Л 14. Основы местного самоуправления в городах

Под социально-экономическим мониторингом в городе понимается оцен­ка, прогноз, система наблюдения и анализа экономической и социальной об­становки, складывающейся на территории, а также постановка рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений.

Задачи социально-экономического мониторинга сводятся к:

1) наблюдению за ходом социально-экономических процессов, происходя­щих в городе;

2) оценке этих процессов;

3) анализу причин, вызывающих то или иное социально-экономическое со-.. стояние;

4) прогнозу развития социально-экономической ситуации;

5) разработке рекомендаций, направленных на устранение негативных по­следствий и развитие позитивных тенденций.

Основными направлениями социально-экономического мониторинга, по мнению авторов, являются:

1) мониторинг качества жизни населения,

2) вклада города в решение областных, межрегиональных, федеральных проблем,

мониторинг хода социально-экономических изменений в городе, 4) величины социально-экономического потенциала города и эффектив­ности его использования.

Выделение этих направлений мониторинга обусловлено целями развития любого города, достижением необходимого качества жизни населения и обеспечения требуемого вклада в решение областных, межтерриториальных и федеральных проблем.

Мониторинг качества жизни населения предполагает рассмотрение уровня и образа жизни населения, состояния общественного здоровья. Мони­торинг уровня жизни населения предполагает оценку доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обес­печенности населения объектами просвещения, культуры, искусства, состоя­ния уровня жизни социально-незащищенных слоев населения, а также срав­нение существующего уровня с принятым стандартом жизни.

Мониторинг здоровья осуществляется при помощи оценки уровня меди­цинского обслуживания, качества питания, жилищных условий, а также дос­тупностью занятий физической культурой, рекреационных услуг и полно­ценного досуга.

Мониторинг образа жизни включает оценку занятости населения, состоя­ния правопорядка и безопасности граждан, оценку социального самочувствия населения.

Мониторинг вклада города в решение областных, федеральных и межре­гиональных проблем социально-экономического развития может выражаться как в продукции материального производства, так и в услугах нематериаль­ной сферы (подготовка кадров, выполнение научной и инновационной дея­тельности, выполнение роли какого-либо центра).

Мониторинг хода социально-экономических изменений в городе обу­словлен необходимостью своевременной корректировки законодательной ба­зы реформ, разработка мер по поддержке экономических преобразований, социальных реформ и др.

Мониторинг социально-экономического потенциала города предполагает мониторинг величины потенциала города, а также мониторинг эффективности его использования. Мониторинг величины потенциала города необходим для формирования научной обоснованной стратегии развития территории, разработки и реализации местной экономической и социальной политики. Мониторинг эффективности использования социально-экономического потенциала города необходим для решения задач регулиро­вания социально- экономического развития территории, обоснования пред­ложений по необходимости осуществления государственной поддержки

Организация процесса мониторинга требует определить:

1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;

2) основные направления мониторинга (качества жизни, социально-экономического потенциала города и эффективности его использования, хода реформ, вклада города в решение областных, межрегиональных и федеральных проблем);

3) систему инструментов социально-экономического мониторинга - пере­чень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники ин­формации;

4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга - ре­комендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;

организационно-экономический механизм реализации социально-экономического мониторинга в городе.

При рассмотрении структуры социально-экономического потенциала го­рода, помимо выделенных в [1] выделяется

а)потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал;

б) потенциал рыночной инфраструктуры;

в) административно-управленческий потенциал, характеризующий возмож­ности улучшения деятельности всех составляющих системы управления ре-' гионом - механизма, структуры и процессов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: