Определение туризма. Корреляционные матрицы и графы

Корреляционные матрицы и графы

Значения корреляции для пар величин можно записывать в соответствующие столбцы и строки матрицы (таблицы).

Например, для трёх x1, x2, x3 величин корреляционная матрица будет иметь вид:

В данном случае rij – это коэффициент корреляции между i-ой и j-ой характеристиками и очевидно, что он равен rji (rij=rji), а также rii=1 для всех допустимых значений i. Поэтому для упрощения корреляционную матрицу принято представлять в треугольном виде:

Построим корреляционную матрицу ранговой попарной связи результатов трёх тестирований 10 студентов. Результаты ранжирования тестирования указанных студентов представлены в таблице:

Тест A (ранг)                    
Тест B (ранг)                    
Тест C (ранг)                    

Для решения поставленной проблемы найдём коэффициент корреляции Спирмена для тестов A и B (r12), A и C (r13) и B и C (r23).

После проведения расчётов получаем, что r12= 0,64, r23= –0,58, r13= –1. Тогда корреляционная матрица будет иметь следующий вид:

Наглядно попарную связь измеряемых величин удобно представить с помощью корреляционного графа. В вершинах корреляционного графа указывается измеряемая величина, а над рёбрами, соединяющими вершины, проставляется соответствующее значение коэффициента корреляции. Таким образом, полученную в предыдущем примере корреляционную матрицу легко заменить корреляционным графом.

Для определения степени зависимости нескольких результатов по совокупности используют множественный коэффициент ранговой корреляции.

Имея длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями.

Туристская терминология существенно изменяется вслед за стремительным развитием как общественных отношений, так и собственно туризма, его отраслей и видов.

Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу, вертеть, вращать).

Наиболее выразительно оно во французском языке – «tour», что означает путешествие с возвращением обратно к месту выезда.

Считается, что это слово было введено в литературный обиход приблизительно в 1800 году. В это время вышла в свет книга Пейджа «Анекдоты английского языка», в которой путешественник был назван туристом.

Примерно в то же время во Франции публикуется словарь французского языка, включающий определение туриста как человека, путешествующего из любопытства или с целью убить «время». Позднее в 1838 году, появляются «Воспоминания туриста» Стендаля, что дает основание именно его считать изобретателем слова «турист».

Во второй половине XIX века это слово вошло в языки многих народов мира.

В русском языке этот термин появляется несколько позднее. Так, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1902) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.

Необходимость научного определения туризма возникла в первой половине XX века и была обуслов­лена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

Разработкой точных определений и терминов в области туризма ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу наций, ООН, ЮНВТО, Организацию экономического развития и сотрудничества.

Одно из первых определений туризма принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми более поздними поправками.

В последние десятилетия проблема дефиниции туризма обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950; Лондон, 1957), на конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963), конгрессе ВТО (Манила, 1986), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989) и др., что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туризма, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, туризм это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или в местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия, отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, пред­ложенное Международной ассоциацией научных экспертов в об­ласти туризма. Согласно ему, для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить группы взаимодействующих в этой сфере субъектов.

1. Туристы – люди, испытывающие различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги – коммерческие структуры, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона – местно население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор создания новых рабочих мест. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранцами.

Таким образом, туризм можно определить каксовокупность явлений и взаимоотношений, возни­кающих при взаимодействии туристов, поставщиков услуг, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: