Существует широкое и узкое понимание миссии

В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется.

Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.

В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.

Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса стратегического планирования и управления. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значения для успеха организации.

Таким образом, миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях управления. Поэтому в настоящее время сложились два подхода к пониманию миссии организации. Во-первых, миссия имеет огромное значение для коммуникации внутри организации: позволяет сотрудникам лучше понять специфику ее деятельности. Во-вторых, миссия способствует доведению основной информации о деятельности организации до акционеров, потребителей, поставщиков. В этом и состоит двоякое предназначение (дуализм) миссии.

Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задачу фирмы с точки зрения ее основных услуг или продукции, основных рынков и основных технологий (продукты компании (удовлетворяемые потребности), целевой рынок).

2. Рабочие принципы фирмы, которые определяются внешней средой (ключевые технологии, способ охвата рынка, стратегические принципы развития финансирования).

3. Определение организационной культуры, типа рабочего климата внутри фирмы (провозглашаемые ценности и убеждения).

Принципы формулирования миссии:

1. Четкое конкретное формулирование сферы бизнеса.

2. Выражение миссии ясным, вдохновляющим и стимулирующим образом.

3.Соответствие миссии сложившейся ситуации (при изменении среды миссию необходимо адекватно измерять).

Формулировка миссии должна быть, с одной стороны, как можно более общей, чтобы конкуренты не смогли детально расшифровать хозяйственные замыслы предприятия, а с другой стороны – достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них сориентироваться. Она должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме, часто это бывает лозунг.

Получение прибыли не может рассматриваться организацией в качестве общей миссии. Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему организации. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель (миссию). Выбор руководством организации такой узкой миссии, как прибыль, ограничивает возможность изучать допустимые альтернативы при принятии решения.

Прежде чем приступить к формулированию миссии руководство организации должно найти ответы на следующие вопросы:

- Кто наши основные клиенты?

- Какие потребности наших клиентов мы удовлетворяем сейчас и сможем удовлетворить в будущем?

Многие некоммерческие организации имеют так много различных «клиентов», что им трудно представить подходящую формулировку миссии. Несмотря на эти трудности, они должны сформулировать подходящую миссию в первую очередь для самих себя.

Небольшие организации также нуждаются в соответствующим образом сформулированной миссии. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.

Хотя миссия, несомненно, представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя недооценивать отпечаток, накладываемый на фирму ценностями и целями высшего руководства. Ценности формируются личным опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Ценности, или то относительное значение, которое люди придают вещам и явлениям, направляют и ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. В то же время высшее руководство сохраняет и соблюдает определенные ценности, которые проявляются в выборе типа управления, а так же в целях организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: