Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходного состояния к искомому результату

Линия алгоритмизации и программирования.

Методические рекомендации по изучению ветви «Алгоритмизация»

Изучаемые вопросы:

  1. определение алгоритма.
  2. свойства алгоритма.
  3. типы алгоритмических задач.
  4. основные требования к учебным исполнителям алгоритмов.
  5. описание архитектуры учебного исполнителя.
  6. типовые учебные задачи.
  7. способы описания алгоритмов.
  8. ЭВМ – исполнитель алгоритмов.
  9. понятие: величина, характеристики величин.
  10. действия, выполняемые над величинами.

Новые понятия темы: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, вспомогательные алгоритмы.

Изучение алгоритмизации в школе может иметь цели:

  1. развитие алгоритмического стиля мышления.
  2. обучение программированию.

Алгоритмическое мышление – это искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними.

В разных учебниках информатики можно встретить разные определения алгоритма.

Проанализируем это определение, в нем содержится:

  1. основные понятия, связанные с алгоритмом: исполнитель, данные, результаты.

Исполнитель это тот объект или субъект, для управления которым составляется алгоритм. Основной характеристикой исполнителя с точки зрения управления, является система команд исполнителя (СКИ - Конечное множество команд, которое понимает исполнитель). Начальное знакомство учеников с понятием алгоритм, учитель часто начинает с не формальных алгоритмов.

В учебнике Звонкина «Алгоритмика 5-7» предложен следующий переход от не формальных алгоритмов к формальным алгоритмам.

Разбирается задача волк, коза капуста.

Эти действия «ски» крестьянина. Можно привести пример игры в шахматы. Шахматные правила точно говорят что позволено делать шахматисту. Однако есть существенное различие. Шахматисту во время игры приходится принимать собственное решение, а исполнитель не принимает никаких решений самостоятельно. Он только выполняет команды которые мы вставляем в его программу. Программа это алгоритм записанный на языке исполнителя. Далее необходимо перейти к обозначениям и синтаксису, обратив внимание учащихся на то, что одну и ту же мысль, можно выразить по разному. Например, мы можем написать.

  1. главные свойства алгоритма:

…………………………

……………………..

Основные Типы учебных алгоритмических задач:

  1. полнить роль исполнителя алгоритма.

Например: алгоритм игры «Баше»

  1. определить исполнителя и систему команд для данного вида работы.
  2. определить СКИ этого исполнителя.
  3. в рамках данной СКИ, построить алгоритм.
  4. определить необходимый набор исходных данных для решения задачи.

Такие задания относятся к проблеме постановки задач. Для выполнения требования алгоритма требуется полный набор исходных данных. Это могут быть какие-то материальные объекты или информация. Учащиеся могут приступить к освоению алгоритмизации еще до момента выхода на компьютер. Основное достоинство этого подхода в том что он позволяет сосредоточить всё внимание учащихся на основных моментах связанных с формированием алгоритмического мышления. А не на усвоение синтаксисного языка программирования. При этом подходе учащиеся смогут осознать сам процесс решения задачи и понять как четко описанные формальные алгоритмы могут быть использованы в качестве средств решения задач. При формировании навыков алгоритмизации можно использовать самые различные виды заданий. Учащимся могут быть предложены доклады по теме: алгоритмическая система «Поста», алгоритмическая система «Тьюринга».

Методика обучению алгоритмизации.

Главная цель данной темы – обучение учащихся структурной методике построению алгоритма.

В настоящее время разработано достаточно большое кол-во различных исполнителей. Для обучения школьников алгоритмизации подходит любая из программ – исполнителей. При выборе исполнителя учитель должен придерживаться следующих критериев: это должен быть исполнитель работающий в среде, этот исполнитель должен имитировать процесс управления неким реальным объектом. В СКИ должны быть все структурные команды управления. Исполнитель должен позволять использовать вспомогательные алгоритмы. При описании любого исполнителя алгоритмов необходимо выделять следующие его характеристики: среда, режим работы, система команд, данные. Совокупность таких характеристик называют архитектурой исполнителя. Рассмотрим в качестве примера архитектуру исполнителя «кукарача».

Среда исполнителя: на экране присутствуют 3 основных элемента среды исполнителя.

Режимы работы исполнителя: режим работы – это определенное состояние в котором могут выполняться определенные действия. Здесь присутствуют след. Режимы.

СКИ – это команды управления ТАРАКАНОМ!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: