Подготовка маршрута

Выбор района путешествия

Выбор района путешествия определяется исходя из целей похода, желания членов группы, финансовых возможностей членов группы, возможности и логичности совершения похода данной категории сложности в данном районе, других причин.

А) Сбор материалов о районе путешествия

Необходимо изучить карты района: подобрать картографический материал (карты М 1:500 000, 200 000 — обзорные, 1:100 000, 50 000 — маршрутные). Нанести на обзорную карту (М 1:500 000; 1:200 000) пункты (объекты, препятствия), присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута. Определить возможные пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их на обзорную карту и возможные точки старта и финиша.

Ознакомиться с особенностями климатических условий в период совершения похода и особенностями совершения путешествия в данном районе с помощью Интернета, специальной литературы.

Выяснить подробности прохождения района из общения с туристами, уже совершавшими походы в нем.

Оценить возможность проложить маршрут требуемой сложности, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Все это должно быть связано с индивидуальными особенностями группы. На основании данных оценок окончательно выбрать район и подрайон путешествия. Определить оптимальные сроки путешествия.

Б) Разработка конкретного маршрута

Очевидным является необходимость согласовать маршрут с группой, даже если она делает вид, что ей все равно.

При разработке маршрута спортивного похода обязательно учитываются следующие требования.

•Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута. Избегайте ситуаций, когда Вы предполагаете осуществить переправу через реку рядом с указанным на карте мостом; когда Вы планируете двигаться по заболоченному участку вблизи с указанной на карте насыпной дорогой и т.д. Это «придуманные» естественные препятствия.

•Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

Существует несколько тактических схем маршрута (линейный, кольцевой, линейный с радиальными и кольцевыми выходами).

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее сложных перевалов).

Радиальным выходом считается участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направления.

Маршрут, построенный только на радиальных выходах из одной точки (базового лагеря), тем более при значительном числе и малой протяженности таких петель, исключает сам дух путешествия. В основном такие отклонения от нормы наблюдаются в горных походах.

1. Нанести предварительную нитку маршрута

2. Изучить нитку маршрута по карте М 1:100 000, 1:50 000, нанести локальные препятствия, отсутствующие на карте (водопады, перевалы, переправы и т. п.), изучив отчеты других групп;

Карта никогда не дает информации о характере препятствия. Только в лучшем и редком случае она предупреждает о его наличии. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с наиболее серьезными перевалами, переправами, вершинами, изучить их описания. Особое внимание обращать на экспериментально установленное время прохождения.

Никогда не ограничиваться одним источником информации, потому что составители обычно врут, как очевидцы. Бесценна информация о наличии троп и изб. Получить ее практически невозможно, так что не стоит и голову забивать.

3. Детально для каждого локального препятствия по нитке основного, запасного и аварийного маршрутов составить тактический план (примерный хронометраж прохождения, перечень необходимого снаряжения);

4. Нанести окончательную нитку маршрута на маршрутную карту (М 1:50 000, 1:100 000) с местами предполагаемых ночлегов;

5. Составить план-график движения:

№ этапа Ориентиры Направление Характер пути Норма скорости Км Время Замечания
               

При разработке маршрута обратить внимание на необходимость тщательной подготовки запасных и аварийных вариантов маршрута.

Запасной вариант на случай, если выбранный маршрут не соответствует физическим возможностям группы, он должен быть проще основного. А также на случай, если в походе произошли какие-то события, вследствие которых не может быть продолжен основной маршрут. Например, по причине непогоды, приходится сократить маршрут.

Аварийный маршрут необходим для чрезвычайных ситуаций: травма участника, потеря части снаряжения. Аварийные выходы должны быть максимально простые и короткие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: