12 октября 2021 г. (вторник)
Дисциплина: Математика
Группа: № 78
Тема: Обобщение и систематизация учебного материала.
Цель:
Учебная: обобщить и систематизировать изученный материал.
Развивающая: развивать математическое мышление, вычислительные и графические навыки, пространственное воображение.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к изучению математики; математическую культуру.
Материалы урока:
Литература:
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин [и др.] – М.: Просвещение, 2012.
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов [и др.] – М.: Просвещение, 2013.
Пишем в конспектах:
1. Плоскости b и g параллельны. Через точки M и N плоскости b
проведены параллельные прямые, которые пересекают плоскость g в
точках М 1 и N 1 соответственно. М 1 М: МN = 2: 7, М 1 М = 6 см. Найдите
периметр М 1 М NN 1.
|
|
Решение.
Пусть b || g, M Î b, N Î b, М 1 Î g, N 1 Î g, MМ 1 || NN 1 М 1 М: МN = 2: 7, М 1 М = 6 см. Найдём РМ 1 М NN 1 Четырехугольник М 1 М NN 1 – параллелограмм (MМ 1 || NN 1 по условию, МN || М 1 N 1 по свойству параллельных плоскостей). Следовательно, М 1 М = N 1 N и МN = М 1 N 1. РМ 1 М NN 1 = 2 (МN + М 1 М) |
Пусть k – коэффициент пропорциональности, тогда М 1 М = 2 k, МN = 7 k.
2 k = 6 Þ k = Þ k = 3. Значит, МN = 7 × 3 = 21 (см).
РМ 1 М NN 1 = 2 (21+ 6) = 2 × 27 = 54 (см).
Ответ: 54 см.
2. Длина перпендикуляра равна 16 см. Найдите длину наклонной, если угол между
наклонной и её проекцией равен 30о.
Пусть АВ ^ a, АВ = 16 см, АС – наклонная, ВС – проекция наклонной, Ð АСВ = 30о. Найдём АС. Т. к. АВ ^ a, ВС Ì a, то АВ ^ ВС Þ Ð АВС = 90о. Из D АВС – прямоугольного: |
Þ (см).
Ответ: 32 см.
3. Из точки к плоскости проведена наклонная длиной 4 см. Угол между наклонной и
перпендикуляром равен 60о. Найдите расстояние от точки до плоскости и угол между
наклонной и плоскостью.
Пусть АВ ^ a, АС = 4 см – наклонная, ВС – проекция наклонной, Ð ВАС = 60о. Найдём АВ, Ð АСВ. Т. к. АВ ^ a, ВС Ì a, то АВ ^ ВС Þ Ð АВС = 90о. Из D АВС – прямоугольного: |
Þ АВ = АС × соsÐ А = 4 × соs60о = 4 × 0,5 = 2 (см).
Ð АСВ = 180о – (Ð АВС + Ð ВАС) = 180о – (90о + 60о) = 180о – 150о = 30о.
Ответ: 2 см; 30о.
4. Расстояние от точки S до сторон квадрата равно 10 см. Найдите расстояние от
точки S до плоскости квадрата, если сторона квадрата равна 16 см.
Решение.
Пусть АВCD – квадрат, АВ = 16 см, S Ï(АВC), r (S; СD) = 10 см. Найдём r (S; АВСD). Так как точка S равноудалена от сторон квадрата, то она проектируется в центр окружности, вписанной в квадрат, в точку О – точку пересечения диагоналей квадрата. Следовательно, r (S; АВСD) = SО. |
Построим SМ ^ СD Þ r (S; СD) = SМ.
|
|
SО – перпендикуляр, SМ – наклонная, ОМ – проекция наклонной.
Так как SМ ^ СD, то ОМ ^ СD. ОМ = ВС = АВ = × 16 = 8 (см).
Из D SОМ – прямоугольного по теореме Пифагора:
SМ 2= SО 2+ ОМ 2 Þ SО 2 = SМ 2 – ОМ 2 = 102 – 82 = 100 – 64 = 36 Þ SО = = 6 (см).
Ответ: 6 см.
5. Найдите значения а, b, с в формулах параллельного переноса x ¢ = x + a, y ¢ = y + b,
z ¢ = z + c, если при параллельном переносе точка A (1; 0; 2) переходит в точку
A ¢ (2; 1; 0).
Решение:
По условию x = 1, y = 0, z = 2 (координаты точки А), x ¢= 2, y ¢= 1, z ¢= 0 (координаты A ¢)
Ответ: 1, 1 и –2.
6. При параллельном переносе точка А (2; 1; – 1) переходит в точку A ' (1; –1; 0). В какую
точку переходит начало координат?
Решение:
Аналогично предыдущей задачи:
Начало координат О (0; 0; 0) переходит в точку О ' (x '; y '; z ').
Итак, O ' (–1; –2; 1). Ответ: (–1; –2; 1).
Домашнее задание: прислать конспект уроков.
ФОТОГРАФИРУЕМ И ОТСЫЛАЕМ ЕЛЕНЕ АНАТОЛЬЕВНЕ
ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ!!!!!!!