Бездонный
1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
2. Образовано от слова дно. Производящая основа – - дон - (чередование нуль звука – о).
3. Образовано с помощью приставки без- и суффикса -н-.
4. Дно
бездонный.
5. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный).
1. Существительное надпись означает «короткий текст на чем-либо».
2. Образовано от глагола надписать. Производящая основа – надписа.
3. Образовано отсечением суффикса -а- (по другой точке зрения – с помощью нулевого словообразовательного суффикса).
4. Писать
надписать
надпись.
5. Слово образовано бессуффиксным способом (по другой точке зрения – способом нулевой суффиксации) (запись, вывод, покос).
Обращение к сложным случаям словообразовательного анализа поможет ученикам избежать возможных ошибок при выполнении тестовых заданий.
Существительные типа вход, поход, взлет часто ошибочно относят к словам, образованным приставочным способом (по аналогии с ходить – входить, лететь – взлететь). В качестве производящей основы указанных слов выступает глагольная основа, уже имеющая приставку, присоединенную на предыдущем шаге словообразования: ходить
в ходить
вход; лететь
вз лететь
взлет.
В современном словообразовании в рассматриваемых словах выделяют нулевой словообразовательный суффикс. Для его выделения необходимы два условия:
1) слово должно быть производным;
2) должно быть словообразовательное значение, которое в аналогичных словах представлено материально выраженным суффиксом: широкий
ширь
, широкий
шир-ин-а.
Нулевой словообразовательный суффикс чаще всего встречается в именах существительных:
1) со значением абстрактного действия: ходить
ход
, взлетать
взлет
;
2) со значением абстрактного признака: широкий
ширь
, зеленый
зелень
;
3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию: запасать
запас
, накипеть
накипь
; вода + падать
водопад
.
Наличие в структуре слова приставки и суффикса далеко не всегда свидетельствует о том, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом. Например, наречия типа бесчувственно, безболезненно, досрочно ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования. Обращаем внимание учеников на то, что производящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени прилагательного: бесчувственн(ый)
бесчувственн о, безболезнен(ый)
безболезненн о, досрочн(ый)
досрочн о. Все эти наречия образованы суффиксальным способом.
Слова железобетонный, водопроводный, рыболовство и др. часто ошибочно относят к способу основосложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов: железобетон
железобетон н ый, рыболов
рыболов ств о. Можно указать на то, что сложение основ произошло на предыдущей ступени словообразования, а на данной ступени новое слово образуется с помощью суффикса: сер(а) + водород
сер о водород
сероводород н ый.
С другой стороны, от слов первого типа следует отличать единицы, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а)
черн о смородин н ый; пили(ть) лес
лес о пил к а и т.п.
Поскольку суффикс -j- виден только в фонетической записи, многие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, ошибочно относят к приставочному способу. Обратите внимание на типичные словообразовательные модели:
БЕЗ (БЕС) + J: дело
без дель j е; дорога
без дорожь j е; деньги
без денежь j е.
ВЗ(ВС) + J: море
вз морь j е; холм
вс холмь j е.
ЗА + J: гора
за горь j е; Карпаты
За карпать j е; Байкал
За байкаль j е.
ПО + J: берег
по бережь j е; Волга
По волжь j е.
ПРИ + J: море
при морь j е; Карпаты
При карпать j е.
ПЕРЕ + J: путь
пере путь j е.
РАЗ (РАС) + J: путь
рас путь j е.
Слово может иметь не одно, а два (реже три и более) производящих. Это явление встречается среди имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Например, наречие неаккуратно может быть мотивированонаречием (аккуратно
не -аккуратно – приставочный способ) или прилагательным (неаккуратн(ый)
неаккуратн- о – суффиксальный способ). Ср. также: аккуратность
не -аккуратность или неаккуратн(ый)
неаккуратн- ость; колено
на-колен-н(ый)
наколенн- ик или колено
на -колен- ник.
Разумеется, подобные примеры не должны встречаться в тестовых заданиях.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА