Занятия обычно строятся по следующему плану. 1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины весёлого праздника, золотую осень и т.п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.

2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал ещё К.Д. Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно лишь тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно»[130. – С.13]. С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к его воспроизведению проводится его анализ.

3. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чём?); раскрывающие отношение ребёнка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

5. Воспроизведение стихотворения детьми. сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, напоминает свои указания о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме – «Угадай, кто читает?» и т. д.). Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором. Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет неправильное произношение слов. По мнению Е.И. Тихеевой, читая хором, дети скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого чтения, убивающего всякую индивидуальность. Небольшие по объёму стихотворения необходимо заучивать целиком.

Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.

Заучивание стихотворения в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте мышление детей носит конкретно-образный характер, их жизненный опыт невелик и они не всегда могут представить себе то, о чём говорится в стихотворениях. В этом возрасте нужна бо́льшая наглядность. Чтение стихотворений следует сопровождать показом игрушек, предметов, картин, близких по содержанию теме. Например, перед чтением стихотворения А. Барто «Снег» воспитатель может показать картину «Зимой на прогулке», на которой изображена зима: падает белый снег, радостные дети катаются на санках, играют и веселятся.

С помощью игрушек можно создать игровую ситуацию. Например, на стульчике сидит мишка с перевязанной лапой. Дети спрашивают: «Что случилось?»

Узнав, что «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», они жалеют его.

В поэтических текстах часто встречаются слова и речевые обороты, не понятные детям. Их смысл лучше раскрывать в наглядных игровых действиях. Например, для пояснения фразы «и верхом поеду в гости» воспитатель сажает поочерёдно кукол на игрушечного коня и приговаривает, выделяя голосом слово «верхом»: «Олечка села верхом и поехала в гости», «Зайчик сел верхом» и т.д.

Для лучшего запоминания используются неоднократные повторения стихотворения в игровой форме. Например, читая стихотворение Е.Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате.

В этом возрасте возможно чтение по ролям с элементами драматизации. Например, при воспроизведении потешки «Кошкин дом» каждый ребёнок может произносить слова одного действующего лица: первый ребёнок – «Кошка выскочила! Глаза выпучила!»; второй ребёнок – «Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом»! и т.д.

В занятие можно включать элементы упражнений по технике речи: на развитие голоса, отработку дикции, постановку дыхания. Эти упражнения следует строить на игровой основе. Например, перед разучиванием стихотворения «Гуси, вы, гуси!» можно провести игру-перекличку: «Гуси, гуси! – Га-га- га! – Есть хотите? – Да-да-да!»

В среднем дошкольном возрасте до чтения можно охарактеризовать стихотворение, а затем прочитать его так, чтобы ребёнок почувствовал настроение произведения. Например: «Сейчас я прочту вам очень ласковое стихотворение.

У него и название звучит ласково, вслушайтесь – «Гуленьки». Поэтому и читать его я постараюсь негромко, ласково». Постепенно необходимо приучать детей самим характеризовать стихотворение, сначала с опорой на наводящие вопросы («Какое это стихотворение – грустное или весёлое?»), далее без них («Что вы можете сказать об этом стихотворении? Какое оно?»).

При заучивании сложного по содержанию и большого по объёму стихотворения можно использовать следующий приём: воспитатель читает строку стихотворения вопросом, а дети отвечают словами стихотворения. Например, стихотворение Е. Трутневой «Ёлка»:

Воспитатель: «Вырастала ёлка в лесу на горе?»

Ребёнок: «Вырастала ёлка в лесу на горе»

Воспитатель: «У неё иголки зимой в серебре?»

Ребёнок: «У неё иголки зимой в серебре» и т.д.

Дошкольников следует приучать вслушиваться в чтение стихотворений, обращать внимание на то, как будутзвучать те или иные строчки. Например: «Сейчас я прочту строчки, рассказывающие о том, что случилось с пирогом, который слепил кот. Догадайтесь, какое слово я прочту иначе, чем остальные. Я выделю его голосом».

Занятия по разучиванию стихотворений можно закончить игрой-драматизацией.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения. В работе с детьми можно использовать следующие приёмы:

– показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;

– прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;

– предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;

– придумывание названия к стихотворению;

– литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);

– анализ произведения по вопросам.

Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:

– подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово «точка». А рифма ваша…(«дочка», «кочка», «почка», «ночка»). Скажу я слово «огурец». А вы мне скажете…(«боец», «стрелец», «колец», «овец»). Скажу я слово «мышь», а вы мне…(«чиж», «тишь», «пыж»)» и т.д.

– соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»; (С. 207)

– игру «Доскажи словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это…(цапля)»; «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течёт вода. Спрячемся получше от дырявой…(тучи)»;

– чтение художественных произведений (отрывок из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»; Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А.Барто «Капризные ерши» и Е. Лаврентьевой «Поймай рифму» и др.;

– чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок – безударный слог).

В старшем дошкольном возрасте с детьми разучивают басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята любят их слушать. Но аллегория басни не доходит до детей без помощи воспитателя. Для примера приведём объяснение смысла аллегории басни, разработанное Л.А. Панкратовой.

Вы знаете, что люди, звери и насекомые не могут жить без пищи. Они трудом добывают себе пропитание: люди выращивают хлеб, овощи и фрукты; звери собирают плоды диких растений, насе-комые, например пчёлы, собирают нектар цветов. В какое время года созревают плоды? Почему?

Правильно, летом все стараются сделать запасы продуктов на зиму. Летом все трудятся, чтобы не голодать зимой. А вот Стрекоза не хотела трудиться, она всё лето веселилась, бездельничала. Поэтому зимой ей пришлось худо. Послушайте, как об этом написано в басне И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Разъяснение смысла аллегории басни: «Дети, вы замечали, что когда людей хотят похвалить за хороший поступок, их сравнивают с животными. Например, говорят: смелый как сокол; храбрый, как лев; трусливый, как заяц. Вспомните сами, с кем сравнивают хитрого человека? (с лисой), болтливого (с сорокой), а трудолюбивого (с муравьём, пчелой).

С животными человека сравнивают в том случае, если замечают в его характере те качества, которые свойственны какому-то зверю, птице или насекомому. Как вы думаете не напоминает ли поведение некоторых людей поведение стрекозы, о которой мы сейчас говорили? Крылов хотел, чтобы такие люди исправились.Про бездельницу-стрекозу он рассказал для того, чтобы беспечные люди подумали: «Не будет ли и мне так же плохо, если я вовремя не поработаю, не позабочусь о себе?Каким требованиям

Мы с вами, ребята, читали про животных сказки, а теперь прочитали басню. В сказке действуют настоящие животные. В басне люди названы животными. Баснописец только делает вид, что говорит о животных, на самом деле он говорит о недостатках людей, старается исправить эти недостатки [92].

Вопросы и задания для повторения

1.В чём значение худ-й литературы в воспитании детей дошкольного возраста?

2.Раскройте особенности восприятия детьми литературных произведений и образов литературных героев.

3. Перечислите принципы отбора литературных произведений для детей.

4. В чём заключается подготовка педагога к чтению художественного произведения?

5. Каковы приёмы объяснения детям незнакомых, непонятных слов?6. Как вы понимаете выражение «анализ произведения должен быть совместным (педагога и детей) раздумьем вслух»? 7. Каким требованиям должен отвечать анализ литературных произведений?

8. Какие вопросы доступны детям дошкольного возраста при анализе литературных проиведений?

9. Какова роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений.

10. Расскажите о методике показа иллюстраций детям.

11. Чему учат стихи7

12. Раскройте условия, влияющие на характер детского запоминания поэтических произведений.

13. В чём специфика разучивания стихотворений в разных возрастных группах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow