в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Если восточный человек перед своими богами склонялся и трепетал, то эллин в этом вопросе проявлял любознательность, был дерзок и своеволен. По мере развития греческой цивилизации боги все более облагораживались. Древние греки божественность, сверхчеловечность понимали в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодолении природных изъянов. Граждане, подражая природе и богам, видели перспективы в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств. На этой почве сложилось убеждение, что быть гражданином – значит быть прекрасным. В мировоззрении греков изначально нераздельно слиты наука и искусство. Одушевленно-разумный Космос воспринимался как нечто эстетически возвышенное. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о людях, которые бессмертны и вечно молоды.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между мифом и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

1. Мифология – есть первая форма целостного теоретического знания, в которой соединяются гносеологическое эстетическое, коллективное и индивидуальное; это своеобразная предфилософия древности.

2. Миф – материально-вещественное, чувственно-теоретическое бытие. Миф – это реальность, но иного уровня, чем объективная реальность бытия.

3. Миф – это символический, поэтический, но вместе с тем и фаталический рисунок жизни, в котором самое невероятная бытийная фантастика соединяется с абсолютным бытовым реализмом.

4. Миф – это больше чем первоначальная форма знаний, это вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.

Исследуя древнегреческие мифы, русский критик XIX в. В.Г.Белинский писал: «Мифология была выражением жизни древних, и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, Т. 7, с. 108) Мифология для греков была содержанием и формой их мировосприятия. Поэтому древнегреческий миф – это не бесплодная фантазия, а в основе своей – реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: