Необходимость и наличие управляющего органа

Создание подразделений

Разделение труда в организации

Зависимость организации от внешней среды

Преобразование ресурсов для достижения цели

В качестве факторов моделирования экономических систем используются различные подходы

Моделирование экономических систем

•Процесс построения модели экономики, предполагает выявление (описание) определенной совокупности существенных элементов, определяющих структуру и поведение системы в процессе ее функционирования, с целью упорядочения в аспекте определенного исследовательского интереса (системообразующего фактора).

Так в известной модели «Белла – Ростоу» отражен взгляд на экономику с точки зрения зрелости производительных сил, что позволило авторам упорядочить экономическую систему в аспекте:

•экономика доиндустриального общества;

•экономика индустриального общества;

•экономика постиндустриального общества;

•экономика технотронного общества и др.

В модели «Пола Самуэльсона» в качестве критерий структурирования выбран идеологический подход в управлении экономикой, позволивший смоделировать следующие виды экономических систем:

•модель экономики социализма;

•модель экономики фашизма;

•модель экономики коммунизма;

•многоукладная модель (смешанная) экономика.

Модель Карла Маркса, отражающая системный подход к моделированию экономической деятельности общества на основе системообразующего фактора «противоречие уровня развития производительных сил и производственных отношений» анализирует соответствие между стоимостной структурой капитала, представленной аналитической формой [W=c+(v+m)] и натурально-вещественной структурой капитала, отражающей техническое строение капитала (основной капитал, оборотный капитал).

В результате данного анализа формируются двухуровневая система воспроизводства, в которой:

I подразделение: отражает производство средств производства,

II подразделение: отражает производство предметов потребления.

-Персонал

-Капитал

-Материальные Ресурсы

-Информационные рессурсы

-Она находится как правило вне пределов влияния менеджеров

-Бывает горизональное и вертикальное разделение труда

-Отделы,цеха,службы,филиалы итд

-Подразделения организации выполняют свои специфические задания и добиваются конкретных целей

-Классификация организации:

Формальные организации имеют четкую структуру,формализованные правила и связи

Неформальные организации существуют без четко определенных правил,целей и структур.

Число занятых лиц:

-Компании:

Крупные

Средние

Малые

Начиная с 1996 года в РФ для определения размера компании используется комбинированный подход а именно число занятых и объем продаж

Отношение к прибыли:

Виды организаций:

-комерческие

-не комерческие

Сферы деятельности:

Виды организаций:

Гос организации(федерального,муниципального и уровня субъектов РФ)

Органиации гражданского общества(комерческие/не комерческие и т д)

Масштабы деятельности:

Виды организаций:

-Национальные

-Иностранные

-Смешаннные организации

-Транс национальные международные компании

2. Внутреняя среда организации -часть самой организации,находящейся под влиянием менеджеров и являющиеся результатом их управленческой деятельности.По опреденеию М.Мескон М.Альюерт и Ф.Хедоури основные внутренние переменные организации- это цели структура,задачи,технологии и люди

Цели -конкретные состояние или результат которого стремится достичь группа работая вместе.

Требования к целям

-Конкретной

-Объективной

-Реальной

-Предполагать действия

-Иметь соответствующее измерение

Цель является исходным началом и важным фактором принятия решения.Цель указывает направление развития.

К достижению больших и сложных целей идут постепенно начиная с тех,которые имеют наибольший приоритет,при этом фиксируются к достижению промежуточных целей.

Структура организации- логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления построенная в такой форме которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикально разделение труда.

Задачи -предписанная работа,серия работ или часть работы которая должна быть выполнена заранее определенным способом и в оговоренные сроки

Технология -способ преобразования сырья(информация,материальные руссурсы труд,)в конечные продукты или услуги.

Персонал -является центральным фактром в любой системе управления

Авторы подчеркивали взаимозависимость и взаимовлияние перемены так как все они являются элементами одной системы

3.Внешняя среда организации

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы:

-Прямого и косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование предприятия и в свою очередь испытывают на себе влияние его операции.

К данной группе относят поставщиков трудовых финансовых и информационных и материальных и прочих ресурсов,потребителей,органы местной власти,государственной и муниципальной власти,конкурентов,контактные средства массовой информации и прочие.

При проведении операции предприятие вынуждено в первую очередь учитывать требования в факторах внешней среды прямого воздействия

-Факторы косвенного воздействия

Они не оказывают прямого влияния на деятельность организации в текущий момент времени так как при этом не сталкиваются интересы двух сторон.Нет выбора альтернативы.К данной группе относят:

Научно технический процесс

Экологические,политические правовые социально-экономические и прочие факторы

Такие факторы как новые технологии,экономический спад,инфляция,политические изменения в соседнем государстве влияют на деятельность фирмы опоследованно через фактоы прямого воздействия

-Свойства внешней среды

Степень взаимосвязанности факторов-уровень силы с которой изменения одного фактора влияет на изменение других факторов

Сложность внешней среды-число факторов на которые организация обязана реагировать а также уровень изменения каждого фактора

Подвижность среды-скорость с которой происходят изменение в окружении организации

Неопределенность-зависит от кол-ва информации которой располагает организация по конкретному фактору а так же от уверенности в ее точности.

Тема №3

"Организационный структуры управления"

1.Понятие и принцип построения организационных структур.

Структура -совокупеность вщаимосвязанных подразделений или уровни управления и ыфункциональных областей.

Основные компоненты структур:

-Звенья-отностя отдельных работников,дожностей службы или органы управления.

-Уровни -совокупность звеньев управления находящихся на одной горизонтальной ступени.

-Связи-отражают форму взаимодействия:

бывают:

-Формальные

-Неформальные

-Горизонтальные и вертикальные

-Линейные и функциональные

Функцкиональные связи-функиональные виды деятельности

Принципы построения структур:

-Принцип единства распорядительства и персональной отвестственности

-Соответствие звеньев функциям управления

-Принцип распостранености контроля

-Принцип гибкости

-Принцип экономичности

Вывод

Соблюдение данных принципов позволяет организации наилучшим способом достигать поставленных перед ней целдей

Линейная и функциональная структура управления

В Линейных структурах преобладает линейная форма связей

Сущность линейной структуры состоит в том,что во главе каждого коллектива находится один руководитель который подотчетен выше стоящему руокводителю.Подчиненые выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя.Выше стоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжение работникам минуя их енпосредственного руководителя.

Р1

Р2 Р2 Р2

иии иии иии

Р1 руководитель 1 уровня

Р2 руководитель 2 уровня

и-исполнеитель

достоинства этой структуры:

-Установление четких и простых взаимосвязей между подразделениями организации

-Получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой указаний

-Полная ответственность каждого руководителя с результатом работы

-Обеспечение единства рапорядительства сверху донизу

Недостатком структуры является то что для руководства организацией руокводитель должен быть компетентен во всех вопросах.Это приводит к перегрузке руководителей,неомпетентности ине совевременности принятий решений к бюракратизму и не гибкости.В функциональных структурах преобладает функциональная форма связи которорая характеризуется выделением специалистов и подразделений по определенным функциям и функциональным областям

Р1

РА РБ РВ

иии иии иии

РА,РБ,РВ-руководитель в функциональных областях

и-исполнители

Достоинства структуры:

-Повышение компетентности руководителя в следствии привленчения квалифицированного специлистов по отдельным областям управления

-Повышение гибкости структуры

Недостатки:

-Нарушение принципа единоначалия

-Сложный механизм в координации деятельности отдельных подразделений

-Сложность разделения власти

-Снижает ответственность за работу

Данная структура находит эффективное применение только в тех организациях,где существет четкое разделение прав и ответственности руководителей

Например в науно исследовательных и проектных организациях

3.Линейно функциональная структура

В линейно функциональный структуре у линейного руководителя появляется штаб состоящий из управленческих подразделений (отдельнык функциональные специалисты,бюро,службы,группы,отделы),которые специализируются на выполнении какой то одной функции

Ш-Штаб специалистов

струтура сочетает в себе достоинство и линейных и функциональных структур

Недостатки:

-Возможно искуственное расширение аппаратов управления

-Его отрывок производства

-Конкуренция между подразделениями из ограниченных ресурсов непоседственных

-Бюракратизм,принятие решений из за высокой загрузки линейного руководства

Данный тип структуры является основным базовым и они эффективны при принятии постоянных повторяющихся задач

4.Дивизианальный структура управления

В результате увеличение объема производства выхода на новые рынки появляется необходимость выделения самостоятельныхотносительно автономных блоков структуры управление.Выделение блоков происходит по видам товаров и услуг географическим регионами потребителям

РФ1,2,3 -руководители по блокам

Приемущества:

-Быстрое реагирование на конкурентов потребителей,изменение технологии

-Лучшая организация работы

Недостатки:

-Увеличение управленческих затрат из за дублирования одних и тех же функций

-Замедленность решения перспективы крупных задач

Т е дивизиональные структуры сдерживают рост производительности и ограничивают возсожности использования крупного выфсокопроизводительного оборудования.

5.Целевые структуры управления

к целеы мстркутруам относят програмно целевые проблемно цуелевые проекутыные и матричные структуры

Матричяные структуры -сузществоуют двойное подчинение работников руокводителю проекта и руокводителя проекта своего отдела в котором они трудятся постоянно

Полнамочия руокводителя проекта делегирует высшее руководство поэтому они могут меняться в зависимости от сложности и важности сложности случайных задач

НЕдостатки структуры

-Сложность нарушение принципы единоначалия

-Конкуренция за ресурсы

-Конфликты

Достоинства

-Гибкоость

-Даюет возможность распреедлять трудовые ресурсы в зависимости от потребности проекта

-Возможность координировать различные види деятельности

-Высокая степень адаптивности

-Позволяет максимально использовать информационные ресурсы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow