ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.
2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.
3. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.
4. Поведение и деятельность.
5. Психические процессы, свойства, состояния.
6. Познавательная деятельность человека.
7. Эмоциональная жизнь человека.
8. Способности. Одаренность. Талант.
9. Воля и эмоции в обыденной жизни.
10. Что такое психика.
11. Темперамент и характер.
12. О соотношении чувственного и рационального в познании.
13. Что такое сознание.
14. Мотивы познавательной деятельности.
15. Мотивационная сфера личности.
16. Мое понимание личности.
17. Структура основных психологических понятий.
18. Творческое мышление.
19. Роль памяти и внимания в жизни человека.
20. Особенности развития детского мышления.
21. Структура мыслительной деятельности.
22. Перцептивные образы, их особенности.
23. Ощущения, их характеристика.
24. Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия.
|
|
25. Первичные образы, их роль в жизни человека.
26. Представление и воображение. Фантазия.
27. Что такое интеллект.
28. Что такое установка.
1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
3. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.
4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
5. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.
7. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986.
8. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., 1982.
9. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1969.
10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.
11. Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1971.
12. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5.
13. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.
14. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
15. Бауэр Г. Зрительный мир грудного ребенка. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.
16. Бернс Р. В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
|
|
17. Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
18. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-х т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.
19. Бессознательное. //Сб. статей. – Т. 1, Новочеркасск, 1994.
20. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.
21. Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.
22. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
23. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. //Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995.
24. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.
25. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
26. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
27. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. – М., 1984.
28. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: ЛГУ, 1974-1981.
29. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
30. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
31. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.
32. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
33. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1984.
34. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
35. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
36. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.
37. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – М., 1959.
38. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
39. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
40. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988.
41. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. //Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.
42. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.
43. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1966.
44. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
45. Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992.
46. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей. //Вопр. психол. – 1991. – № 4.
47. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.
48. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
49. Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при зрительном опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М., 1983.
50. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.
51. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.
52. Джеймс У. Психология. – Пг., 1922.
53. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974.
54. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. //Психологическая наука в СССР. – М.: Изд. АПН РСФСР, т. 1, 1959.
55. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
56. Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982.
57. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
58. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.
59. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.
60. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974.
61. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.
62. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969.
|
|
63. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.
64. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981.
65. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
66. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.
67. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.
68. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1976.
69. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963.
70. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.
71. Колерс П. Иллюзия движения. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.
72. Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970.
73. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1963.
74. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.
75. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985.
76. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.
77. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.
78. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982. – Т.3.
79. Кауфман Л., Рок И. Иллюзия "луны у горизонта". //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.
80. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.
81. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917.
82. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд. – СПб., 1896.
83. Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
84. Латаш Л. П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического компонента "быстрого сна" с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2.
85. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.
86. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.
|
|
87. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
88. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.
89. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12.
90. Леонтьев А. Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, – 1979. – № 2.
91. Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.
92. Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
93. Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974.
94. Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975.
95. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2.
96. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.
97. Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов.радио, 1966.
98. Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –
99. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
100. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1978.
101. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971.
102. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
103. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.
104. Марр Д. Зрение. – М., 1987.
105. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.
106. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
107. Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988.
108. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
109. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 1995.
110. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976.
111. Найссер У. Зрительные процессы. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.
112. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.
113. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1989.
114. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. – М., 1995.
115. Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.
116. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966.
117. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.
118. Немов Р. С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.
119. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.
120. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
121. Осгуд Ч. Перцептивная организация. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.
122. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.
123. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.
124. Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.
125. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
126. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.
127. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1963.
128. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.
129. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
130. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
131. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.
132. Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших психических процессах.
133. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
134. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
135. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.
136. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976.
137. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.
138. Развитие творческой активности школьников. – М., 1991.
139. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979.
140. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.
141. Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. психол. – 1956. – № 6.
142. Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.
143. Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.
144. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
145. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АН СССР, 1958.
146. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
147. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. – 1945.
148. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
149. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992.
150. Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.
151. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.
152. Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.
153. Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.
154. Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.
155. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1979.
156. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.
157. Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.
158. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
159. Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.
160. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.
161. Стивенс С. С. Экспериментальная психология. – М., Изд. ИЛ, 1963.
162. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.
163. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
164. Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946.
165. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
166. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
167. Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.
168. Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3-х т. – Самара, 1994.
169. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.
170. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд. АПН Груз. ССР, 1961.
171. Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.
172. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
173. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.
174. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
175. Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
176. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.
177. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.
178. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
179. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
180. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
181. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.
182. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.
183. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР.- М., 1959.
184. Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982.
185. Шостак В. И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.
186. Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб., 1890.
187. Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1928.
188. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.
189. Якобсон П. М. Психология чувств – М.: Изд. АПН, 1956.
190. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.
191. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974.
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,Черты заветные, вы вновь передо мнойИ в час душевных мук мгновенно воскресилиВсё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взорыОдну доверчивость, надежду и любовь,И задушевных слов поблёкшие узорыОт сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немыеВесны души моей и сумрачной зимы.Вы те же светлые, святые, молодые,Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку, –Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! – Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,Я осудил себя на вечную разлукуИ с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленьяШептать мне о любви, глядеть в мои глаза?Души не воскресит и голос всепрощенья,Не смоет этих строк и жгучая слеза.
***
Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
Основные пути развития поэзии середины XIX столетия | ||||
Романтизм | Реализм | Раннемодернистская поэзия | ||
Неоромантизм | Символизм | Натурализм | Импрессионизм |
Специфика художественной системы воспроизведения действительности и образа человека
1. Романтическая система призвана художественно воссоздать духовно-эмоциональную сферу человеческого бытия, смещена в сферу субъективности, духовной и душевной жизни личности. Характерные признаки: повышенная активность субъективно-лирического начала, «внутренняя бесконечность индивидуальной личности» (А. Аникст), «субъективный человек с его глубиной, сложностью и неоднозначностью» (А. Аникст). Художественное контрастное двоемирие. Герой-одиночка, бунтарь, жертва.
Французская романтическая поэзия (20 – 40 гг XIX в):
М. Деборд-Вальмор, А. де Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго, А. де Мюссе, Ж. де Нерваль.
Переходное звено от романтической лирики:
а) Ш. Бодлер – последний романтик и предтеча символизма;
б) группа «Парнас» (вторая пол. XIX в.) Ш. Леконт де Лиль, Т. Готье, Т. Банваль, А. Сюлли-Прюдом, К. Мендес, Ж. М. Эредиа.
Русская романтическая поэзия (30 – 60 гг XIX в):
последние романтики и представители «чистого искусства» Ф. Тютчев, А. Фет
Английская романтическая поэзия (50 – 60 гг XIX в):
а) поздний романтизм: А. Теннисон, Р. Браунинг;
б) творчество поэтов «Братства прерафаэлитов» (вторая половина XIX в.) – переход от позднего романтизма к раннемодернистской поэзии: Х. Россетти, О. Ч. Свинберн, О. Уайльд, В. Пейтер, А. Берсли вошли в литературу через прерафаэлитизм. Знаковая фигура – Данте Габриэль Россетти.
Американская романтическая поэзия (40 – 70 гг XIX в.)
Э. А. По, Р. У. Эмерсон, Г. Лонгфелло, ранний У. Уитмен.
Знаковые фигуры в романтизме национальных литератур:
поздний романтик польской поэзии В. Норвид (его произведения тяготеют к неоромантизму и символизму);
румынский поэт М. Эминеску – яркая фигура в романтизме;
поэзия выдающихся немецких представителей искусства Р. Вагнера и Ф. Ницше;
болгарский романтик Х. Ботев.
2. Реалистическая система внутренне соответствует буржуазной действительности, её отношениям и структурам, способна адекватно её понять и выразить.
Характерные черты: преимущественное обращение к внешнему миру, социальной сфере. Установка на изучение и достоверное его воспроизведение. Аналитическое художественное изображение и толкование. Ориентация на объективную интеграцию в неё личности. Доминирует проза.
Реалистическая поэзия Германии (вторая пол. XIX в.)
Ф. Ройтер, Ф. Шпильгагена, Т. Фонтане.
Реализм в английской поэзии (конец XIX – начало XX в.)
Т. Харди.
Реализм поэзии в русской литературе (вторая пол. XIX в.)
Н. Некрасов, И. Никитин, Д. Минаев, В. Курочкин, М. Михайлов.
Чехия: Неруда,
Болгария: Г. Вазов,
Польша: М. Конопницкая.
3. Раннемодернистская поэзия стояла у истоков большого круга явлений культуры и искусства авангардно-современного характера последней трети XIX – начала XX века, начиная с символизма, и неоромантизма, импрессионизма и натурализма. Характеризуется максимально субъективированным изображением действительности, тяготением к исследованию внутреннего мира человека, его переживаний, настроений, впечатлений, мыслей и чувств; применением новаторских принципов стихосложения, символов, ассоциаций, суггестии, изысканности языка.
Символизм
Франция (вторая пол. XIX в.).: Ш. Бодлер, С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен.
Символизм Ш. Бодлера вырос из романтизма и стал основой для формирования новаторской системы художественного воспроизведения мира.
Символизм – направление в европейской культуре конца XIX – начала XX в., основным принципом которого было художественное воссоздание сущности предметов и идей, находящихся за чертой чувственного восприятия, с использованием символа. Символ воспринимается как олицетворение индивидуального представления художника о мире.
Лучшие символисты XIX века в национальных культурах: бельгийский поэт-символист Э. Верхарн, ирландец В. Б. Йейтс.
Импрессионизм
Художественная система, центром которой является «культ впечатления» с самоценностью непосредственных меняющихся ощущений. Характерные признаки: двойственность, одновременное сочетание в образе объективного и субъективного начал, внешнего и внутреннего; максимально субъективированная система художественного воспроизведения мира и человека и создания художественного образа, изящное восприятие и ощущение; обострение впечатлений, точность и интенсивность при кажущейся небрежности, воспроизведение динамики и богатства оттенков как внешнего, так и внутреннего мира человека («поэтика впечатлений») недосказанность, намёк, внушение, музыкальность, синтез впечатлений всех возможных способов и средств восприятия и ощущения.
Самые известные импрессионисты в поэзии XIX века: французские поэты П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме; немецкий прозаик и поэт Г. Шторм, немецкие поэты И. Шлаф, Д. фон Лилиенкрон; австрийской поэт Г. фон Гофманнсталь; к импрессионизму тяготеет интровертная поэзия американской поэтессы Э. Дикинсон.
Неоромантизм
Литературное течение второй половины XIX в. связанное с идеей мужественного гуманизма. Поэты-неоромантики жаждали перемен, поэтому для их произведений характерны: отказ от лицемерной морали и психологии накопления, наличие двух миров, мотивы борьбы, путешествий, побегов, катастроф. Герой-неоромантик реализует себя в чужом экзотическом мире, перестраивает его, наделён чертами «сверхчеловека». Яркие поэты-неоромантики XIX века: англичане Д. Конрад, Р. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, О. Ч. Свинберн, частично В. Б. Йейтс; А. Конан Дойл.
Натурализм
Поэтический натурализм под влиянием позитивизма стремился «объективно» (связь с реализмом) воспроизводить реальность и образ человека, приближая художественное познание к научному.
Характерные признаки: представление о зависимости судьбы, свободы, духовного мира человека от социума, быта, наследственности, физиологии; интерес к безобразному и гадкому, к сексуальной сфере. (Поэтический натурализм вышел из натурализма прозаического. Э. Золя). Самые известные поэты в немецкой литературе – Р. Демель, А. Гольц, И. Шлаф.