Старые письма

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.

2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.

3. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.

4. Поведение и деятельность.

5. Психические процессы, свойства, состояния.

6. Познавательная деятельность человека.

7. Эмоциональная жизнь человека.

8. Способности. Одаренность. Талант.

9. Воля и эмоции в обыденной жизни.

10. Что такое психика.

11. Темперамент и характер.

12. О соотношении чувственного и рационального в познании.

13. Что такое сознание.

14. Мотивы познавательной деятельности.

15. Мотивационная сфера личности.

16. Мое понимание личности.

17. Структура основных психологических понятий.

18. Творческое мышление.

19. Роль памяти и внимания в жизни человека.

20. Особенности развития детского мышления.

21. Структура мыслительной деятельности.

22. Перцептивные образы, их особенности.

23. Ощущения, их характеристика.

24. Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия.

25. Первичные образы, их роль в жизни человека.

26. Представление и воображение. Фантазия.

27. Что такое интеллект.

28. Что такое установка.

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

3. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.

5. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.

7. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986.

8. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., 1982.

9. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1969.

10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

11. Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1971.

12. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5.

13. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.

14. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

15. Бауэр Г. Зрительный мир грудного ребенка. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

16. Бернс Р. В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.

17. Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.

18. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-х т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

19. Бессознательное. //Сб. статей. – Т. 1, Новочеркасск, 1994.

20. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

21. Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.

22. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

23. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. //Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995.

24. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.

25. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

26. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

27. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. – М., 1984.

28. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: ЛГУ, 1974-1981.

29. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

30. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

31. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

32. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

33. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1984.

34. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

35. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

36. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

37. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – М., 1959.

38. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

39. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

40. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988.

41. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. //Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.

42. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

43. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1966.

44. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.

45. Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992.

46. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей. //Вопр. психол. – 1991. – № 4.

47. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.

48. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

49. Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при зрительном опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М., 1983.

50. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

51. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

52. Джеймс У. Психология. – Пг., 1922.

53. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974.

54. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. //Психологическая наука в СССР. – М.: Изд. АПН РСФСР, т. 1, 1959.

55. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

56. Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982.

57. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

58. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.

59. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

60. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974.

61. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.

62. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969.

63. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.

64. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981.

65. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

66. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.

67. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

68. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1976.

69. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963.

70. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

71. Колерс П. Иллюзия движения. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

72. Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970.

73. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1963.

74. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

75. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985.

76. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

77. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

78. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982. – Т.3.

79. Кауфман Л., Рок И. Иллюзия "луны у горизонта". //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

80. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

81. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917.

82. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. – СПб., 1896.

83. Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

84. Латаш Л. П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического компонента "быстрого сна" с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2.

85. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

86. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

87. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

88. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.

89. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12.

90. Леонтьев А. Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, – 1979. – № 2.

91. Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.

92. Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

93. Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974.

94. Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975.

95. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2.

96. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

97. Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966.

98. Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –

99. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.

100. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1978.

101. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971.

102. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.

103. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.

104. Марр Д. Зрение. – М., 1987.

105. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

106. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

107. Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988.

108. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

109. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 1995.

110. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976.

111. Найссер У. Зрительные процессы. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

112. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.

113. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1989.

114. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. – М., 1995.

115. Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.

116. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966.

117. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

118. Немов Р. С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.

119. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.

120. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

121. Осгуд Ч. Перцептивная организация. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

122. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

123. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.

124. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

125. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

126. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.

127. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1963.

128. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

129. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

130. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

131. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

132. Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах.

133. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

134. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

135. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.

136. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976.

137. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.

138. Развитие творческой активности школьников. – М., 1991.

139. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.

140. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

141. Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. психол. – 1956. – № 6.

142. Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.

143. Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

144. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

145. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958.

146. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

147. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. – 1945.

148. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

149. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992.

150. Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.

151. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

152. Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

153. Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

154. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

155. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1979.

156. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

157. Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

158. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

159. Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.

160. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

161. Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., Изд. ИЛ, 1963.

162. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

163. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

164. Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946.

165. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

166. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

167. Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.

168. Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3-х т. – Самара, 1994.

169. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.

170. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд. АПН Груз. ССР, 1961.

171. Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.

172. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

173. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

174. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

175. Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

176. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.

177. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.

178. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

179. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

180. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

181. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.

182. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.

183. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР.- М., 1959.

184. Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982.

185. Шостак В. И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.

186. Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб., 1890.

187. Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1928.

188. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

189. Якобсон П. М. Психология чувств – М.: Изд. АПН, 1956.

190. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

191. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974.



Давно забытые, под лёгким слоем пыли,Черты заветные, вы вновь передо мнойИ в час душевных мук мгновенно воскресилиВсё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взорыОдну доверчивость, надежду и любовь,И задушевных слов поблёкшие узорыОт сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немыеВесны души моей и сумрачной зимы.Вы те же светлые, святые, молодые,Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку, –Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! – Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,Я осудил себя на вечную разлукуИ с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленьяШептать мне о любви, глядеть в мои глаза?Души не воскресит и голос всепрощенья,Не смоет этих строк и жгучая слеза.

***

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей. –

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твоё,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!


Основные пути развития поэзии середины XIX столетия
Романтизм Реализм Раннемодернистская поэзия
  Неоромантизм Символизм Натурализм Импрессионизм

Специфика художественной системы воспроизведения действительности и образа человека

1. Романтическая система призвана художественно воссоздать духовно-эмоциональную сферу человеческого бытия, смещена в сферу субъективности, духовной и душевной жизни личности. Характерные признаки: повышенная активность субъективно-лирического начала, «внутренняя бесконечность индивидуальной личности» (А. Аникст), «субъективный человек с его глубиной, сложностью и неоднозначностью» (А. Аникст). Художественное контрастное двоемирие. Герой-одиночка, бунтарь, жертва.

Французская романтическая поэзия (20 – 40 гг XIX в):

М. Деборд-Вальмор, А. де Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго, А. де Мюссе, Ж. де Нерваль.

Переходное звено от романтической лирики:

а) Ш. Бодлер – последний романтик и предтеча символизма;

б) группа «Парнас» (вторая пол. XIX в.) Ш. Леконт де Лиль, Т. Готье, Т. Банваль, А. Сюлли-Прюдом, К. Мендес, Ж. М. Эредиа.

Русская романтическая поэзия (30 – 60 гг XIX в):

последние романтики и представители «чистого искусства» Ф. Тютчев, А. Фет

Английская романтическая поэзия (50 – 60 гг XIX в):

а) поздний романтизм: А. Теннисон, Р. Браунинг;

б) творчество поэтов «Братства прерафаэлитов» (вторая половина XIX в.) – переход от позднего романтизма к раннемодернистской поэзии: Х. Россетти, О. Ч. Свинберн, О. Уайльд, В. Пейтер, А. Берсли вошли в литературу через прерафаэлитизм. Знаковая фигура – Данте Габриэль Россетти.

Американская романтическая поэзия (40 – 70 гг XIX в.)

Э. А. По, Р. У. Эмерсон, Г. Лонгфелло, ранний У. Уитмен.

Знаковые фигуры в романтизме национальных литератур:

поздний романтик польской поэзии В. Норвид (его произведения тяготеют к неоромантизму и символизму);

румынский поэт М. Эминеску – яркая фигура в романтизме;

поэзия выдающихся немецких представителей искусства Р. Вагнера и Ф. Ницше;

болгарский романтик Х. Ботев.

2. Реалистическая система внутренне соответствует буржуазной действительности, её отношениям и структурам, способна адекватно её понять и выразить.

Характерные черты: преимущественное обращение к внешнему миру, социальной сфере. Установка на изучение и достоверное его воспроизведение. Аналитическое художественное изображение и толкование. Ориентация на объективную интеграцию в неё личности. Доминирует проза.

Реалистическая поэзия Германии (вторая пол. XIX в.)

Ф. Ройтер, Ф. Шпильгагена, Т. Фонтане.

Реализм в английской поэзии (конец XIX – начало XX в.)

Т. Харди.

Реализм поэзии в русской литературе (вторая пол. XIX в.)

Н. Некрасов, И. Никитин, Д. Минаев, В. Курочкин, М. Михайлов.

Чехия: Неруда,

Болгария: Г. Вазов,

Польша: М. Конопницкая.

3. Раннемодернистская поэзия стояла у истоков большого круга явлений культуры и искусства авангардно-современного характера последней трети XIX – начала XX века, начиная с символизма, и неоромантизма, импрессионизма и натурализма. Характеризуется максимально субъективированным изображением действительности, тяготением к исследованию внутреннего мира человека, его переживаний, настроений, впечатлений, мыслей и чувств; применением новаторских принципов стихосложения, символов, ассоциаций, суггестии, изысканности языка.

Символизм

Франция (вторая пол. XIX в.).: Ш. Бодлер, С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен.

Символизм Ш. Бодлера вырос из романтизма и стал основой для формирования новаторской системы художественного воспроизведения мира.

Символизм – направление в европейской культуре конца XIX – начала XX в., основным принципом которого было художественное воссоздание сущности предметов и идей, находящихся за чертой чувственного восприятия, с использованием символа. Символ воспринимается как олицетворение индивидуального представления художника о мире.

Лучшие символисты XIX века в национальных культурах: бельгийский поэт-символист Э. Верхарн, ирландец В. Б. Йейтс.

Импрессионизм

Художественная система, центром которой является «культ впечатления» с самоценностью непосредственных меняющихся ощущений. Характерные признаки: двойственность, одновременное сочетание в образе объективного и субъективного начал, внешнего и внутреннего; максимально субъективированная система художественного воспроизведения мира и человека и создания художественного образа, изящное восприятие и ощущение; обострение впечатлений, точность и интенсивность при кажущейся небрежности, воспроизведение динамики и богатства оттенков как внешнего, так и внутреннего мира человека («поэтика впечатлений») недосказанность, намёк, внушение, музыкальность, синтез впечатлений всех возможных способов и средств восприятия и ощущения.

Самые известные импрессионисты в поэзии XIX века: французские поэты П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме; немецкий прозаик и поэт Г. Шторм, немецкие поэты И. Шлаф, Д. фон Лилиенкрон; австрийской поэт Г. фон Гофманнсталь; к импрессионизму тяготеет интровертная поэзия американской поэтессы Э. Дикинсон.

Неоромантизм

Литературное течение второй половины XIX в. связанное с идеей мужественного гуманизма. Поэты-неоромантики жаждали перемен, поэтому для их произведений характерны: отказ от лицемерной морали и психологии накопления, наличие двух миров, мотивы борьбы, путешествий, побегов, катастроф. Герой-неоромантик реализует себя в чужом экзотическом мире, перестраивает его, наделён чертами «сверхчеловека». Яркие поэты-неоромантики XIX века: англичане Д. Конрад, Р. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, О. Ч. Свинберн, частично В. Б. Йейтс; А. Конан Дойл.

Натурализм

Поэтический натурализм под влиянием позитивизма стремился «объективно» (связь с реализмом) воспроизводить реальность и образ человека, приближая художественное познание к научному.

Характерные признаки: представление о зависимости судьбы, свободы, духовного мира человека от социума, быта, наследственности, физиологии; интерес к безобразному и гадкому, к сексуальной сфере. (Поэтический натурализм вышел из натурализма прозаического. Э. Золя). Самые известные поэты в немецкой литературе – Р. Демель, А. Гольц, И. Шлаф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: