Классификация кривых второго порядка.
ЛИТЕРАТУРА
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ
Цели:
показать взаимосвязь методики обучения грамматике с другими науками;
раскрыть сущность преподавания грамматики в начальной школе.
План:
1) взаимосвязь методики обучения грамматике с философией;
2) основополагающие данные языкознания;
3) необходимость знаний психологии и педагогики;
4) невозможность обучения без знаний передового опыта.
1) Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.
2) Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3) Золотова Г.А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка. Русский язык в школе. – 1989. - №5.
4) Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
5) Русский язык в начальных классах. Под редакцией Соловейчика М.С. – М., 1993.
Одна из важнейших задач обучения и воспитания школьников -формирование у них системы научных взглядов на мир, поэтому методика русского языка опирается на такую науку, как философия.
Каждая учебная дисциплина вносит определенный вклад в формирование у учащихся элементов научного мировоззрения. В начальной школе это в большей мере осуществляется на уроках чтения и природоведения, но и уроки русского языка через грамматический материал выполняют эту задачу (разделы "Лексика", "Фонетика", "Словообразование" особенное место занимают).
Сущность языка как общественного явления выражается в его коммуникативной функции. Ведущее направление в изучении русского языка в школе, в том числе и начальной, - осознание учащимися коммуникативной функции языка.
Методика обучения грамматике опирается на научные данные языкознания. Грамматика сама является разделом языкознания, которая изучает строй слова и предложения в языке. В начальной школе мы имеем дело с элементарными сведениями по языкознанию, но они даются научно. Например, различение букв и звуков вол - вёл, угол - уголь и т.д.
Методика обучения грамматике опирается на данные психологии.
Грамматические понятия носят отвлеченный характер предмета, признака, действия - абстракция, которую ребенок может усвоить лишь постепенно.
Рука, ручка, парта - предметы, но и мысль, доброта, зло - с точки зрения грамматики тоже предметы.
Дети привыкли видеть в словах реальные значения, а грамматика говорит не о лексических, а о формальных, грамматических значениях слов.
Возникавшее у детей противоречие между реальными и формальными признаками слова надо примирить. Опираясь на данные психологии, методика разрабатывает систему упражнений, которые помогают решить данное противоречие. Мы учим детей приемам умственной деятельности, которые помогают обобщить знания и выработать навыки отличия одной орфограммы от другой.
Методика, опирается на научные данные педагогики.
- учебный материал должен быть доступен детям;
- использовать наглядные пособия, так как мышление в этом возрасте конкретное;
- учитывать принцип преемственности и перспективности (в каждом классе дети получают знания, которые становятся фундаментом для полученных сведений в следующих классах);
- отбирать дидактический материал, ценный в воспитательном значении, а методические приемы должны способствоватъ развитию детей;
- новые знания, умения и навыки приобретается сознательно, а это лучше всего происходит, если дети самостоятельно добывают эти знания, делают выводы и обобщения, выводят правила.
Методика обучения грамматике опирается на передовой опыт школы, города, района и т.д.
От грамматики следует отличать правописание (графику, орфографию, пунктуацию). Правописание опирается на грамматику, но имеет свои особенности.
Важной задачей аналитической геометрии является исследование общего уравнения линии второго порядка и приведение его к простейшим (каноническим) формам.
Пусть дано общее уравнение линии второго порядка:
. (1)
Задача состоит в том, чтобы перейти, от так сказать, «случайной» системы координат к «естественной» для данной кривой.
Уточним предъявляемые требования:
1. нужно добиться, чтобы в группе старших членов исчез член с произведением текущих координат;
2. чтобы число членов первой степени стало меньшим (если возможно, - совсем их уничтожить);
3. кроме того, если возможно, уничтожить свободный член.
Уравнение, получаемое при соблюдении этих требований, называется каноническим.
Покажем на примерах, как следует выполнять необходимые действия, чтобы привести данное уравнение к каноническому виду.
Рассмотрим теперь пример полного преобразования уравнения линии 2 – го порядка с помощью параллельного переноса и поворота системы координат.
Привести к каноническому виду уравнение линии. Выполнить построение линии:

Прежде всего постараемся упростить выражение при помощи параллельного переноса координатных осей. Перенесём начало координат в точку
, которую пока будем считать произвольной. Получим соответствующее преобразование координат по формулам (2):
. Получим:

С помощью параллельного переноса мы должны избавиться от линейных слагаемых в уравнении, т.е. приравниваем нулю:

Эти равенства должны выполняться для всех
, т.е. получаем систему:
Тогда:
или 

Таким образом, перенос системы координат необходимо произвести в точку
. При этом получим уравнение:

Чтобы избавиться от смешанного произведения
, выполним поворот системы координат по формулам (4):


Нам необходимо убрать смешанное произведение, поэтому группируем соответствующие коэффициенты и приравниваем их к нулю:
Учитывая тригонометрические формулы, получаем:
.
Перепишем уравнение линии, с учётом того, что смешанного произведения в уравнении не осталось:
или,
и тогда:
и, окончательно, 
Получили каноническое уравнение эллипса с полуосями 
. Построим данную линию:







1 

1 
Рассмотрим ещё примеры: Пример 1. Построить следующую линию: 
Из уравнения видим, что должно быть выполнено:
. Возведём равенство в квадрат:
. Тогда
Получено уравнение окружности с центром в точке
радиуса 4.








С учётом условия
, мы получаем нижнюю часть окружности.
Пример 2. Построить линию: 
. Ограничение:
Возведём последнее равенство в квадрат
. Это уравнение параболы с вершиной в точке
.
. Построим линию:




2 
-1 

Ввиду условия
, выбираем правую ветку параболы.
Лекция №
§ 7 ПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ.
Полярная система координат на плоскости определяется заданием некоторой точки
, называемой полюсом; исходящего из этой точки луча
, называемого полярной осью и масштабной единицей
для измерения длин.
Для произвольной точки
плоскости координатами в данной системе координат называют полярный радиус
, вычисленный в масштабных единицах, и полярный угол
между осью
и радиус – вектором
, т.е.
,




1 

Чаще всего предполагают, что
или
Иногда допускаются отрицательные значения для
, но при этом соответствующие значения откладываются на продолжении луча.
Установим связь между полярными координатами точки и её декартовыми координатами. Для этого совместим начало декартовой системы координат с полюсом полярной системы координат, а ось
- с полярной осью:








Используя тригонометрические формулы легко получаются формулы перехода от декартовых координат к полярным:
(1)
и формулы обратного перехода от полярных координат к декартовым:
(2)
Чаще всего эти формулы используются комбинированно.
Окружность
в полярной системе координат имеет уравнение
, или
, тогда данная линия имеет вид:





Аналогичным образом, окружность
имеет в полярных координатах уравнение,
и соответствующий рисунок линии выглядит следующим образом:





Окружность
с центром в начале координат в полярных координатах имеет уравнение
или
.
Если задано уравнение линии в полярных координатах
, то чтобы построить данную линию в полярной системе координат, заполняют таблицу значений этой функции в точках, вычисленных для значений аргумента
, причём, чем больше
, тем точнее будет построение линии.
Пример 1. Построить линию:
.
Заполнить таблицу значений данной функции:
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим данную линию

















При построении линии в полярных координатах можно поступать и иначе, а именно, используя свойства соответствующих функций.
Пример 2. Пусть дано уравнение
. Так как
, то максимальное значение данная функция принимает при
-
; минимальное значение будет в точке
-
.
Так как
чётная функция, то
также чётная функция и поэтому соответствующая линия симметрична относительно полярной оси. Таким образом, получаем линию:







Эту линию называют кардиоидой, имея ввиду её форму.
Пример 3. Построить линию
.
Достаточно построить данную линию на промежутке
, так как период данной функции равен
. Учитывая, что
в промежутке
, следовательно
. После этого, учитывая периодичность функции, можно построить ещё две части этой линии, которые получаются при
.









В заключение параграфа напишем уравнение эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах.
Пусть
- дуга эллипса, гиперболы или параболы:












Совместим фокус
с полюсом, а ось симметрии - с полярной осью. Точка
выбрана так, что
. По свойству директрисы:
. Пусть
,
или 
. Для точки
имеем
. Тогда,
. Обозначив
, получим
. Следовательно,
, отсюда:
, или
. Окончательно получаем уравнение:
. (3)
При
- это уравнение эллипса; при
- это уравнение одной ветки гиперболы; при
- это уравнение параболы.
Пример 4. Построить линию
и записать её уравнение в декартовой системе координат.
Можно произвести построение данной линии непосредственно в полярной системе координат, как в примере 1. Но в данном случае, учитывая формулу (3), это уравнение эллипса с
. Поэтому более удобно сначала перейти к декартовым координатам и только после этого построить линию (менее трудоёмкий вариант решения). Преобразуем уравнение линии:
. Используя формулы (1) и (2), получаем:

(4) обе части полученного равенства возведём в квадрат:


Получено каноническое уравнение эллипса:

Его центр симметрии
, полуоси 
Построим данную линию:



4 5 
Уравнение вида
также определяет линию 2 – го порядка, но в этом случае сдвиг точки
происходит влево, а уравнение
приводит к смещению линии по оси
.
Общением называют «…процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
Важнейшая особенность делового общения в том, что нужно уметь строить отношения с разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов. А также, мы должны отчётливо представлять, что партнёра по общению интересует прежде всего то, насколько мы ему полезны.
Под культурой общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире. Это предполагает:
- Высокую коммуникативную культуру, т.е. искусство говорить и слушать.
- Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра.
- Умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Подлинная культура делового общения предполагает и высокую этическую культуру, умение видеть в деловом партнёре не только нужную, но и интересную личность.
«Требование честности в бизнесе вытекает из его природы. Обман не может служить основой для нормального экономического процесса. Сейчас без честности и порядочности в отношениях между промышленными предприятиями, банками, отдельными людьми цивилизованное предпринимательство просто невозможно. Миллионы тон нефти, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются и покупаются на основе устных сделок без свидетелей. Честность и порядочность были присущи и русскому купечеству» (специалист по этике и психологии бизнеса профессор Ф.А. Кузин).
Формула успеха западных предпринимателей:
Преуспевание = профессионализм + порядочность
Из всех возможных способов передачи информации речь – самое универсальное средство, т.к. она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.. Выступление на совещании, заключение договора, посредническая и рекламная деятельность – всё это требует красноречия – умения ясно и убедительно выражать свои мысли. Косноязычному бизнесмену трудно сделать карьеру.
«Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» (римский оратор Цицерон).
Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом – вот что даёт возможность влиять на аудиторию или партнёра.
Вопросы. Как вы оцениваете собственную культуру делового общения?
Кто из окружающих (либо всем известных) людей может служить для вас примером в деловом общении?






