ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Современный менеджмент, как сложная система управления организациями, функционируемыми в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
К настоящему времени накоплен богатый практический опыт правления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.д., хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка данных вопросов.
Цель изучения курса «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными принципами и методами менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закрепление необходимых навыков для применения их на практике.
Государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины «Менеджмент» предусмотрены лекционные занятия, из которых особое внимание уделяется проведению практических занятий, на которых студенты имеют возможность закрепить и расширить знания по темам.
|
|
Данное пособие содержит краткое содержание каждой темы курса «Менеджмент», текстовые задания для проверки знаний. Учебное пособие предназначено для специальностей 080501 «Менеджмент», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», также может использоваться в качестве проверки знаний для студентов специальности 260502 «Технология продукции общественного питания»
Менеджмент(от латинского) –управление, организация)-система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Менеджмент-это комплекс взаимосвязанных действий:
организация и управление (производством и коллективом);
постановка и корректировка задач;
разработка этапов работы;
принятие решений;
налаживание коммуникаций;
регулирование процессов;
сбор и обработка информации;
анализ информации;
подведение итогов работы.
Цели менеджмента:
Ø получение (увеличение) прибыли;
Ø повышение эффективности хозяйствования;
Ø удовлетворение потребностей рынка;
Ø решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
Ø организация производства конкурентоспособных товаров;
Ø совершенствование производственного процесса;
Ø внедрение новейших наукоемких технологий;
Ø повышение качества продукции;
Ø снижение затрат на производство.
Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
|
|
Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис.1).
Условно менеджеров подразделяют на 3 основные группы: высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия; среднее звено (middle manager)- руководители управлений, отделов, цехов; низшее звено (entry manager)- руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Где бы не работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль организации. В свою очередь организация должна поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Современному менеджеру необходимы следующие качества: глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
предприимчивость (способность добиваться)конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений); новаторство, изобретательность; напористость, смелость, целеустремленность. Ему надо быть лидером, уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтной ситуации; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников, уметь подчинятся и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Основные этапы истории менеджмента.
Выделяют пять основных этапов развития:
1. Промышленный переворот (с 20-30-х годов по 80-90-е гг. XIX в.).
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.).
3. Эпоха массового сбыта (30-50-е гг XX в.).
4. Постиндустриальное общество (60-90-е гг. XX в.).
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.).
В истории менеджмента принято различать четыре основные подхода: