Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений. Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений

Тема 1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирова­ния, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернати­вы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближе­ние в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

- что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

- как делать (по какой технологии);

- с какими производственными затратами;

- в каком количестве;

- в какие сроки;

- где (место, производственное помещение, персонал);

- кому поставлять и по какой цене;

- что это даст инвестору и обществу в целом?

Комплексные проблемы следует формализовывать, т. е. количе­ственно определять разницу между фактическим и желаемым со­стояниями объекта по его параметрам, а также выполнять структу­ризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей. Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ран­жировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Решения должны быть направлены на реализацию дерева целей, обоснованными, адрес­ными, обеспеченными ресурсами.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

- стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

- подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т. д.);

- сфера действия (технические, экономические и другие реше­ния);

- цели (коммерческие и некоммерческие);

- ранг управления (верхний, средний, низший);

- масштабность (комплексные и частные решения);

- организация выработки (коллективные и личные);

- продолжительность действия (стратегические, тактические и оперативные);

- объект воздействия (внешние и внутренние);

- повторяемость (разовые и повторяющиеся);

- методы формализации (текстовые, графические и математи­ческие);

- формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

- сложность (стандартные и нестандартные решения);

- способ передачи (вербальные, письменные и электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на ка­чество управленческого решения, являются: применение научных подходов и принципов, методов моделирования к системе менедж­мента, автоматизация управления, мотивация качественного ре­шения и др.

Обычно в принятии любого решения имеют место (в различной степени) три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присут­ствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры сред­него звена больше полагаются на получаемую информацию и по­мощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитив­ными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмыслен­ный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наиболь­ший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здра­вый смысл есть не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая его слабость состоит в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела мес­та, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководи­тель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравнове­шенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигае­мым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками". Инертные решения стано­вятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осто­рожные решения характеризуются тщательностью оценки менедже­ром всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и ориги­нальностью.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в про­цессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Эти вопросы будут рассмотрены ниже.

Качество управленческого решения — это совокупность парамет­ров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкрет­ных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.1. Рассмотрим содержание компо­нентов "черного ящика".

Рис. 1.1. Компоненты "черного ящика" системного подхода

к принятию решения

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить по конкретным рынкам (требования потреби­телей, результаты сегментации, качество товара, объем продаж, сроки поставок, цены и т. п.).

На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и ве­роятность реализации, степень риска достижения запланирован­ного результата.

К компонентам внешней среды системы относятся факторы мак­ро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся меж­дународная интеграция, политическая ситуация в стране, экономи­ка, техническое состояние отраслей, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие общестрановые фак­торы, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструкту­ра, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризую­щие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с дру­гими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т. д.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту­пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "про­цессу"), или к лицу, от которого поступила информация по реше­нию проблемы ("вход"). Поступление информации по обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительны­ми требованиями потребителей по уточнению или доработке реше­ния, появлением нововведений, ноу-хау и другими факторами.

Процесс принятия решения включает следующие операции: под­готовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявление возможностей ресурс­ного обеспечения, ранжирование целей, формулирование заданий, оформление необходимых документов, реализация заданий.

Применение системного подхода к процессу принятия управ­ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си­стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред­ность их совершенствования. С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) ком­понентов "черного ящика" (см. рис. 1.1.). Сначала необходимо четко сформулировать, что следует получить, какими параметрами дол­жно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

- показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближает­ся к нулю. Если все показатели проблемы выражены количествен­но, показатель энтропии приближается к единице;

- степень риска инвестиций;

- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

- степень адекватности (или степень точности прогноза, коэф­фициент аппроксимации) теоретической модели фактическим дан­ным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества уп­равленческого решения и его эффективности (устанавливается пре­дел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внеш­ней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры входа системы и прини­маются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований выхода, уточнения факторов внеш­ней среды, влияющих на качество и эффективность решения, от­работки входа системы следует смоделировать технологию приня­тия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке ре­шения. Если качество входа оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества процесса в системе качество выхода, т. е. качество решения, будет удовлетворительным.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффектив­ности управленческого решения относятся:

- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

- обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин­формацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

- структуризация проблемы и построение дерева целей;» обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше­ний;

- обеспечение многовариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, про­цесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эф­фективности управленческого решения довольно трудно, и это тре­бует значительных затрат. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управ­ленческих решений по капиталоемким объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора по­вышать качество и эффективность управленческого решения. По­этому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности ре­шений на основе автоматизации системы менеджмента.

Поскольку данный курс изучается студентами одним из послед­них, многие из перечисленных условий повышения качества и эф­фективности управленческих решений изучались ранее в других курсах и здесь они не будут рассматриваться. Например, вопросы правового, ресурсного обеспечения разработки и реализации уп­равленческого решения, автоматизации процессов управления, ком­поненты внешней среды системы изучались в курсах "Основы ме­неджмента", "Информационный менеджмент" (или "Информаци­онные технологии"), "Маркетинг".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: