Лекция по античной литературе от 2011-11-09

Классический (аттический) период древне-греческой литературы.

Период наивысшего расцвета греческих городов и государств.

Одновременно расцвет государства и появление первых признаков разложения власти.

Афинская демократия

Новый род литературы – драма.

И связанный с ней – театр (возникают в 5 веке в Греции)

Драма (в буквальном с греческого – действие) и «в основе драматического действия лежит диалог» (с) Аристотель

Драматургия никогда не изображает действие напрямую.

Греки не вносили таких вещей, как убийство (убийство на сцене – это безнравственно, по мнению древних греков)

Драма – не действие, а проблема действия (философское осмысление действия)

Элементы будущей драмы можно обнаружить в обрядовых и культовых ритуалов всех древних народов. В жизни обычных людей – свадебные хоровые песни, похороны, в культах растительных божеств.

С культом растительных божеств связаны обрядовые игры:

(пример: Геродот: древние греки позаимствовали свою драму из египетского культа Осириса).

Европейские ученые в 19 веке (Ницше) утверждают, что драма могла родиться только в Греции.

Аристотель оставляет наиболее ранние свидетельства о происхождении драмы – в 4 книге «Поэтики» пишет: трагедии и комедии возникли из импровизации.

Первая трагедия – «от зачинателей дифирамба».

Вторая – «от зачинателей фаллических песен, употребимых ещё во многих городах».

Дионис – «оплодотворяющий дух» - божество, оплодотворяющее все растительное в мире.

Ф.Ницше в одной из своих книг («Развитие эллинской трагедии из духа музыки») объяснил соотношение Аполлона и Диониса.

«Аполлон разворачивает перед человеком прекрасный мир, в котором человек становится счастлив» (с) Ницше

Аполлонизм – прекрасно, светло, но не описывает все события жизни человека (не включает в себя страдания, мучения, смерть), как раз этой «темной» части человеческого бытия стал покровительствовать Дионис.

Ницше рассматривал диониссийство, как творческую энергию.

Он также утверждал, что Дионис – божество опьянения (не обращает внимание на дного человека, а способствует уничтожению всего живого)

à Дионисийские праздники:

1. сельские дионисии (декабрь –январь)

2. линеи (январь-февраль)

3. антистерии (февраль-март)

4. великие дионисии (в честь весеннего равноденствия) – на них ставились трагедии от троих авторов (действие трагедии длилось в течении светового дня, затем выбирался победитель. (становится государственным праздником)

Форма трагедии складывается из слияния аполлонизма и дионисийства.

Помимо культа бога Диониса, исследователи указывают ещё несколько источников греческой трагедии – похоронный плач (соединенный с культом богини Деметры и её дочери Персефоны).

Трагедия Софокла – «Электра», трагедия «Антигона» - типичные заупокойные плачи.

Еврипид модернизирует греческую драму. «Муза воспой Илион…»

Ф.Ф. Зелинский: «Трагедия имеет 4 источника: Дионисийские хоры, сатировская драма, драматизированные заупокойные плачи и элевсинские мистерии.»

Аристотель указывает, что «драма родилась на базаре.»

Кризис мифологического сознания связан с появлением софистики – попытка осмыслить мир.

При кризисе миф. сознания Бог отодвигается на второй план. Человек перестает быть «игрушкой» в руках богов.

В Ветхом Завете: «человек – существо родовое»

В эпосе герой всегда прав. В эпическом рассказе не было развязки, но эпос подходит к человеку в момент его торжества славы, а трагедия – в моменты поражения человека и его унижения. С этим связано основное свойство трагедии, «катартика» - очищение человека путем страдания и страха.

Театр стал греческой школой воспитания человека, государство взялось за его развития.

Холм в форме чаши(амфитеатр) – «театрон» - зрительские места.

Сцена – орхестра и находилась внизу. Греческие театры строились для всех. Афинский театр (первый) насчитывал 40 тысяч зрителей.

Театры выкапывали в тех местах, где существовало природное эхо.

Актеры, чтобы не потеряться в хоре, и выделялись на фоне оркестра были одеты в специальных масках и костюмах. Маски делались из гипса и полотна. Маска была двойная: закрывала и затылок, и лицо, на темечко подкладывалась подушечка, чтобы актер зрительно стал выше. Котурны – обувь на платформе, также служила для зрительного увеличения актера. В маски вставляли в прорезь для рта резонирующие пластинки, для усиления звука голоса. Мужские маски – черный цвет, женские – белый.

«Схена» - небольшая палатка на сцене для переодевания актеров во время действия.

В греческом театре играли только мужчины.

Актеры, изначально, служители культа бога Диониса.

Вход был бесплатный – на трагедии пускали всех и женщин, и детей, и рабов.

На комедии пускали только мужчин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: