double arrow

II. Общая характеристика источников

История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира;

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения);

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа;

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.

Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир;

Модуль I. Вводная тема по истории Казахстана

Лекция

Тема: Вводная. 1 час.

План:

I. Предмет и задачи курса “История Казахстана”.

II. Общая характеристика источников.

I. Предмет и задачи курса “История Казахстана”

“Народ у которого нет истории, подобен ребенку

без отца и матери, всему учиться с самого начала.

Мало того, народ, потерявший свою историческую

память словно гибкая лоза – куда его согнешь,

туда и пойдет”.

Ч. Айтматов

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по занимаемой территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Но в период колониальной зависимости были отняты история, его прошлое, его корни. Сегодня перед исторической наукой независимого Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Одной из значительных задач истории является казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых президентом Н. Назарбаевым в послании народу “Казахстан - 2030”. В свою очередь патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и её популяризация являются сегодня такими важными. 1998 г. был объявлен президентом Назарбаевым годом единства народов и национальной истории, что, несомненно, оказало воздействие на развитие исторической науки Казахстана.

Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.

Исторические источники разделяются на письменные и вещественные.

Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература.

Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.

Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”.

К ним относятся:

Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом.

Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.

Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика – наука о гербах и символах.

Вексилогия – наука о флагах.

Этнография – наука, изучающая быт народов.

Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших Казахстан.

Их можно условно разделить на несколько групп.

В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Иродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.

Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Казахстанских степях, и скурпулезно записывали их. В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманулы. В 1992 г. историки казахи КНР написали книгу “Древняя история казахов”.

Следующую группу составляют ирано-язычные п.п. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни казахстанских племен первого тыс. до н.э.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Такие произведения, как “Слово о полку Игореве”, “Ипатьевская летопись”, “Сибирская летопись” и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в “половецкой степи”, т.е. на территории от Дуная до Алтая.

Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья.

Для восстановления истинной истории казахского края много было сделано отдельными представителями национальной историографии.

Первый опыт написания систематической истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левшину.

В советский период замечательный ученый-энтузиаст, председатель общества изучения Казахстана А.Чулошников создает обстоятельный труд – “Очерки по истории казахско-киргизского народа в связи с общественными историческими судьбами других тюркских племен” (Оренбург, 1820), где освещались основные этапы древней истории края.

Во многом углубила представление о древней истории края работа М.Тынышпаева “Материалы по истории киргиз-кайсацкого народа” (Ташкент, 1925).

Большое значение имеет также обобщающий труд первого казаха – профессора истории С.Асфендиярова “История Казахстана с древнейших времен” (1935 г.). Автор осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделяя два этапа в истории казахов: до и после завоевания царизмом. Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения казахских земель к России и прогрессивность этого процесса. За попытку написать объективную историю своего народа Асфендияров С. Так же как Тынышпаев М., Кудейбердиулы, Бекмаханов Е., был репрессирован.

Таким образом для изучения истории своего народа историками используются источники всех видов, а так же историографический материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: