Меры предупреждения преступности

Виктимологические исследования способны значительно расширить возможности изучения причин и условий преступности, оценки ее общих негативных последствий. Между тем роль виктимологии пока что мало оценивается. Нет даже соответствующих показателей о потерпевших в официальных статистических отчетностях, не разработаны законы о потерпевших, их обязанностях, путях и формах возмещения вреда, восстановления различного вида ущерба. Нет специального раздела (глав) в Уголовно-процессуальном кодексе о потерпевших, об эквантной следственно-судебной оценке их поведения и личности и т.д.

Самой главной целью виктимологического изучения личности потерпевших является разработка предупредительных мер. Эти меры могут носить двоякий характер – обязательный и рекомендательный.

Далее каждая из этих групп мер может проявляться на более общем, групповом (специальном) и индивидуальном отдельном уровнях.

Обязательные меры как индивидуального, так и группового уровней, могут иметь место в случаях необходимости обеспечения контроля правоохранительных органов в предусмотренных законодательством формах в отношении лиц с виктимно-провоцирующим поведением, для обеспечения мер правового воздействия на таких лиц в случае, если их поведение носит противоправный характер; в отношении должностных лиц и родителей, нарушающих свои обязанности по предупреждению такого виктимно-провоцирующего поведения своих детей (подопечных) и др.

Рекомендательные меры могут иметь место в случаях необходимости:

1. разъяснение определенным группам людей, выделяемым по возрасту, полу, по месту жительства, по месту работы некоторых правил поведения, которые объективно способны обеспечить максимальную личную безопасность в процессе профессиональной и бытовой жизнедеятельности;

2. разъяснение некоторых правил сбережения личного имущества от воров, грабителей или мошенников;

3. разъяснение наиболее целесообразного действия при столкновении с преступником, включая точное описание адресатов (средств связи) и порядка обращения в правоохранительные органы (дежурные части, телефоны доверия и т.д.).

Кроме того, поскольку латентность присуща не только преступности в целом, но и виктимности (например, по ряду исследований, латентность по кражам не из жилищ граждан, по хулиганству и ряду экономических преступлений доходит до 90 % случаев, а по истязаниям и изнасилованиям – почти до 80 % случаев), то меры профилактического характера могут и должны разрабатываться и для снижения и доверия до минимума общей латентной преступности.

Для успешного решения проблем профилактики виктимности поведения, необходима и законодательная база: законы о профилактике преступности, правонарушений, о защите потерпевших (жертв) преступности, о правах, об обязанностях потенциальных жертв преступности, об условиях и порядке возмещения вреда (ущерба), соответствующие изменения и дополнения в УК РК, УПК РК, ГПК РК и КоАП РК.

Мировая практика в этом отношении показательна и поучительна. Интенсивно, например, отметить, что еще в 1963 году в Новой Зеландии был принят первый в мире Закон о возмещении ущерба жертвам преступлений. За этой страной последовали Англия, Нидерланды, Швейцария, Франция, некоторые штаты США (12), восемь провинций Канады, Австралии (5 штатов). В 1972 году принят Федеральный Закон в США об оказании помощи жертвам преступлений, в 1976 году в ФРГ (включая Западный Берлин) вступил в силу Закон о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, в 1982 году в США принят Федеральный Закон об уголовно-правовой защите жертв и свидетелей преступления. По этому закону возмещение материального ущерба преступником становится самостоятельным видом наказания.

В 1983 году Совет Министров ЕС в г. Страссбурге принял Европейскую конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, в которой определены принципы и условия возмещения ущерба жертвам преступлений со стороны государства и международного сотрудничества в этой области стран – Европейского Совета.

В мае 1980 г. Парламент Японии принял Закон о денежных выплатах жертвам преступлений, который вступил в силу с 1 января 1982 г. Как утверждает профессор Университета Риктумейкан Кан Уэда, только за первый год существования такого закона поступило 152 заявления, 97 из которых получили положительное решение (средняя сумма денежных выплат на одного человека составила 3400 тыс. иен)1. В ЮАР имеется специальный институт изучения потерпевших и предупреждения преступности.

В Японии научно-исследовательский институт полиции, имеющий лаборатории психологии, воспитательной работы и среды – каждая в отдельности изучает самих потерпевших, проблемы возмещения ущерба, несовершеннолетних (жертв); комплексный юридический институт – проблемы виктимологии по отдельным видам и группам преступлений.

Изучение и профилактика криминально-виктимного поведения – относительно новое направление науки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: