Ударение

СЛОГ

Функциональный аспект изучения звуков

Практически говорящий произносит неподдающееся учёту бесконечное многообразие звуков. Но если их описать лингвистически, то выделяется сравнительно небольшое количество звуков. Это связано с тем, что важные различия звуков по-разному оцениваются в лингвистическом плане. Одни различия звуков существенны, а другие различия нейтральны.

В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в в идее цепи звуков. При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга.

Для обозначения звука как элемента языка в науке был введён специальный термин – фонема.

Термин «фонема» обозначает тип звука, модель звука. В слове «дуб» мы слышим звук «п», а в слове «дубы» - звук «б», но звуки «б» и «п» не являются отдельными фонемами русского языка, а лишь позиционными вариантами (разновидностями) фонемы «б».

Звуки речи, будучи воспроизведёнными органами речи, становятся фактом сознания. В языковом сознании говорящих имеются образцы звуков речи, их общие представления. Говорящими воспринимаются только те звуки, которые соответствуют образцу – фонеме. Например, в словах «цепь», «цепок» и «клетка» произносятся разные ударные звуки, однако русский человек этого не заметит, для него это одна фонема. То есть фонема объединяет позиционные разновидности в один звуковой образец.

Фонемы способны различать морфемы и слова. Например, слова «плод» и «плот» различаются конечными согласными фонемами и способствуют выражению разных понятий.

Таким образом, фонема предстаёт в языке как сложная звуковая единица, совокупность разных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в речевой цепи. Фонема – это мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению.

Слог – это наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Существует несколько теорий слога, среди которых наиболее распространены две: сонорная и мускульная. По сонорной теории, слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорную теорию разделял советский фонетист Рубен Иванович Аванесов.

Теория мускульного напряжения была поддержана фонетистом Львом Владимировичем Щербой. По этой теории, слог представляет собой единство подъёма напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога. Слоговая граница проходит в месте столкновения наибольшей звучности с наименьшей.

Слог как правило состоит из фонем, часть которых выступает как слогообразующий элемент, или слогоноситель. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: гласный, дифтонг, трифтонг, сочетания «гласный плюс согласный».

В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями. Среди согласных слогоносителями могут быть только «р» и «л». Например, в чешском языке: vlk (волк), srp (серп). До недавнего времени теория слога разрабатывалась только на материале западно-европейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова не совпадает с морфологическим: например, кни-га (слоговое членение), книг-а (морфемное членение). Таким образом, слоги не связаны с определённым смаслом. Это характерно для языков индоевропейской семьи. Однако в ряде восточных языков (китайский, вьетнамский) граница слога и морфемы совпадает. Слог в связи с этим всегда ассоциируется с определённой морфемой. Слог служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, в восточных языках слог является не только важнейшей фонетической, но и морфологической единицей.

Выделение одного из слогов в слове принято называть фонетическим ударением. Поскольку слог может выделяться в слове разными способами (увеличением силы гласного звука, изменением тона, увеличением времени звучания слога), выделяют различные виды ударения: динамическое, музыкальное, количественное.

Динамическое ударение характерно для тех языков, в которых слог выделяется увеличением интенсивности гласного звука (русский, хинди, урду и многие западноевропейские языки).

Динамическое ударение может быть фиксированным и свободным. Фиксированное ударение всегда закреплено за одним и тем же слогом: например, во французском языке – за последним слогом, в чешском – за первым, в польском и грузинском – за предпоследним.

Динамическое ударение может быть свободным, то есть не закреплённым за одним и тем же слогом (например, русский язык).

Свободное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – ударение, меняющее своё место внутри слова при изменении его форм и образовании новых слов (звон- звонить). Неподвижное ударение положения в слове и его формах не меняет (птица – птичий).

Музыкальное ударение характеризуется выделением слога благодаря изменению частоты основного тона, что воспринимае6тся на слух как повышение или понижение тона. Музыкальное ударение является неотъемлемой частью китайского, вьетнамского и бирманского языков. Оно может наблюдаться в немногих европейских языках: шведском, норвежском, литовском, латышском, словенском, сербском, хорватском, албанском языках.

Количественное ударение достигается удлинением слогообразующего гласного звука. В языках с количественным ударением (например, индонезийский язык) нет различия гласных по долготе и краткости, гласные

в безударных позициях почти не редуцируются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: