Атрибуция
ВОСПРИЯТИЕ И АТРИБУЦИЯ
Типы работников, формы и формулы трудового поведения
Церемониально-субординационное поведение – поведение, соответствующее принятым церемониям, ритуалам и существующей субординации.
8. Характерологическое поведение – поведение в соответствии со своим характером и настроением.
Тип работника | % | Форма поведения | Формулы поведения |
1. Сверхнормативный, исключительно добросовестный | Целевое экономическое, инновационное, стратификационное | № 3 (по рис.2) | |
2.Нормативный, достаточно добросовестный | Экономическое, функциональное, церемониально-субординационное | № 2 | |
3. Субнормативный, не достаточно добросовестный | Характерологическое | № 1 | |
4. Ненормативный, недобросовестный | Характерологическое | № 1 и ниже |
Рестрикционизм [2] – постоянное стремление минимизировать свои трудовые усилия. Отсюда необходимость постоянного контроля за работой и привычка работать только при наличии контроля.
Восприятие – это процесс приема и переработки информации, поступающий в виде ощущений через органы чувств и завершающийся формированием образа объекта.
Атрибуция – это приписывание причин происходящему.
Искажение восприятия происходит как объективно, так и субъективно, под влиянием наших установок.
Установка – это приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо, это стереотип реагирования.
Аттитюд – это установка на социальные объекты, на одушевленные («исходная позиция балерины»).
Адлер выявил стремление к превосходству.
АТРИБУЦИЯ (от англ. аtribute — приписывать, наделять) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, которые на самом деле отсутствуют в поле восприятия, они не наблюдаются непосредственно.
Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением, и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является атрибуция [по КПС].
Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, которых на самом деле нет в поле восприятия.
Каузальная атрибуция – это субъективное приписывание причин.
Для краткости часто каузальную атрибуцию называют просто атрибуцией.
Объясняя причины случившегося, своё или чужое поведение, люди делают ошибки, причём непреднамеренно, автоматически, в том числе делают фундаментальную ошибку атрибуции.
Пример ошибки атрибуции: Джон говорит: «Я злюсь, потому что все идет не так как хочется». Эллис в этой же ситуации говорит: «Джон ведет себя так, потому что он злой человек».
Фундаментальная ошибка атрибуции заключается:
1) в том, что мы склонны считать, что своими успехами человек обязан ситуации и другим внешним факторам – знакомствам, везению и т. д., а не себе (в переоценке ситуационного и недооценке личностного влияния человека в случае его успеха).
2) в том, что мы склонны считать, что в своих неудачах виноват сам человек, а не ситуация или другие люди, невезение и т. д. (в недооценке ситуационного и переоценке личностного влияния человека в случае его неудач).
Так же мы ведём себя в организации (см. табл. 3).
Т.е. наша оценка зависит от объекта наблюдения.
Если объект – мы сами, то проявляем эгоистическое пристрастие («выгораживаем» себя), а если другие – то демонстрируем атрибуционное предубеждение (фундаментальное атрибутивное пристрастие) – см. ФОА.
Таблица 3 – Фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА) [По кн.: Нюстром, Дэвис. Орг.повед., с. 146]
Что воспринимается | Кем воспринимается | Вероятная атрибуция (приписывание причин успеха и неудачи) | Правильная атрибуция |
Успех работника | Работником Другими людьми | Причина успеха – личностные факторы (способности, усилия и др.) Причина успеха – ситуационные факторы (лёгкость задания, везение и др.) | Ситуационные факторы (или личностные?) Личностные факторы |
Неудача работника | Работником Другими людьми | Причина неудачи – ситуационные факторы (трудность задания, невезение и др.) Причина неудачи – личностные факторы (неспособность, недостаточные усилия и др.) | Личностные факторы Ситуационные факторы |
Но есть и другое проявление ФОА, называемое принципом Поллианны. Поллианна – одиннадцатилетняя девочка, героиня одноимённого романа английской писательницы Элионор Портер, написанного в 1912 г.
Принцип Поллианны:радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. «Если постараться, почти во всём можно отыскать что-нибудь радостное и хорошее». «…когда привыкнешь искать, чему бы порадоваться, иногда находишь словно само собой».
Она не только сама радовалась всему, чему только можно было, но и помогала отыскать радость другим. Например, она говорила больной и не встающей с постели миссис Стоу, которой приносила по четвергам обед от тёти, поскольку миссис Стоу очень нуждалась, что бессоннице надо радоваться, потому что жалко тратить время на сон. Хорошо, что цветок в её волосах завянет – значит, в вазе появятся свежие цветы. Причёска, которую ей сделала Поллианна, долго не продержится? – замечательно, можно будет делать новую.
Сейчас этот принцип называется всеобщим позитивным принципом.
Феномены социального восприятия:
1. Эффект ореола – общее благоприятное впечатление или мнение о человеке переносится на оценку его неизвестных черт и они тоже воспринимаются как позитивные (положительные) и наоборот.
2. Эффект первичности (первого впечатления) – состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации в сознании и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой информации о человеке, поступившей позже. Этот эффект проявляется по отношению к незнакомым людям.
3. Эффект новизны – состоит в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее важной, чем та, что у него была. Этот эффект действует в отношении знакомых людей.
4. Эффект снисходительности – состоит в необоснованно позитивном восприятии начальником своих подчиненных и переоценке их позитивных черт и недооценке негативных. Этот эффект проявляется у руководителей либерального и демократичного стиля.
5. Эффект прокурора или гипервзыскательности – руководитель постоянно стремится обвинить подчиненных во всех их недостатках. Этот эффект присутствует у руководителя авторитарного типа.
6. Феномен внутригруппового фаворитизма – состоит в тенденции благоприятно воспринимать и хорошо отзываться о членах своей группы, своего коллектива.
7. Феномен презумпции (иллюзии) взаимности – человек воспринимает отношение других к себе точно таким же, как и его собственное к этим людям. В основе этого феномена лежит стремление к справедливости.
8. Феномен предположения о сходстве восприятия – человек считает, что другие люди воспринимают окружающих и окружающие так же, как он сам, т.е., что их мнения совпадают.
Руководитель обычно завышает оценку тех подчиненных, которые его поддерживают и высказывают сходные с ним мнения, т.е. поддерживают и поддакивают. Занижает оценку тех, которые не поддерживает его и высказывают свое мнение, противоречащее его собственному.
Руководитель не воспринимает, т.е. пропускает мимо ушей ту информацию, которая поступает от лиц, получивших с его стороны негативную оценку.
Важнейшие свойства восприятия:
1. Предметность – свойство восприятия, выражающееся в том, что мир воспринимается не в виде разрозненных ощущений, а в виде отдельных предметов [Немов с.155].
2. Целостность – свойство восприятия, выражающееся в том, что любой объект воспринимается как целостное, завершённое, обособленное физическое тело [Гран., с. 31, КПС,+].
Если какие-то части предмета не видны, то воспринимающий «достраивает» предмет до завершённого целого.
В книге Гибсона, Иванцевича «Организации: поведение, структура, процессы» это свойство восприятия называется «завершением». Итак:
3. Константность – свойство восприятия, выражающееся в том, что образ, воспринимаемый в различных физических условиях является постоянным, неизменным («Сало – оно и в Африке сало» – из анекдота).
4. Обобщённость (категориальность) – свойство восприятия, выражающееся в том, что человек относит воспринимаемый предмет к какому-либо классу объектов.
5. Избирательность – свойство восприятия, выражающееся в том, что воспринимается не всё, на что человек смотрит, что слушает, осязает, а лишь то, что в данный момент представляет интерес, что значимо для управления поведением [Грановская, с. 33].
Частным случаем этого свойства являетсяразделение общей картины на фигуру и фон. Фигура – это образ предмета, на котором фокусируется внимание, а фон – окружающее фигуру пространство. Что бы мы ни воспринимали, всегда выделяются фигура и фон.
Фактор, который воспринимается, но не находится в фокусе восприятия, называется фоном.
6. Апперцепция – искажение воспринимаемого образа, слов или ситуации под влиянием прошлого опыта. В результате апперцепции восприятие становится неадекватным. В прошлом опыте человека имеются пережитые чувства, сложившиеся знания, последствия поведения и т. д.
Термин апперцепция (в пер. с лат – к восприятию) предложен немецким философом Г. Лейбницем в 17 в.
Перечисленные свойства восприятия (кроме апперцепции) помогают человеку более или менее успешно адаптироваться к внешней среде [Грановская, с. 34.]
Искажение восприятия под влиянием чувств бывает очень значительным. Грановская Р. М. описывает такие примеры (с. 90). Был проведен такой эксперимент: студенты сидели в аудитории, опустив головы в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась, и невысокая молодая женщина, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зеленую шляпу, ворвалась в комнату. Она быстро бросила в студента, сидевшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Федеральная селедка! Ты украл мои отметки!». При этом снаружи из коридора был слышен хлопающий звук. Студент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вскрикнул и упал на пол. Нападавшая выскочила из комнаты. Двое мужчин, одетых, как санитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на ноги и быстро вывели его. Вся сцена с того момента, когда вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву, заняла минуту.
Влияние эмоционального шока и неожиданности ярко проявилось, когда студентов попросили немедленно описать картину событий, свидетелями которых они были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот некоторые вопросы и ответы. Кто был нападающий? Один студент писал: «... Большой, германского типа... как голливудский спасатель». Как был одет нападавший? «... В униформу железнодорожного кондуктора». Каково было оружие? «... Убийца использовал нож с открытым лезвием». Кто был жертвой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». Поскольку инцидент был в высшей степени неожиданным и имел вид драматического, большинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоятельств вторжения.
Может быть, показания свидетелей, описанные в предыдущем эксперименте, кому-то покажутся неправдоподобными. Поэтому приведем еще один пример. В аудитории, где находилось 140 студентов, организовали нападение на профессора. Через несколько недель студентов и профессора просили опознать нападавшего в наборе из шести фотографий. Поскольку инцидент был весьма драматичным, 60% присутствовавших, включая профессора, указали не того человека. В описанных ситуациях деформацию следов памяти можно объяснить только эмоциональным воздействием, ибо фактор времени исключен и отнести забывание за счет преобразования информации во время длительного периода хранения нельзя.
В энциклопедии даже описана закономерность неадекватности.
Закономерность неадекватности – закономерность межличностных отношений, проявляющаяся в неадекватном восприятии и отображении человеком другого человека и самого себя. Ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно другого человека и относительно самого себя.