Аутистическая стадия

Лекция №1

В рамках данной лекции мы рассмотрим особенности развития ребенка в первые три месяца жизни с момента его рождения.

В психологической науке существует большое количество теорий, рассматривающих развитие ребенка. Все эти теории имеют как общие стороны, так и некие разногласия. Рассмотрим параллельно две теории: развитие ребенка с точки зрения объектных отношений и теории психосексуальности Зигмунда Фрейда.

Итак, дети появляются на свет после девяти месяцев беременности, которой предшествует еще очень длинный период, когда думали - не думали, гадали - не гадали, но - случилось. Мы рассмотрим развитие ребенка от 0 (т.е. от момента рождения, а не от момента зачатия), где особое внимание обратим на развитие отдельных его функций: еда, горшок, одевание, контроль за телом и т.д. по отдельности, а также на развитие структур его психики – Ид, Эго и Супер Эго и поло ролевую идентификацию.

Так как же начинает формироваться нормальный ребенок? Рассмотрим теорию объектных отношений как систему психологических взглядов, основанную на постулате, согласно которому психика состоит из элементов, взятых из внешних, первичных аспектов функционирования других людей (в первую очередь, родителей).

Аутистическая стадия (стадия развития от 0 до 3-х месяцев)

С точки зрения теории объектных отношений, когда рождается ребенок, у него нет психики, как таковой. То есть, это значит, что у него нет ни Ид, ни Эго, ни Супер Эго. Например, потому что Ид - это мотивационная система. Рождение ребенка - первый качественный скачок. Этот скачок в том, что вего жизни появляется ритмичность. Что такое ритмичность? Ребенок сидел в животе, ему всегда было тепло, ему всегда было "сухо", он всегда был в единой обстановке - это обстановка теплой воды околоплодной жидкости, он всегда получал еду, потому что в принципе уровень сытости ребенка не менялся. Ребенок был в некой системе константности. После рождения в жизни ребенка появилось: вдох-выдох (как минимум), сытость - голодность, сухость - мокрость, т. е., в его жизни появилась ритмичность. Ритмичность привнесла в его жизнь два новых ощущения: комфорт и дискомфорт. И вот тогда, когда в его жизни появился дискомфорт, постепенно появляется стремление к тому, чтобы удерживать состояние комфорта. У него есть стремление поддерживать свою жизнь - это биологическая функция, она заставляет его есть, дышать, соблюдать ритмичность сна. Биология направлена на выживание.

Самое главное, что нужно ребенку в это время - это, чтобы все его желания удовлетворялись в тот момент, когда они возникли. Но, ни одна мама, даже самая замечательная, самая лучшая не может удовлетворить все желания ребенка, которые у него есть. И это значит, что какое-то количество желаний останется неудовлетворенным. В ответ на это возникнет агрессия. То есть, если желания ребенка стараются удовлетворять, если его держат на руках, любят, холят и лелеют, то этой агрессии будет немного. А если ребенка бросили в люльку, сделали там дырочку, в которую стекают испражнения (именно так растили детей в Средней Азии), то тогда уровень агрессии, уровень дискомфорта будет совершенно другой. Тогда мы можем сказать, что будет действительно формироваться мотивационная система Ид, и уровень базовой агрессии, агрессии, направленной на инстинкт, сохраняющейся у ребенка на всю жизнь (агрессия есть у каждого) распределяется уже в этом раннем возрасте. Психическая энергия будет распределяться между двумя инстинктами - сексуальностью и агрессивностью. Два инстинкта должны появиться, вычлениться и выделиться; и вся энергия, которая есть, распределится между ними. Именно на аутистической фазе определяется какое количество энергии пойдет на базовый агрессивный инстинкт, а какое - на либидинозный.

Ребенок не может удерживать комфорт самостоятельно. Для того,чтобы удерживать комфорт, ему нужен кто-то. И этим кем-то является мама. И вот здесь у ребенка начинает появляться Ид. Ид отличается тем, что в нем по-другому меряется время. Что значит, по-другому меряется время? Это время меряется только в тех ощущениях, которые есть на данный момент развития у ребенка: комфорт и дискомфорт. Важно знать, что в своей жизни мы обязательно регрессируем, кто-то часто, кто-то редко в зависимости от нашей способности удерживаться на той фазе развития, которой мы достигли. Мы все регрессируем. Мы все периодически попадаем в состояние, когда единственная структура психики, которая у нас работает - это наше "Хочу", т.е. Ид. Типичное проявление этого состояния - это состояние влюбленности. И вот на этом состоянии влюбленности всегда можно понять ребенка. Человек невероятно влюблен, это состояние напоминает ту потребность в объекте, которая есть у малыша, когда он родился. Человек очень хочет, чтобы его мама была рядом. Если объект появляется и проводит с ребенком время, у ребенка такое ощущение, что время летит стремительно, объект только пришел и почему-то опять собирается уходить. Если объект говорит, что позвонит, и вы пойдете в театр в 6 часов вечера, то время остановилось - 6 ч. 05 мин., 6 ч. 10 мин. и т.д. Время остановилось, но при этом оно не просто остановилось, у ребенка есть еще другое ощущение, что это никогда не закончится и никогда не случится. Поэтому на первой, аутистической фазе у ребенка есть особое ощущение, что комфорт мимолетен и проходит сразу, а дискомфорт не закончится никогда, что это навсегда, что это самое худшее состояние, которое было, что хуже не бывает и не будет никогда.

Для того чтобы распределение Ид - в плане, какая часть пойдет на агрессию а, какая часть пойдет на сексуальность - произошло нормально, нужно, чтобы все потребности ребенка удовлетворялись в тот момент, когда они возникли. Какие же все-таки потребности есть? Дело в том, что рождение - это травма. Первое, что меняет ребенок во время родов - это среду; и смысл даже не в том, что среда была водная, а в том, что ребенок был в чрезвычайно плотном кольце матки. А потом родился и оказался в абсолютной свободе. Это первое глобальное изменение, которое у него есть, и адаптация должна проходить постепенно. Поэтому, бабушки в деревнях точно знают, что любому ребенку нужно тугое пеленание, потому что тугое пеленание позволяет ребенку воспроизвести ту структуру, в которой он находился. Это структура плотного кольца матки. Сейчас говорят: " Пеленать - не пеленать, кормить по часам или по запросу ребенка, махать карточками во время рождения, чтобы научился читать к полугодовалому возрасту или не махать". Поэтому, в первые три месяца жизни ребенку необходимо тугое пеленание, так как оно позволяет ему обрести ту функцию, которой у негонет, позволяет ему определить, где находятся границы его тела. Теперь представьте себе, что у Вас ощущение, что Вы не знаете, где заканчивается Ваша правая нога - в этой комнате или на улице, через дорогу. Представляется, как Вы будете бояться за Вашу правую ногу, ее может трамвай переехать. Так вот, ребенок действительно не знает, где он заканчивается. Все мамочки знают: вот он лежит, хочет спать, но ему не заснуть - спеленаешь, будет спать, так как пеленание ведет к резкому снижению уровня тревоги. Первая глобальная потребность ребенка заключается в огромном количестве тактильной стимуляции. И когда он спит - ему нужно пеленание. Дело в том, что первые три месяца ребенок спит, ест, какает, писает, но он либо что - то делает, либо спит. А когда проснулся - можно распеленать, но тогда нужна тактильная стимуляция. Ребенок привык через плотную окантовку матки чувствовать мамино дыхание, сердцебиение, ребенок действительно узнает маму с самого первого дня. Проводились опыты: пятидневного ребенка лишают матери в больнице, а потом рядом с ребенком кидают одежду мамы и ребенок успокаивается - ребенок узнает маму. Ребенок, когда не спит должен быть как можно ближе, кожа к коже матери. Поэтому второе, что очень важно - это кожный контакт. Дело в том, что почти все кожные заболевания берут свои истоки из этого возраста и недостимулированность кожи очень часто дает у ребенка в три месяца нейродермит, диатез. Потому что тут хочешь - не хочешь надо трогать, гладить, мазать, купать - это отчаянный вопль ребенка, это показание того, что ему нужен этот контакт. Так вот, две потребности: потребность быть спеленутым, чтобы знать границы своего тела и потребность в постоянном телесном контакте, когда ребенок не спит.

Первые три месяца жизни формируют очень важную жизненную функцию, о которой писал Эриксон. Он считал, что в это время формируется такая важная вещь, как базовое доверие к миру. Я думаю, что оно формируется значительно раньше, может быть в период беременности. Что такое базовое доверие к миру? Есть два типа людей: люди-пессимисты и люди-оптимисты (правда, говорят, что оптимист-это плохо информированный пессимист). Что же происходит в первые три месяца жизни? Ребенок рождается с ощущением, что он - это весь мир. У него ощущение, что, действительно, ничего другого не существует. Как только у него возникло желание, если мама его без задержек удовлетворяет, тогда у него есть ощущение, что этот мир - хороший. И тогда он доверяет этому миру, доверяет самому себе. Если у него возникло желание, и оно провисло и не удовлетворяется, у ребенка есть ощущение, что этот мир - плохой и ничего хорошего в этом мире не будет. Отношение к миру, действительно базовое отношение выглядит следующим образом. Когда на улице задаешь вопрос: " Что Вы думаете про эту девушку?" Одни говорят: " Ничего не думаем, мы ее не знаем, ничего хорошего про нее сказать не можем". Кто-то скажет: " Я ее не знаю, ничего плохого сказать не могу". И это два абсолютно разных ответа. Считается, что в первые три месяца жизни формируется базовое доверие к миру.

Следующая потребность, которая есть у ребенка - это потребность быть накормленным. Ребенок на уровне рефлекса, на уровне биохимии знает, что ему нужно, он знает, что хочет есть. Причем "он хочет есть" - это мы так называем, это взрослое слово. Потому что, когда ребенок родился у него всего два состояния: комфорт и дискомфорт. Они никак не обозначены, они никак не определены. Это просто комфорт или дискомфорт. И что здесь еще является важным, что это генерализованные состояния. Ему либо вообще хорошо, либо вообще плохо. Что значит вообще плохо? Вот вообще плохо - это, когда выходишь на улицу: погода мерзкая и деревья растут криво, и транспорт специально опаздывает, и бабушки специально толкаются, и муж мерзкий и телевизор (убила бы за это) опять эти "Тампаксы" показывает. Это ощущение, что все плохо. Так вот, ребенок имеет недифференцированную структуру психики. Что это значит? Это значит, что если в одном месте психики наступает возбуждение, оно передается на весь организм в целом. Когда ребенку плохо - возникает напряжение во всем его теле. И поэтому, в первые три месяца, когда психика полностью генерализована - у него тут же начинают двигаться ручки-ножки, когда ему плохо, у него тут же надувается живот, он краснеет, морщится, у него мимика меняется. Это состояние генерализованного возбуждения. Оно сопровождается повышенной двигательной активностью (например, можно наблюдать ребенка полуторалетнего, который, когда злится, машет руками, топает ногами, извивается). Все, что дискомфортно - передается не на психику, а на тело. Все, каким образом ребенок о себе рассказывает - это язык тела, это язык движения. Таким образом, в тот момент, когда ребенок родился смысл недифференцированности его психики в том, что возбуждается одновременно и психика, и тело. И основной язык - это язык тела, проявляющийся у ребенка именно в двигательной активности. Он с помощью движения что-то говорит.

Первые три месяца даны ребенку на то, чтобы выработать свой собственный ритм. К сожалению, к огромному несчастью ребенок не родился с будильником на шее. И поэтому он не знает, что его нужно кормить каждые четыре часа. Весь мир представляет для ребенка новый опыт. Новый опыт это, как пишет Винникот: «…сейчас откроется дверь и сюда войдет тигр». Я не знаю, кто из Вас, что сделает: кто-то замрет, кто-то повиснет на люстре, кто-то выпрыгнет в окно, но все испытают одно единственное чувство - чувство ужаса. Потому что ни у кого из здесь присутствующих нет опыта общения с тигром в этой комнате. Если каждый раз будут приводить сюда тигра, то вы будете знать, что он домашний, накормленный. Так вот, для ребенка каждое возникающее ощущение является новым. И то, что для мамы кажется мелочью, для ребенка оказывается пятью минутами наедине с тигром. Когда ребенок родился и испытал чувство голода, он не знает одной вещи - он не знает "когда-нибудь вообще он будет есть???". Мы думает о том, что мы будем есть, сколько мы будем есть, но мы не думает о том, а будем ли мы вообще есть? Так вот для ребенка, когда он родился, кормление является чем-то очень важным, а чувство голода - трудно переносимым. Мы не знаем его историю девяти месяцев внутриутробной «жизни». Возможно, какой-то ребенок провел девять месяцев в состоянии комфорта и отсутствия тревоги, а у какого - то ребенка были бесконечные госпитализации, нервы, слезы, выяснения отношений с будущим мужем - никто не знает, что происходило. Но ребенок родился и, возможно, он уже не доверяет этому миру. А когда мы не доверяем, мы начинаем проверять. Это оттуда пошло: «Доверяй, но проверяй». Ребенка покормили, нянечка точно знает, что он сытый, а он начинает через 10 минут плакать. И няня уверена, что есть он не хочет. Дело в том, что вот есть сытость, потом она начинает проходить, потом начинается голод, потом очень сильный голод и кома. И состояние сытости ребенку знакомо, потому что когда он сидел у мамы в животе, он всегда был сыт, а другие состояния - нет. И для разных детей одно и тоже состояние может быть комфортом или дискомфортом (индивидуально надо подходить). Поэтому у каждого ребенка есть своя зона непереносимости. И у какого-то ребенка состояние дискомфорта может наступить через 15 минут и смысл его плача не в том, что он голоден (физиологический голод начинается значительно позже), смысл этого плача в проверке: а появится мамина грудь или не появится. И что тогда делает мама? Она дает грудь, и какого-то ребенка придется кормить в цыганском стиле, каждые 15 минут. Но постепенно он будет уверен в том, что грудь появится тогда, когда она ему будет нужна, и поэтому с каждым разом способность переносить дискомфорт будет расти. Неспособность переносить дискомфорт - это вещь очень важная. Вы знаете таких мужчин, которым еду нужно закидывать с порога, иначе будут орать. Я хочу показать вам, как в этом плане нам поможет знание раннего детства. Например, домой пришел муж, который начинает орать с порога, что он хочет есть, а жена знает всего два варианта ответной реакции. Если она хочет, чтобы вечер прошел мирно и тихо, то она звонит ему на работу, чтобы выяснить, когда он придет и с порога уже начинает ему закидывать. Если она сегодня не в настроении провести спокойный вечер, то когда он приходит, она говорит "Не готово", он начинает орать, она отвечает: " Ах, ты орешь, я тебя вообще кормить не буду" и не кормит. Он орет, раскидывает вещи, сердится, злится. На самом деле это проявление маленького ребенка. Давайте представим, что этого большого мужчину, который представляет собой младенца, привезли в коляске домой и у него при виде мамы (не на улице) ощущение "есть хочу". По запаху понял, и он начинает кричать. Мама могла поступить двумя способами: сидеть в боевой готовности и тут же засунуть ему грудь или бутылочку или второй вариант - сказать: " Ах, ты орешь, я тебя вообще кормить не буду". Но и то, и другое, в общем - то маразм. Потому что, когда ребенок начинает давать сигналы, что он хочет есть, он начинает кричать. Что делает мама? Мама начинает производить разные вкусные звуки - она ходит, гремит кастрюльками и приговаривает: " Маленький, солнышко сейчас я тебя буду кормить, смотри, кашка уже варится" - она точно с ним разговаривает. От того, что мама это говорит, ребенок начинает кричать еще громче. Но в этот момент смысл крика уже другой. Так вот, когда ребенок кричит в первые три месяца, это еще не означает, что ему плохо. Дифференцируют четыре вида плача ребенка. Так вот, один из видов плача - плач, который показывает то, что Ид формирует мотивационную систему, плач называется "Я хочу". Этот плач еще не свидетельство боли, этот плач еще не свидетельство дискомфорта, этот плач показывает, что " Я хочу ", это возбужденный вопль, который требует, чтобы мама появилась рядом. Причем многие мамы знают, что когда начинаешь мыть грудь или подходить к ребенку, вопль становится неимоверным. Ребенок просто превращается в существо, которое готово проглотить маму и оставить ее внутри себя. И это не значит, что он злится или ему больно, или он голоден. В этот момент он показывает маме насколько он ее хочет. Насколько он хочет то, что мама ему может дать. И такой ребенок лежит в коляске и плачет, или мама его носит, и он тут орет, заливается. Причем в этот момент у него рот увлажняется, слюни начинают течь, у него открываются глаза, словом, он представляет из себя - существо желающее. Муж, который пришел, которому лет 40 - тоже существо желающее, с той лишь разницей, что может ходить по квартире. Если мы условимся с вами, что это то самое раннее желающее состояние, и вспомним, что возбуждение является генерализованным и выражается в движении - он ходит по квартире, раскидывая свои носки, штаны, роняя стулья, что вызывает ощущение того, что он злится. Но это не злость, это вопль того "Я хочу", это показатель того, насколько мощным является мотивационное Ид. А жена ходит по квартире и приговаривает: " Смотри, я морковочку уже жарю, я лучок уже режу", а от этого вопли становятся еще громче, а жена все равно продолжает вести себя как мама с младенцем. А оттого, что он возбужденно машет ручками, мама гладит его по голове. И тогда с каждым разом ребенок начинает верить все больше и больше, что мама все-таки его накормит, и способность переносить дискомфортрезко увеличится. Правда, лет за пять можно перевоспитать. Проблема в том, что мы привыкли к взрослым людям относиться, как к взрослым людям. Не бывает безупречно взрослых людей - в каждом из них, живет ребенок, с каким-то своим собственным, реальным эмоциональным возрастом. Так вот, этот первый эмоциональный возраст отличается недифференцированностью и характерен тем, что все возбуждение генерализовано. "Хочу", которое начинает появляться, появляется через вопль, и этот вопль означает, что я тебя хочу, и я тебя зову. При чем, в этот момент ребенок машет руками и маме может достаться. Просто ребенок маленький и маме не очень больно. Поэтому, когда большой муж «Хочет» - и Вам может достаться, то это не потому, что он Вас не любит, не потому, что он хочет Вас ударить, а потому, что у него вообще генерализованное возбуждение - это первый, самый ранний уровень, на который он регрессирует время от времени.

Следующее, что нужно ребенку - чтобы мама кормила его не в тот момент, когда он голодный, потому что смысл кормления совсем другой, смысл кормления - это проверка реальности: появится ли мама в тот момент, когда она ему нужна. И вот здесь очень важно, чтобы мама не поменяла себя на пустышку.

Информация с сайта :www.rasstanovki.eu

Далее рассмотрим концепцию З.Фрейда.

Работы З.Фрейда, посвященные концепции развития, основаны на его опыте исследования возникновения и дальнейшей динамики невротических симптомов и характерологических нарушений (проще говоря, нарушений в развитии) в последовательных фазах становления либидинозных влечений. З.Фрейд обнаружил, что ранние фазы, названные им инфантильной сексуальностью, связаны с катексисом («привязкой») либидо определенных эротогенных областей тела, при котором, чувственный компонент переживаний связан с приятными ощущениями и типичной активностью ребенка в:

- оральной области - с актами сосания, жевания или кусания в оральный период;

- анальной области - с опорожнением кишечника или сдерживанием кала в анальный период;

- фаллической области - с манипулированием гениталиями в фаллической фазе.

По З.Фрейду (посмотрим под другим углом ) стадия будет называться оральной (орос - рот). Это значит, что основной источник получения удовольствия в этой фазе - это рот. Что значит источник получения удовольствия? Когда нам совсем плохо, - мы пошли и купили себе кофточку. Плохо ушло? Нет, но стало чуть-чуть лучше. Когда ребенку тревожно и мама дает ему пустышку, плохо не уходит, но становится немножко лучше. Но! Плохо не уходит, и мы потом всю жизнь пытаемся засовывать себе пустышки в рот. Дело в том, что первый год жизни, и в частности первые три месяца - принципиальноважны. Потому, что в это время будут формироваться функции самоуспокоения и самоутешения. Эти функции будут формироваться через держание. Что такое держание? Это значит, что когда ребенку плохо и когда с ребенком что-то не так - мама берет его на ручки и говорит ему:"А-а-а-а ". Мама начинает его успокаивать. Транзактный анализ говорит о том, что в каждом из нас есть Ребенок, есть Взрослый и есть Родитель. Родителя и Взрослого можно объединить - в каждом из нас есть Взрослый, и есть Ребенок. Как Взрослый внутри нас относится к Ребенку? Мы с утра просыпаемся и не выспались, и очень хочется спать. Что мы делаем? Кто-то говорит себе: "Так все, пора вставать!", но Ребенок внутри нас хочет спать, а Взрослый ему не дает: " Так все, встал, пошел, пора на работу". В транзактном анализе "Хочу" - относится к Ребенку, "Надо"- это Взрослый, "Должен"- Родитель. И вот Родитель с Взрослым нападают на ребенка: "Должен встать, обязан, нечего, так надо. Спать хочешь - нальем кофе". В жизни мы очень часто свои игнорируем собственные потребности. Наше тело дает нам постоянно некие сигналы, иногда оно дает сигнал: «Я устало, хочу спать». Мы делаем ему шпильку в виде кофе и гоним его на работу. Мы не прислушиваемся к тому сигналу, который возник. А возможность удовлетворить сигнал есть всегда - вечером, вместо того, чтобы курить и смотреть телевизор, лечь спать пораньше.

Важно знать, что у мамы есть два пути, когда ребенок родился: разбираться, почему ему плохо или просто сделать так, чтобы этого плохо не было. Мы сами точно также можем взять на себя функцию, которую выполняет мама по отношению к ребенку. Очень часто, вместо того, чтобы разбираться, почему нам плохо, мы делаем так, чтобы просто нам побыстрее стало получше. Не выспались - чашку кофе и т.д., а вечером все равно будем ложиться поздно. Например, у студентки бессонница (причины в данном случае не рассматриваем), ей вечером не уснуть, и тогда она поднимает себя, сажает на кухне за уроки и до 6 утра их учит. В 6 утра - падает и засыпает. Очень многие мамы, когда ребенку не заснуть, заигрывают его до такой степени, чтобы он упал и уснул. Вот это называется игнорированием, когда мама не выясняет, почему ребенок не может спать, она его зарабатывает до такой степени, чтобы он упал и заснул.

Так вот, в первые три месяца жизни есть несколько важных моментов. У ребенка есть мощнейшая зона контроля - это рот. Если все время засовывать в этот рот пустышку, давать соску или все время совать грудь - ему будет лучше, но тогда, когда он вырастем, как только ему будет становиться плохо - пойдет чайку попьет, покурит, поест. Что он делает? Он засовывает себе пустышку в рот. Другой вариант, когда ребенку плохо, и он плачет, мама в эти три месяца берет его на руки и укачивает, успокаивает и пытается найти ответ через держание, она просто его держит. Что в этот момент происходит? Когда мне плохо, я в этот момент говорю себе: " Любимая, ну да, ну тяжело, ну не получается, не выходит". У меня есть способность относиться к себе любимой с любовью и заботой. Так вот этот Взрослый может относиться к Ребенку с очень большой любовью и с очень большим вниманием. Когда ваш ребенок кричит: " Я устал, я хочу спать", вы говорите: "Иди, солнышко, ляг, поспи". Когда ваше тело кричит то же самое (ну, ваш «внутренний ребенок» в вашем теле вам кричит) - ему в ответ на это предлагают витаминные добавки, кофе и давай паши! Что мы делаем? Мы засовываем пустышки в тот самый рот. Значит, в первые три месяца очень важной функцией является функция держания. Она будет формировать в дальнейшем способность ребенка самого себя успокаивать, удерживать баюкать и любить. Ребенку нужно выжить, мир страшен и опасен, ему часто бывает плохо. Природа дала ему запасную волшебную палочку, она ему дала рот и желудок, связанные вместе. Винникот говорит о том, что желудок - это «маленькая мама внутри». То есть, когда нет большой мамы снаружи, то помогает маленькая мама внутри.

Почему так много оральных фиксаций? Именно оральных? Потому что, это то время, когда ребенок ничего не может о себе рассказать, вообще ничего, в принципе не может. В три года он скажет, что хочет конфету, в два года он сможет показать пальцем, в эти три месяца он не может показать и сказать ничего. Именно поэтому так много вот этих всех оральных проблем.

Ведь у нас у всех есть зависимости. Зависимости - это не только алкоголь, наркотики и сигареты; это еще и еда, походы по магазинам, зависимость от навязчивых половых связей, зависимость от мастурбации, зависимость от массы других вещей: от бутерброда вечером, от кофе с утра, от биодобавок. Это все одно и то же, это такие же наркотики (уровень вреда просто разный). Откуда это берется? Есть самый уязвимый возраст от 0 до 3-х месяцев, но нам дана природная защита - рот. Если мама не может держать, успокаивать и баюкать, то она дает пустышку, потому что ее так научили и тогда человек всю жизнь вместо того, чтобы разбираться, держать, успокаивать будет давать себе и своим детям пустышки. И роль этих пустышек будут выполнять сигареты, еда, биодобавки и т.д. Поэтому эти три месяца жизни еще важны и потому, что мама не знает, почему ребенку плохо, она учится, она подбирает к нему ключики. Но очень важным и очень ценным является то, что задача мамы держать ребенка и успокаивать его тем, что она его держит, тем, что он находится в контакте с ней. Так вот, в первые три месяца жизни функция успокоения ребенка через держание является очень важной и будет способствовать формированию способности человека успокаивать самого себя, не прибегая к дополнительным пилюлям извне.

В рамках следующей лекции № 2 - мы будем говорить о потребностях ребенка в период его симбиоза с матерью (3-6 месяц жизни). Разберем с вами, как формируются аффективные блоки и закладываются основы настроенческого фона (другими словами - как мамы формируют пессимистов и оптимистов по жизни). А также рассмотрим начальные подфазы стадии сепарации-индивидуации, которая охватывает временной период с 6 месяцев до 3-х лет: подфазу дифференциации (6-9 месяцев), во время прохождения которой у ребенка намечается формирование границ при «вылуплении из симбиотического яйца», а также появляется реакция на незнакомых людей и на отсутствие мамы. И подфазу практики (9-14 месяцев), во время которой закладываются основы инициативы и познавательной функции у ребенка, что имеет очень важное значение, для дальнейшего его развития.

Редакция конспекта стенографии цикла лекций Сокальской Е.А. по теориям развития. Восточно-европейкий институт психоанализа, Санкт-Петербург 2002 г.

Информация с сайта :www.rasstanovki.eu


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: