Учебно-методические материалы. Охрану ценной исторической среды районов сложившейся застройки следует обеспечивать методами комплексной реконструкции

Охрану ценной исторической среды районов сложившейся застройки следует обеспечивать методами комплексной реконструкции, предусматривая и проводя одновременно работы по реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному строительству существующих зданий, выборочному новому строительству, не нарушающему характер среды, развитию систем инженерного оборудования и благоустройству территории.

Расстояния от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать, м, не менее:

до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения:

в условиях сложного рельефа.......................... 100

на плоском рельефе.................................... 50

до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения

(кроме разводящих)................... 15

до других подземных инженерных сетей................... 5

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1*. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1

─────────────────────────┬────────────────────────────────────────

Степень огнестойкости │ Расстояние, м, при степени

здания │ огнестойкости зданий

├──────────┬──────────┬──────────────────

│ I, II │ III │ IIIа, IIIб,

│ │ │ IV, IVа, V

─────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────────────

I, II │ 6 │ 8 │ 10

III │ 8 │ 8 │ 10

IIIа, IIIб, IV, IVа, V │ 10 │ 10 │ 15

Примечания*. 1. Классификацию зданий по степени

огнестойкости следует принимать в соответствии с требованиями

СНиП 2.01.02-85.

2. Расстоянием между зданиями и сооружениями считается

расстояние в свету между наружными стенами или другими

конструкциями. При наличии выступающих более чем на 1 м

конструкций зданий или сооружений, выполненных из горючих

материалов, принимается расстояние между этими конструкциями.

3. Расстояние между стенами зданий без оконных проемов

допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий IIIа, IIIб,

IV, IVа и V степеней огнестойкости.

4. В районах сейсмичностью 9 баллов расстояние между жилыми

зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IVа,

V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20%.

5. Расстояния от зданий любой степени огнестойкости до зданий

IIIа, IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости в береговой полосе

шириной 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта, в

климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на

25%.

6*. Расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней

огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА

следует увеличивать на 50%.

7. Для двухэтажных зданий каркасной и щитовой конструкции V

степени огнестойкости, а также зданий, крытых горючими

материалами, противопожарные расстояния необходимо увеличивать на

20%.

8. Расстояния между зданиями I и II степеней огнестойкости

допускается предусматривать менее 6 м при условии, если стена

более высокого здания, расположенная напротив другого здания,

является противопожарной.

9. Расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и

хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном

земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на

соседних земельных участках принимаются по табл. 1* с учетом

Примеч. 10.

Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а

также между хозяйственными постройками в пределах одного

земельного участка (независимо от суммарной площади

застройки) не нормируются.

10. Расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми

зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами,

банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая

незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой

площади застройки (этажа) одного здания той же степени

огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям

СНиП 2.08.01-89.

11. Расстояния между хозяйственными постройками (сараями,

гаражами, банями), расположенными вне территории усадебных

участков, не нормируются при условии, если площадь застройки

сблокированных хозяйственных построек не превышает 800 м2.

Расстояния между группами сблокированных хозяйственных построек

принимаются по табл. 1*.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, - 15 м.

2*. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.

Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

3. Расстояния от жилых и общественных зданий до складов I группы для хранения нефти и нефтепродуктов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II-106-79, а до складов горючей жидкости II группы, предусматриваемых в составе котельных, дизельных электростанций и других энергообъектов, обслуживающих жилые и общественные здания, не менее установленных в табл. 2.

─────────────────────────┬────────────────────────────────────────

Вместимость склада, м3 │ Степень огнестойкости жилых

│ и общественных зданий

├──────────┬──────────┬──────────────────

│ I, II │ III │ IIIа, IIIб,

│ │ │ IV, IVа, V

─────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────────────

Св. 800 до 10000 │ 40 │ 45 │ 50

" 100 " 800 │ 30 │ 35 │ 40

До 100 │ 20 │ 25 │ 30

Примечание. Расстояния от зданий детских дошкольных

учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов,

учреждений здравоохранения и отдыха, зрелищных учреждений и

спортивных сооружений до складов вместимостью до 100 м3 следует

увеличивать в два раза, а до складов вместимостью св. 100 м3 -

принимать в соответствии со СНиП II-106-79.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

4. К рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

5*. Расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.

В городских поселениях для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.

6*. Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в поселении, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (ВСН-1-91 СПАСР), утвержденных МВД Российской Федерации.

РАЗМЕРЫ ПРИУСАДЕБНЫХ И ПРИКВАРТИРНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов на индивидуальный дом или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины, следующие:

400 - 600 м2 и более (включая площадь застройки) - при одно-, двухквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа на новых периферийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов, на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся поселках в пригородных зонах городов любой величины;

200 - 400 м2 (включая площадь застройки) - при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины;

60 - 100 м2 (без площади застройки) - при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных домах в застройке блокированного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших и крупных городов, в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне крупных и крупнейших городов и в условиях реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки городов любой величины;

30 - 60 м2 (без площади застройки) - при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных блокированных домах или 2-, 3-, 4(5)-этажных домах сложной объемно-пространственной структуры (в том числе только для квартир первых этажей) в городах любой величины при применении плотной малоэтажной застройки и в условиях реконструкции.

Примечание*. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при осуществлении компактной застройки поселений земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны поселений.

РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОГО РАЙОНА

И МИКРОРАЙОНА

Расчетную плотность населения, чел./га, территории жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в табл. 1, а территории микрорайона - не менее приведенной в табл. 2. Число зон различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются по согласованию с главным архитектором города (области, края) с учетом оценки стоимости земли, плотности инженерных и транспортных магистральных сетей, насыщенности общественными объектами, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно- ландшафтных ценностей.

Таблица 1

──────────────┬───────────────────────────────────────────────────

Зона различной│ Плотность населения территории

степени градо-│ жилого района, чел./га, для групп городов

строительной │ с числом жителей, тыс. чел.

ценности ├─────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────

территории │ до │20 - │50 - │100 - │250 - │500 - │ Св.

│ 20 │ 50 │ 100│ 250│ 500│ 1000│ 1000

──────────────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────

Высокая │ 130 │ 165 │ 185 │ 200 │ 210 │ 215 │ 220

Средняя │ - │ - │ - │ 180 │ 185 │ 200 │ 210

Низкая │ 70 │ 115 │ 160 │ 165 │ 170 │ 180 │ 190

Примечания. 1. При строительстве в районах севернее 58° с.ш.,

а также на площадках, требующих сложных мероприятий по инжене рной

подготовке территории, плотность населения следует увеличивать,

но не более чем на 20%.

2. В условиях реконструкции сложившейся застройки в

центральных частях исторических городов, а также при наличии

историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей в

других частях плотность населения устанавливается заданием на

проектирование.

3. В районах индивидуального усадебного строительства и в

поселениях, где не намечается строительство централизованных

инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но

принимать ее не менее 40 чел./га.

4*. В сейсмических районах расчетную плотность населения

следует принимать в соответствии с региональными

(территориальными) строительными нормами.

Таблица 2

──────────────┬───────────────────────────────────────────────────

Зона различной│ Плотность населения на территорию микрорайона,

степени градо-│ чел./га, для климатических подрайонов

строительной ├─────────────┬───────────────────┬─────────────────

ценности │ IБ и часть │ IВ, IIБ и IIВ │ Южнее 58° с.ш.,

территории │ подрайонов │ севернее 58° с.ш. │ кроме части

│ IА, IГ, IД │ и часть подрайонов│ подрайонов IА,

│ и IIА │ IА, IГ, IД и IIА │ IГ, IД и IIА,

│ севернее │ южнее 58° с.ш. │ входящих в

│ 58° с.ш. │ │ данную зону

──────────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────────

Высокая │ 440 │ 420 │ 400

Средняя │ 370 │ 350 │ 330

Низкая │ 220 │ 200 │ 180

Примечания. 1. Границы расчетной территории микрорайона

следует устанавливать по красным линиям магистральных и жилых

улиц, по осям проездов или пешеходных путей, по естественным

рубежам, а при их отсутствии - на расстоянии 3 м от линии

застройки. Из расчетной территории должны быть исключены площади

участков объектов районного и общегородского значений, объектов,

имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность,

а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на

обслуживание населения смежных микрорайонов в нормируемых

радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого

населения). В расчетную территорию следует включать все площади

участков объектов повседневного пользования, обслуживающих

расчетное население, в том числе расположенных на смежных

территориях, а также в подземном и надземном пространствах. В

условиях реконструкции сложившейся застройки в расчетную

территорию микрорайона следует включать территорию улиц,

разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных передвижений

внутри микрорайона или для подъезда к зданиям.

2. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную

плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не

более чем на 10%.

3. В крупных и крупнейших городах при применении

высокоплотной 2-, 3-, 4(5)-этажной жилой застройки расчетную

плотность населения следует принимать не менее чем для зоны

средней градостроительной ценности: при застройке площадок,

требующих проведения сложных мероприятий по инженерной подготовке

территории, - не менее чем для зоны высокой градостроительной

ценности территории.

4. В сейсмических районах расчетную плотность населения

необходимо принимать в соответствии с региональными

(республиканскими) нормами, но, как правило, не более 300 чел./га.

5. При формировании в микрорайоне единого физкультурно-

оздоровительного комплекса для школьников и населения и уменьшении

удельных размеров площадок для занятий физкультурой, приведенных в

п. 2.13 настоящих норм, необходимо соответственно увеличивать

плотность населения.

6. При застройке территорий, примыкающих к лесам и

лесопаркам или расположенных в их окружении, суммарную площадь

озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем

на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.

7. Показатели плотности приведены при расчетной жилищной

обеспеченности 18 м2/чел. При другой жилищной обеспеченности

расчетную нормативную плотность Р, чел./га, следует определять

по формуле

Р х 18

Р = --------,

Н

где Р - показатель плотности при 18 м2/чел.;

Н - расчетная жилищная обеспеченность, м2.

РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

───────────────────────────┬──────────────────────────────────────

Тип дома │ Плотность населения, чел./га, при

│ среднем размере семьи, чел.

├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬───

│2,5 │3,0 │3,5 │4,0 │4,5 │5,0 │5,5 │6,0

───────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼───

Усадебный с приквартирными │ │ │ │ │ │ │ │

участками, м2: │ │ │ │ │ │ │ │

2000 │ 10 │ 12 │ 14 │ 16 │ 18 │ 20 │ 22 │ 24

1500 │ 13 │ 15 │ 17 │ 20 │ 22 │ 25 │ 27 │ 30

1200 │ 17 │ 21 │ 23 │ 25 │ 28 │ 32 │ 33 │ 37

1000 │ 20 │ 24 │ 28 │ 30 │ 32 │ 35 │ 38 │ 44

800 │ 25 │ 30 │ 33 │ 35 │ 38 │ 42 │ 45 │ 50

600 │ 30 │ 33 │ 40 │ 41 │ 44 │ 48 │ 50 │ 60

400 │ 35 │ 40 │ 44 │ 45 │ 50 │ 54 │ 56 │ 65

Секционный с числом этажей:│ │ │ │ │ │ │ │

2 │ - │130 │ - │ - │ - │ - │ - │ -

3 │ - │150 │ - │ - │ - │ - │ - │ -

4 │ - │170 │ - │ - │ - │ - │ - │ -

КАТЕГОРИИ И ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ПРИГОРОДНЫХ ЗОН ГОРОДОВ И СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ

──────────────────────┬──────┬──────┬─────┬───────┬───────┬───────

Категории дорог │Рас- │Ширина│Число│Наи- │Наи- │Наи-

│четная│полосы│полос│меньший│больший│большая

│ско- │движе-│дви- │радиус │про- │ширина

│рость │ния, м│жения│кривых │дольный│земля-

│дви- │ │ │и в │уклон, │ного

│жения,│ │ │плане, │0/00 │полот-

│км/ч │ │ │м │ │на, м

──────────────────────┼──────┼──────┼─────┼───────┼───────┼───────

Магистральные: │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

скоростного движения│ 150 │ 3,75 │4 - 8│ 1000 │ 30 │ 65

│ │ │ │ │ │

основные сектораль- │ 120 │ 3,75 │4 - 8│ 600 │ 50 │ 50

ные непрерывного и │ │ │ │ │ │

регулируемого движе-│ │ │ │ │ │

ния │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

основные зональные │ 100 │ 3,75 │2 - 4│ 400 │ 60 │ 40

непрерывного и регу-│ │ │ │ │ │

лируемого движения │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

Местного значения: │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

грузового движения │ 70 │ 4,0 │ 2 │ 250 │ 70 │ 20

│ │ │ │ │ │

парковые │ 50 │ 3,0 │ 2 │ 175 │ 80 │ 15

Примечания. 1. В сложных топографических и природных

условиях допускается снижать расчетную скорость движения до

величины последующей категории дороги с соответствующей

корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного

уклона.

2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы

"пик" по направлениям допускается устройство обособленной

центральной проезжей части для реверсивного движения легковых

автомобилей и автобусов.

3. На магистральных дорогах с преимущественным движением

грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до

4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке

более 20% - до 4,5 м.

НОРМЫ РАСЧЕТА СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ

────────────────────────────────┬────────────────────┬────────────

Рекреационные территории, │ Расчетная единица │ Число

объекты отдыха, здания и │ │ машино -

сооружения │ │ мест на

│ │ расчетную

│ │ единицу

────────────────────────────────┴────────────────────┴────────────

Рекреационные территории и объекты отдыха

Пляжи и парки в зонах отдыха │100 единовременных │ 15 - 20

│посетителей │

Лесопарки и заповедники │То же │ 7 - 10

Базы кратковременного отдыха │ " │ 10 - 15

(спортивные, лыжные, рыболовные,│ │

охотничьи и др.) │ │

Береговые базы маломерного флота│ " │ 10 - 15

Дома отдыха и санатории, санато-│100 отдыхающих и │ 3 - 5

рии-профилактории, базы отдыха │обслуживающего │

предприятий и туристские базы │персонала │

Гостиницы (туристские и │То же │ 5 - 7

курортные) │ │

Мотели и кемпинги │ " │По расчетной

│ │вместимости

Предприятия общественного пита- │100 мест в залах или│ 7 - 10

ния, торговли и коммунально- │единовременных посе-│

бытового обслуживания в зонах │тителей и персонала │

отдыха │ │

Садоводческие товарищества │10 участков │ 7 - 10

Здания и сооружения

Учреждения управления, │ │

кредитно-финансовые и юриди- │ │

ческие учреждения, значений: │ │

республиканского │100 работающих │ 10 - 20

местного │То же │ 5 - 7

Научные и проектные организации,│ " │ 10 - 15

высшие и средние специальные │ │

учебные заведения │ │

Промышленные предприятия │100 работающих в │ 7 - 10

│двух смежных сменах │

Больницы │100 коек │ 3 - 5

Поликлиники │100 посещений │ 2 - 3

Спортивные здания и сооружения с│100 мест │ 3 - 5

трибунами вместимостью более │ │

500 зрителей │ │

Театры, цирки, кинотеатры, │100 мест или едино- │ 10 - 15

концертные залы, музеи, выставки│временных посети- │

│телей │

Парки культуры и отдыха │100 единовременных │ 5 - 7

│посетителей │

Торговые центры, универмаги, │100 м2 торговой │ 5 - 7

магазины с площадью торговых │площади │

залов более 200 м2 │ │

Рынки │50 торговых мест │ 20 - 25

Рестораны и кафе общегородского │100 мест │ 10 - 15

значения │ │

Гостиницы высшего разряда │То же │ 10 - 15

Прочие гостиницы │ " │ 6 - 8

Вокзалы всех видов транспорта │100 пассажиров │ 10 - 15

│дальнего и местного │

│сообщений, прибываю-│

│щих в час "пик" │

Конечные (периферийные) и зонные│100 пассажиров в час│ 5 - 10

станции скоростного пассажир- │"пик" │

ского транспорта │ │

Примечания. 1. Длина пешеходных подходов от стоянок для

временного хранения легковых автомобилей до объектов в зонах

массового отдыха не должна превышать 1000 м.

2. В столицах республик, городах-курортах и городах-центрах

туризма следует предусматривать стоянки автобусов и легковых

автомобилей, принадлежащих туристам, число которых определяется

расчетом. Указанные стоянки должны быть размещены с учетом

обеспечения удобных подходов к объектам туристского осмотра, но не

далее 500 м от них и не нарушать целостный характер исторической

среды.

3. Число машино-мест следует принимать при уровнях

автомобилизации, определенных на расчетный срок.

НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГАРАЖЕЙ И ПАРКОВ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

─────────────────────────────────┬───────────┬─────────┬──────────

Объекты │ Расчетная │Вмести- │ Площадь

│ единица │мость │ участка

│ │объекта │на объект,

│ │ │ га

─────────────────────────────────┼───────────┼─────────┼──────────

Многоэтажные гаражи для легковых │Таксомотор,│ 100 │ 0,5

таксомоторов и базы проката │автомобиль │ 300 │ 1,2

легковых автомобилей │ проката │ 500 │ 1,6

│ │ 800 │ 2,1

│ │ 1000 │ 2,3

│ │ │

Гаражи грузовых автомобилей │Автомобиль │ 100 │ 2

│ │ 200 │ 3,5

│ │ 300 │ 4,5

│ │ 500 │ 6

│ │ │

Трамвайные депо: │ │ │

без ремонтных мастерских │ Вагон │ 100 │ 6

│ │ 150 │ 7,5

│ │ 200 │ 8

│ │ │

с ремонтными мастерскими │ " │ 100 │ 6,5

│ │ │

Троллейбусные парки без ремонтных│ Машина │ 100 │ 3,5

мастерских │ │ 200 │ 6,0

│ │ │

То же, с ремонтными мастерскими │ " │ 100 │ 5,0

│ │ │

Автобусные парки (гаражи) │ " │ 100 │ 2,3

│ │ 200 │ 3,5

│ │ 300 │ 4,5

│ │ 500 │ 6,5

Примечание. Для условий реконструкции размеры земельных

участков при соответствующем обосновании допускается уменьшать,

но не более чем на 20%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: