Однородные члены предложения. Не являются однородными. Знаки препинания при обобщающих словах

Дата: 16.11.2021

Тема: Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Цель урока: повторить, какие члены предложения называются однородными, условия постановки знаков препинания при однородных членах, однородных и неоднородных определениях.

Задание 1 (устно). Рассмотрите схему. Вспомните, какие условия должны быть соблюдены, чтобы те или иные члены предложения считались однородными.

Однородные члены предложения

Например:

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь своё сердце настрою

(Б. Окуджава)

Не являются однородными

Задание 2 (письменно). Прочитайте предложения. Не переписывая их, составьте схемы этих предложений.

Образец: 1. Не любовь, не сожаление, не страсть чувствовала она, но боль. (А. Грин)

2. Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь. (А. Куприн) 3. Я испытывал не горе, а мягкую и светлую печаль. (Г. Демидов) 4. Всегда был, есть и буду человекопоклонником. (М. Горький) 5. Большие люди не могут быть жалкими и беспомощными даже в любви. (В. Кетлинская) 6. Я была и не могу не быть в отчаянии. (Л. Толстой) 7. Ясная, точная, выразительная речь облегчает общение и обычно сопутствует ясной и точной мысли говорящего. (П. Афанасьев).

8. И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь. (А. Пушкин)

9. За всё я отвечаю в этом мире:

За вздохи, слёзы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье. (Л. Мартынов)

* Укажите случаи, в которых однородными являются части членов предложения.

Задание 3 (устно). Рассмотрите таблицу. Вспомните случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Запятая ставится, если Запятая не ставится, если
1. Однородные члены не соединены союзами: Дай слов за тебя молиться, понять твоё бытие, твоей тоске причаститься, сгореть во имя твоё. (М. Волошин) 2. Есть противительный союз: Не чужую, а свою судьбу читал я в снах бездомных... (М. Волошин) 3. Есть повторяющиеся союзы: И манит, и плачет, и давит виски весеннею острою грустью. (М. Волошин) 4. Есть парные союзы: Так узнайте: как пред могилою, так и пред Стенькой все люди равны. (М. Волошин) 5. Однородных членов больше двух, а союз последовательно повторяется: Парижа я люблю осенний строгий плен, и пятна ржавые, и веток переплёты. (М. Волошин) 6. Даны пары однородных членов: Я хочу жить и работать, бороться и побеждать. 1. Даны разные пары однородных членов: Хочу лететь и видетьгоры и леса. 2. Пары однородных членов или два однородных члена связаны одиночным соединительным или разделительным союзом: Хочу видеть горы и леса или реки и моря.
Ставится точка с запятой, если Тире ставится, если
Один из однородных членов распространён (или оба распространены): Только ветр закаспийских угорий мутит воды степных лукоморий, плещет, рыщет — развалист и хляб — по оврагам, увалам, излогам, по немереным скифским дорогам, меж курганов да каменных баб; вихрит вихрями клочья бурьяна, и гудит, и звенит, и поёт... (М. Волошин) 1. Пропущен противительный союз: Сегодня знание законов не желательно — обязательно (ср. Сегодня знание законов не желательно, а обязательно). 2. Есть резкий переход от одного действия/состояния к другому: Алексей стиснул зубы, зажмурился, изо всех сил рванул унт обеими руками — и тут же потерял сознание. (Б. Полевой) 3. Однородные члены образуют градационный ряд (чаще всего в заголовках): Педагог — коллектив — личность. (А. Сухомлинский)

Знаки препинания при обобщающих словах

1. Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после него ставится двоеточие, а если после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире: На городской субботник вышли все: и дети, и взрослые. И дети, и взрослые – все вышли на городской субботник.

2. Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, а после него предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире: Все: и дети, и взрослые – вышли на городской субботник.

Задание 4 (письменно). Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выполните морфемный разбор слов, отмеченных сноской.

Задание 5 (устно). Прочитайте теоретический материал и вспомните, при каких условиях определения и приложения считаются однородными, а при каких – нет; какие знаки препинания при них ставятся.

Однородные определения и приложения Неоднородные определения и приложения
Обозначают близкие признаки предмета, характеризуют его с одной стороны: На клумбе росли красные, розовые, белые розы (цвет). Всем знакомо имя лауреата Нобелевской премии, академика А. Д. Сахарова (почётные звания). Знаки препинания ставятся так же, как и при других однородных членах. Обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон: На столе лежала маленькая (размер) записная (назначение) книжка. С докладом выступил кандидат физико-математических наук учитель физики И. И. Иванов (учёная степень и профессия). Запятыми не разделяются.

Задание 6 (письменно). Спишите предложения, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Домашнее задание: выполнить упр. 370 на с. 252.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: