double arrow

Анализ лирического произведения

Жакупова_Е.В._ЗБ-РЛ-31_анализ_лирики_Брюсов

 

Анализ лирического произведения

Валерий Яковлевич Брюсов

- Каменщик, каменщик в фартуке белом,

Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,

Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, Каменщик с верной лопатой,

Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не брат твой, богатый.

Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи

Кто ж проведёт в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.

Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,

Тех он, кто нёс кирпичи!

- Эй, берегись! под лесами не балуй…

Знаем всё сами, молчи!

1. Название, автор: «Каменщик», Валерий Яковлевич Брюсов

2. Историческая справка: Стихотворение написано в 1901 году. Его автору исполнилось 28 лет на тот момент, и он уже выпустил несколько книг. Произведение «Каменщик» Валерия Яковлевича Брюсова впервые было опубликовано в 1903году в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру») и вошло в главу: «Картины. На улице». В этот же сборник автор включил множество других произведений, которые распределил по главам: «Думы. Предчувствия», «Песни», «Думы. Искания» «Баллады», «Элегии», «Сонеты и терцины», «Антология», «Оды и послания», «Поэмы». В этом сборнике поэт обращается к «гражданской» теме.

3. Жанровые особенности: Аллегория. Стихотворение «Каменщик» является классическим примером гражданской лирики. По форме представляет собой жанровую сценку: беседа прохожего с каменщиком.

4. Тема: Произведение является общественно-политическим стихотворением поэта, в котором в качестве основной идеи представляется необходимость проведения радикальных изменений в обществе.

5. Основная мысль:  Хотя к моменту написания стихотворения крепостное право было уже отменено, однако деление общества на богатых и бедных ощущалось очень остро. Брюсов  сопереживает простому народу, видит несправедливость по отношению к трудящимся. Народ трудолюбив и терпелив, и, кажется, готов смириться с такой судьбой. Однако в самом начале 20-го века в рабоче-крестьянском обществе уже летал революционный дух, требующий кардинальных перемен. Эти зачатки народного волнения и стремится изобразить автор.

6. Образы: Стихотворение написано в форме диалога, поэтому здесь можно чётко выделить два образа. Это собеседники: каменщик и прохожий.

Каменщик – фигура собирательная, подразумевающая не конкретно этого человека как личность, а любого трудящегося, в общем смысле слова. Относится к рабочему классу и потому беден, хотя и трудится, не покладая рук. Работа, какой бы она ни была, пусть даже строительство тюрьмы, его единственный способ прокормить себя и свою семью. Автор пытается показать, что народ прекрасно осознаёт безвыходность собственного положения, но при этом не пытается что-то изменить в своей жизни.

Прохожий – образ его не такой кричащий и понятный, как у предыдущего героя. Из стихотворения нам ясно, что  человек это состоятельный, не из рабочих, т.к. в тексте поставлена  четкая социальную грань между собеседниками («- Верно, не ты и не брат твой, богатый»). Почему он просто не прошёл мимо, почему завёл эту беседу? Я не могу ответить на этот вопрос. Скорее всего, в образе прохожего выступает революционер. Он своими расспросами заставляет каменщика, а, значит, и народ, задуматься на мгновение о бесправии и социальной несправедливости.

 7. Художественные средства: В стихотворении используется риторическая фигура - анафора (единоначатие). Каждое обращение начинается с дважды повторённого «каменщик». Причём, эти лексические повторы, начинающие каждую стопу, создают образ беседы и усиливают впечатление назойливости прохожего. Употребляются междометия «эй» и просторечия «верно», «не балуй», что даёт нам повод отнести диалог к разговорной речи. Несколько угрожающе слышатся нам слова рабочего «не мешай», «берегись» и «молчи», в них ощущается нежелание поддерживать беседу, которая отвлекает от работы. Интонация экспрессивная за счет множества вопросов («Что ты там строишь? кому?», «Кто же в ней будет рыдать?», «Кто ж проведёт в ней без сна?») и восклицаний («Тех он, кто нёс кирпичи!», «- Эй, берегись!», «Знаем всё сами, молчи!»). Местоимение «мы» подчеркивает общественность образа каменщика. Общее «шипение» стихотворения обусловлено звуком «щ» в повторяемом слове «каменщик». Возможно, здесь оно символично и напоминает еле слышное роптание рабоче-крестьянского движения.

Стихотворение «Каменщик» состоит из 4 строф.

В первой строфе прохожий спрашивает каменщика: «Что ты там строишь? кому?» На что получает грубый ответ: «Эй, не мешай нам, мы заняты делом». Это можно растолковать так:  простой люд привык трудиться, им некогда болтать с посторонними. Работа сама себя не сделает, а от её выполнения напрямую зависит дальнейшее существование трудового народа. Далее каменщик уточняет: «Строим мы, строим тюрьму». Тюрьма здесь изображена тоже образно и символизирует определённые рамки, шагнуть за которые не позволят трудовые оковы, иначе ждёт голодная смерть. А вот на вопрос «кому?» каменщик так и не ответил, но это и так понятно, - тем, кому по праву сильного разрешено вершить суд над бедными и обездоленными, не боясь самому оказаться по ту сторону каменных стен.

Во второй строфе звучит следующий вопрос: «Кто же в ней будет рыдать?». Выясняется, что тюрьма для своего брата-рабочего, т.к. богатым воровать незачем. «- Верно, не ты и не брат твой, богатый. Незачем вам воровать». Люди, не нуждающиеся в куске хлеба, способны на преступление, только правосудие вряд ли их как-то коснётся. Но, по мнению рабочего, воровать могут лишь голодные. Ему невдомёк, что чем богаче человек, тем больше хочется.

В третьей строфе вопрос: «долгие ночи кто ж проведёт в ней без сна?» заставляет собеседника призадуматься на минуту, хотя ответ для него очевиден. «Может быть» звучит здесь как-то пугающе и безнадёжно, нет ни капли уверенности, что его сын будет жить как-нибудь иначе. Ему придётся также гнуть спину на непосильной работе, чтобы только сводить концы с концами («Может быть, сын мой, такой же рабочий»). Герой вполне допускает возможность, что сын его решится на воровство, сетуя, что «не он первый, не он последний», кто совершал преступление ради куска хлеба и был заточён в остроге («тем наша доля полна»). Такова судьба, стоит её принять и смириться.

В четвёртой строфе в словах: «Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй, тех он, кто нёс кирпичи!», прослеживается укор. Мол, это неправильно - заведомо готовить такую судьбу своему ребёнку, который  вспомнит однажды, что стены эти возводил его отец. Раздражительная навязчивость собеседника провоцирует каменщика принять угрожающий тон. Однако рабочий и сам осознаёт весь трагизм своего рабского положения, страдает от этого («знаем всё сами…»), но не смеет признавать, что в его силах что-либо изменить. Поэтому, больше, наверное, от обиды на самого себя, на свою смиренность, он угрожающим тоном кидает  прохожему фразу «- Эй, берегись! под лесами не балуй…», добавляет при этом «Знаем всё сами, молчи!», как бы говоря, что, если навязчивый прохожий продолжит расспросы, каменщик будет вынужден перейти к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стычками, восстаниями и революциями.

Присутствуют эпитеты: «Белый фартук», «верная лопата» нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.

Присутствует анафора: кто ж.

Присутствует инверсия: вспомнит он

Присутствуют метафоры: «нес кирпичи», т.е. строил тюрьму. Тюрьма - не конкретное здание, а символ страданий, отсутствия свободы, нищеты и бесправия.

8. Размер, рифма и рифмовка: Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным, с ударением на первой стопе), состоит из обмена репликами. Рифмовка перекрёстная, женская рифма (лопатой – богатый, кому – тюрьму,) чередуется с мужской (белом-делом, рыдать - воровать). (АВАВ)

9. Впечатления от прочитанного стихотворения: Безусловно, прочтение данного произведения и осознание его сущности вызвали у меня какое-то двоякое чувство. Конечно, не нужно подобно торнадо сметать всё, что не укладывается в рамки твоей идеи, как это делали решительно настроенные революционеры. Но и смиренно терпеть, не ропща, не трепеща, как безмолвное и безвольное существо, принимая социальное неравенство как должное, считаю недопустимым. Хотя, если провести наблюдение за собакой, которая с самого раннего детства сидела на цепи, а по прошествии нескольких лет освободить её от ненавистной привязи, то она на протяжении какого-то времени будет передвигаться только по привычной ей территории, охваченной длиной её поводка. Зато потом, поняв, что её больше ничего не держит, сломя голову, бросается бежать, неважно, куда и зачем. Так и в этом стихотворении, народ понимает, что так больше жить нельзя, за гроши влачить нищенское состояние. Люди  с рождения в этой кабале и, возможно, считают такую жизнь нормальной, не потому, что она правильная, а потому что по-другому они жить не умеют. Эти нищенские, гнетущие условия существования для народа привычны, и ещё ведь неизвестно, какая она свобода, может, и не стоит она того, чтобы за неё бороться. Но, почувствовав слабинку, и подталкиваемая радикальными личностями (особо жаждущими не столько свободы для простого люда, сколько свержения власти), подобно той собаке, народная масса (как мы знаем из истории), как лава из извергающегося вулкана, неслась, сметая всё на своём пути. Об этом Брюсов не пишет, но в прохожем мы можем усмотреть некоторые черты радикала, теребящего бедного работягу за живое. Хочется отметить невероятную глубину «Каменщика». Всего шестнадцать строк, а столько трагизма и безысходности.

Прежде я не была знакома с творчеством Брюсова, лишь пара стихотворений этого автора были прочитаны мною в рамках школьной программы. С тех пор прошло уж двадцать пять лет, и взгляды мои на смысл и содержание этих произведений существенно изменились. Тогда это были для меня лишь слова, заключённые в строки с рифмой. Теперь, в этих же строчках я вижу горькую судьбу нескольких поколений одного народа. Пусть автор не использует красивых эпитетов и сказочных метафор, они здесь и не к месту, но стихотворение поразило меня своей простотой, своим подтекстом, а он гораздо «глубже» нежели сам текст. Обязательно, говорю это, не кривя душой, познакомлюсь творчеством Валерия Яковлевича Брюсова поближе!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: