Социология молодежи

Изучение молодого поколения в его многоаспектности способствовало дифференциации молодёжной проблематики. Межпоколенческие конфликты, роль молодежи в социальных изменениях Интеграция молодых индивидов в систему общественных отношений, проблемы образования молодого поколения, трудоустройство и политический выбор молодежи, молодежные субкультуры, психологические особенности, социализация молодежи. Эти и другие молодежные вопросы рассматривает социология молодежи. Изучение молодёжной проблематики способствовало возникновению в рамках социологии молодёжи следующих исследовательских направлений: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое, социально - воспроизводственное и рискологическое. Психоаналитическое направление базируется на выводимой из теории психоанализа З. Фрейда концепции жизненного пути личности, сформулированной его учениками. Основу данной концепции составила идея о соотношении биологического, социального и психологического в развитии молодёжи, а центральной темой исследований стали проблемы, связанные с природой молодости и процессом взросления; межпоколенческие конфликты; модели гендерного поведения молодых индивидов; причины агрессивности выступлений молодых людей против существующего социального порядка. Структурно-функциональное направление объединяет концепции, разработанные Г. Маркузе, В. Райх, Д. Беллом, Э. Фроммом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном и связанные со структурным анализом молодёжи как социально-демографической группы. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качественная определённость которой делает необходимым их системное рассмотрение. В рамках данного направлениямолодёжь рассматривается как система позиций (статусов), заполняемых индивидом в соответствии с которыми он исполняет соответствующие социальные роли. При этом социальная роль служит основополагающей единицей в структурном взаимодействии, регулиующем определенные аспекты поведения личности. Культурологическое направление базируется на теории, согласно которой все социальные явления, в том числе и молодёжь, анализируются через присущие им культурные свойства и функции. Исходя из этого, сама молодёжь рассматривается как результат и элемент культуры общества в целом. Социально-воспроизводственное направление, в рамках которого молодое поколение исследуется, исходя из его места и роли в системе общественных отношений. Как становящийся субъект общественного производства, молодёжь реализует свои важнейшие функции: воспроизводственную, инновационную и трансляционную. В совокупности это позволяет исследовать социальное развитие молодёжи, рассматривая её в качестве одного из условий развития общества. Рискологическое направление возникло в социологии молодёжи под влиянием рискологических теорий У. Бека, Э. Гидденса, М. Дуглас, С. Лаша, Н. Лумана. Оно базируется на трактовке риска в качестве одного из важнейших сущностных свойств молодёжи, одновременно выступающего условием её жизнедеятельности и фактором самореализации и развития. Испытывая воздействие рисковых ситуаций, развивающихся вне её деятельностного участия, молодёжь сама становится субъектом рисковой деятельности, провоцируя её посредством социального творчества, инноваций, реализации социальных притязаний в процессе своего социального развития. Социология молодёжи – это отрасль социологического знания, в рамках которой, на основе сочетания теории и практики, молодёжь исследуется как социальная общность (социально-демографическая группа). Как и общая социология, социология молодёжи реализует ряд функций:познавательную(исследовательскую),практическую (социально-инженерную), ценностно-ориентирующую (идеологическую), прогностическую. Объектом изучения социологии молодёжи является молодое поко-ление, которое, как специфическая социально-демографическая группа, характеризуется возрастными параметрами, спецификой социально - психологических свойств и особым социальным статусом.Предметную область исследования социологии молодёжи состав-ляют фундаментальные и прикладные; глобальные и локальные; вечныеи сиюминутные; комплексные и специфические; спонтанные и предопределённые; разрешимые и неразрешимые; внутренние и внешние проблемы, возникающие в жизнедеятельности молодого поколения. К основным проблемам, изучаемым в социологии молодёжи, относятся:

- специфика молодёжи как социально-демографической группы, её возрастные границы и социальный статус;

- социализация молодёжи, социальная преемственность, наследование опыта и знаний предшествующих поколений;

- формирование жизненных планов молодёжи, образование и профессиональное самоопределение молодых людей;

- специфика образа жизни молодого поколения, запросы, интересы, потребности, ценности, социальные ожидания, молодёжная субкультура;

- формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, социальная мобильность молодого поколения и выполнение им различных социальных ролей;

- формы, уровни и механизмы участия молодёжи в различных сферах социальной жизни;

- способность условиям;

- резервы социальной активности молодёжи и причины социальной пассивности;

- социальное конструирование и проектирование реальности молодёжью. Исследовательская проблематика социологии молодёжи прорабатывается на трёх взаимосвязанных уровнях:

1 Общеметодологический. На данном уровне молодежь анализируется как общественное явление (феномен), здесь же разрабатываются наиболее общие научные теории, концепции, направления и методы изучения молодого поколения.

2 Социально-теоретический. На данном уровне раскрывается специфика молодёжи как социально-демографической группы, изучаются особенности её сознания и поведения, возрастная и социально-психологическая специфика образа жизни молодого поколения, динамика его ценностных ориентаций.

3 Эмпирический. На данном уровне оценивается жизнедеятельность молодёжи в конкретных исторических условиях, проводятся прикладные социологические исследования, направленные на выявление специфики молодого поколения как социально-демографической группы. Цель социологии молодежи – выявление характерных черт и особенностей социального облика молодёжи, изучение её интересов, потребностей, ценностных ориентаций, особенностей социальной жизни, а также определение значимости молодого поколения для будущего развития того или иного общества. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- исследование молодёжи как социально-демографической группы, комплексный анализ её социально-демографических характеристик;

- изучение проблематики, связанной с жизнедеятельностью молодого поколения, поиск путей решения проблем молодёжи;

- интеграция молодого поколения в систему общественных отношений.

Социология молодёжи, как отрасль социологического знания, пересекается с другими отраслями социологии: общая социология, социология личности, социология семьи, социология образования, социология науки, социология труда, экономическая социология, социология культуры, социология города и села, социология организаций, социология массовых коммуникаций, социология религии, социология физической культуры и спорта, социология медицины и здравоохранения, социология армии, социология политики, социология управления и т.д. Вспомним, что молодежь – это социальная группа, имеющая определённые возрастные границы и, в связи с этим, социально-психологические особенности; характеризующаяся спецификой социального статуса и ролевых функций; нестандартизированным социокультурным поведением; особенностями процесса социализации, обусловленным социальными взаимодействиями и общественными процессами. Следует отметить, что в отношении молодых индивидов, для характеристики их общности, наряду с понятием «молодёжь», достаточно часто используется термин «молодое поколение». значения, поколение можно определить как объективно складывающуюся социально-демографическую и культурно-историческую общность людей, объединённых границами возраста, общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. Молодое поколение можно рассматривать как социальную общность, имеющую следующие атрибуты: единую функцию, определяющую деятельность общности; значимость, авторитетность указанной функции для всех членов общности; чувство особости, обособленности, дистанцированности от остальных; единство идеалов; солидарность, нормативное начало; значимость статуса, престижа, имиджа своей группы. В то же время молодое поколение внутренне дифференцировано, а основаниями дифференциации выступают возраст, субкультура, стратификация и другие показатели, в соответствии с которыми можно выделить городскую и сельскую молодёжь; работающую, учащуюся, неработающую молодёжь; подростков, юношей, молодых людей и т.д. Общими чертами молодого поколения обычно являются бескорыстие и отзывчивость; особая эмоциональная восприимчивость; стремление к идеалу; стремление к максимальной самореализации; чувство нового. Молодёжь как социально-демографическая группа неоднородна, поэтому в пределах определенных возрастных границ существует так называемая возрастная стратификация, то есть вертикальное возрастное разграничение. Принято различать нижнюю возрастную границу, характеризующую вступление индивида в определённый возрастной период и верхнюю возрастную границу, характеризующую выход из него. В зависимости от того, в какой возрастной группе находится молодежь, определяются проблемы, свойственные данному возрасту. Возрастные границы молодого поколения, как социальной общности, предопределяют его психологические особенности. Если в биологическом плане молодость – это период достижения физиологической зрелости, а в социальном – достижение самостоятельности в принятии решений, то в психологическом плане, для каждого индивида, молодость – это период формирования характера и самоидентификации. Формирование характера включает в себя развитие следующих составляющих: самосознание, мировоззрение, критическое отношение к окружающей действительности. Как социально-демографическая группа молодёжь представлена постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла – завершающем этапе своего становления как субъекта общественного воспроизводства. системном изучении места молодого поколения в общественной структуре, а также роли и значения молодёжи в системе общественных отношений, которые во многом зависят от её социального статуса. Именно социальный статус и стремление стать субъектом общественного воспроизводства, в совокупности с единством разнообразия ценностей и выражающего их предметно-символического мира объединяют молодых людей в номинальную социальную группу, сохраняющую свою устойчивость Социальный статус молодёжи – это социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями. Социальный статус молодёжи специфичен, для него характерны следующие черты:

 - неопределённость, связанная с промежуточным положением молодости между этапами детства и взрослости;

- предписанность, связанная с конструированием молодёжью социальной реальности в аспекте формирующейся позиции молодых индивидов. В социальном статусе молодых людей доминирует не приобретённая, а предписанная его составляющая;

- динамичность и перспективность, связанные, во-первых, с её интенсивной вертикальной социальной мобильности, имеющую преимущественно восходящую направленность и, во-вторых, с завершением присвоения молодыми людьми социальной субъектности и расширяющейся возможностью приобретения различных значимыхидля социального статуса признаков.

- социальное неравенство, связанное с ограничением прав молодых людей до наступления возраста полного совершеннолетия

Для индивида роль и значение социализации определяется тем, что он, желая стать полно-

правным представителем общества, должен усвоить указанные социальные нормы и правила поведения. Социализация помогает индивиду адаптироваться к определённым социальным условиям и интегрироваться в систему общественного воспроизводства на основе усвоенных социальных правил, традиций и норм. Подготовка молодёжи к интеграции в систему общественных отношений, формирование и развитие социального потенциала молодого поколения вне процесса социализации невозможны. Социализация – это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе

 Содержательно процесс социализации предполагает:

- познание индивидом самого себя и способов взаимоотношений с другими людьми;

- усвоение социальных и культурных ценностей;

- усвоение знание о структуре общества и значении отдельных социальных институтов;

- овладение навыками практической деятельности в предметной и в социальной сферах;

- выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций и установок;

- приобретение определённых социальных позиций, интернализация соответствующих социальных норм и ролей;

- включение человека в активную творческую деятельность как зрелой социализированной личности

 В качестве агентов социализации рассматриваются личность,социальная группа, организация, социальный институт или общество в целом, осуществляющие целенаправленное непосредственное воздействие на социализирующегося индивида.

Возникновение системы образования обусловлено следующими факторами: во-первых, постоянным развитием и усложнением производства; во-вторых, потребностью молодого поколения в усвоении знаний, умений и навыков, способствующих его интеграции в систему общественного воспроизводства; в-третьих, необходимостью систематизации практического опыта и передачи его из поколения в поколение. В наиболее общем понимании образование, как вид деятельности, представляет собой усвоение и трансляцию систематизированных знаний, умений, навыков и ценностей посредством обучения индивида в специальных учебных заведениях. Образование связано с рынком труда. Трудовая деятельность занимает большую часть времени сознательной жизни человека выступает источником обеспечения его материального благополучия, в её рамках формируется ближайшее социальное окружение индивида, круг общения, хобби и увлечения. Говоря об уровне образования, следует отметить, что в России, в силу ряда причин, более трудоустроенной является молодёжь, имеющая высшее профессиональное образование, хотя в некоторых российских регионах отмечается обратная ситуация, при которой лучше трудоустроенными являются выпускники начальных и средних профессиональных учебных заведений. Также существует феномен работающего студента. Для работодателя ценно то, что: - студент – «чистый лист», и его часто легче научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать готового специалиста; - работающие студенты – хорошие трансляторы рекламы, услуг и вакансий; - взяв студента с выпускного курса, фирма вскоре получит готового специалиста без затрат на его обучение; - развитие студенческой занятости – путь к развитию культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника.Недостатки работающих студентов: - часто переоценивают свои знания, умения и возможности; - становясь постоянными работниками, чаще претендуют на более высокую зарплату; - нередко проявляют слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня работа конкурирует с возможностью найти работу по специальности); - проявляют легкомысленное отношение к работе; - обладают нереалистическими представлениями о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций; - проявляют слабые навыки менеджмента; Продолжая недостатки работающих студентов- требуют к себе большего внимания и постоянной оценки их рабо- 143 ты, что нередко вызывает недовольство других работников и усиливает напряженность в коллективе; - хуже работают в периоды сессий; - менее предсказуемы в своем развитии и поведении, в частности, у них повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме; - в момент окончания вуза оказываются в кризисной ситуации: у многих возникает проблема жилья, у мужчин – проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда. Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они: - более склонны к новшествам и переменам (новые задачи и виды деятельности, изменения технологии, методов и организации работы); - обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру; - более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать; - готовы выполнять не престижную, физически тяжелую, разовую работу;  - готовы начать работу с нуля и развить, например, новое направление; - согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня; - обладают заметно более высоким уровнем культуры; - проявляют тягу к новым знаниям и постоянно «подпитываются» в вузе свежими идеями и новыми данными; - видят связь между получением знаний и результатом работы, а потому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками; - обеспечены жильем (дом или общежитие) и деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных случаях как-то перебиться, а фирме не заботиться о жилье; - соглашаются на более низкую оплату, которую им можно установить под предлогом их промежуточного статуса. Помимо вышесказанногоТакже важным предметом исследования социологии молодежи является субкультура. В широком смысле, субкультура – это специфическая культура определённой социальной группы. В узком смысле, субкультура – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры. Для каждой субкультуры характерен набор специфических черт, а отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение возможность соотнесения данного социокультурного образования с феноменом субкультуры, в частности: - специфический стиль жизни и поведения. - свойственные определённой социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие; - наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.Помимо всех вышесказанных аспектов, социология молодежи рассматривает молодежную миграцию, молодежь и семью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: