Совершенная конкуренция

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действу юг множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Условия совершенной конкуренции

1.Однородность продукции. Это означает, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются

ПОЛНЫМИ ТОВараМИ-СубСТИТутаМИ). В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену, большую, чем заплатит ее конкурентам. Так как товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они останавливают свой выбор на самых дешевых. Условие однородности означает, что разница в ценах - единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию, т.к. а рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.

3. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Это означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

4. Совершенная информация. Информация о ценах, технологиях и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход АR при любом объеме выпуска равен одной и той же величине цене товара и что на этом же уровне всегда находится предельный доход МR. Так, если установившаяся на рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). Таким образом, устанавливается равенство АR = МR = Р. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

Что касается общего дохода предприятия TR, то он изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении. То есть существует прямая, линейная зависимость: ТR=PQ. Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его выручка, естественно, составит 300 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: