Для конференции «Форум молодых теологов»

  МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра теологии и религиоведения

 

ДОКЛАД

 

студента 2 курса 241 группы

направления 47.03.03 Религиоведение

философского факультета

Богатырева Александра Дмитриевича

 

Тема доклада: «Священное Писание Ветхого и Нового Завета как учебная дисциплина в современных образовательных организациях»

 

Научный руководитель

доцент кафедры

теологии и религиоведения,

кандидат богословия,

доцент                                                      _______________ Д.Н. Полохов

подпись, дата

Заведующий кафедрой

теологии и религиоведения,

доктор философских наук,

доцент                                                      _______________ М.О. Орлов

подпись, дата

 

 

Саратов 2021

Методика с образовательной точки зрения — это совокупность действий и приёмов, направленных на достижение качественных результатов в образовательной деятельности. Понятие методики подразделяется на несколько составных частей: 1) теоретическо-методологический материал; 2) эмпирический опыт (процессы, явления) и 3) применение методов на практике.

Методика в настоящее время является одним из ключевых, базисных инструментов в сфере научного и образовательного процесса. Каждый преподаватель имеет собственное видение применения методических принципов на практике, что впоследствии порождает целый клубок противоречий и проблем.

Так, многие священнослужители нередко выделяют в своих письменных работах номенклатуру преподавательских проблематик: 1) полное невнимание к достижениям современной библейской критики из-за устаревания концепций по Священному Писанию (библеисту необходимо найти правильный подход к библейской критике, преподаватель Священного Писания должен владеть арсеналом современной библейской учёности); 2) неимение полного комплекта учебников по изучению Библии, утверждённых Церковью в качестве базовых пособий (каждый преподаватель на основе методологии другого учебника строит содержание лекций); 3) отсутствие строгого следования учебному плану (вариативность в изложении Священного Писания Нового Завета, использование частных подходов при преподавании учебных курсов); 4) неэффективность пройденных учащимися на занятиях знаний и навыков ввиду неиспользования творческих подходов.

Для решения поставленных задач специалисты и священники предлагают различные способы: 1) при методологической разработке учебных пособий необходимо учитывать соответствующие предпочтения с целью сохранения своей самоидентичности; 2) введение творческих подходов в преподавании Священного Писания повсеместно и 3) появление в духовных школах и семинариях специальных библейских курсов (толкование Священного Писания в традициях).

На основании данных предложений можно выделить сложившуюся тенденцию — стремление к коренным и качественным изменениям в рамках преподавания Священного Писания Нового и Ветхого Завета в высших учебных заведениях. С одной стороны, эти идеи по сравнению с XIX веком выглядят обдуманными и основательными по своей структуре и содержанию, но, с другой стороны, подобные инициативы на сегодняшний день не применяются во всех высших и духовных учебных учреждениях, не подкрепляются заинтересованностью со стороны учёных и православного духовенства.

В целях дальнейшего обоснования и аргументирования ключевых аспектов темы «Священное Писание Ветхого и Нового Завета как учебная дисциплина в современных образовательных организациях» в данном докладе мы попытаемся рассмотреть следующие моменты: а) определить значимость и цели рабочих программ по изучению Священного Писания в учебных планах и б) выяснить отличия и сходства в преподавании Священного Писания.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета является одной из важных дисциплин, преподаваемых в гуманитарных вузах Российской Федерации на направлениях 47.03.03 «Религиоведение» и 48.03.01 «Теология». Зачастую знания, полученные на занятиях по изучению Священного Писания, в дальнейшем помогают студентам изучать отдельные предметы иного, разнообразного содержания. Данные два компонента наглядно продемонстрированы в двух образовательных учреждениях Приволжского федерального округа: 1) Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского и 2) Нижегородская духовная семинария.

     В Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского предусмотрены две дисциплины по изучению Священного Писания: «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета», которые преподаются обучающимся на направлениях «Теология» и «Религиоведение».

 

Дисциплина «Священное Писание Ветхого Завета» преследует две цели: 1) теоретическую (уяснение истинного смысла Библии) и 2) практическую (создание, выявление вероучительной и духовно-нравственной основы для понимания смысла Священного Писания, а также духовной жизни христиан). В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать содержание книг Священного Писания и толкования наиболее значимых отрывков; 2) уметь использовать цитаты из книг Ветхого Завета в профессиональной деятельности; 3) владеть основными методами теологического исследования и применения его результатов на практике для решения конкретных задач.

Дисциплина «Священное Писание Нового Завета» включает также две цели: 1) теоретическую (уяснить буквальный и духовный смысл Библии) и 2) практическую (воспитать и сформировать духовно-нравственную сторону личности, способность личности нести свет евангельской проповеди другим людям). В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать содержание книг Священного Писания Нового Завета и толкования наиболее значимых отрывков; 2) уметь использовать цитаты из книг Нового Завета в профессиональной деятельности; 3) владеть основными методами теологического исследования и уметь применять его результаты на практике для решения конкретных задач.

В Нижегородской духовной семинарии программы по изучению Священного Писания представлены по направлению подготовки «Теология». Дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета» входят в группу дисциплин «Библеистика», которая обеспечивает изучение священных текстов.

 Приведены шесть целей освоения рабочей программы «Священное Писание Ветхого Завета»: 1) получить базовые сведения о книгах Священного Писания Ветхого Завета, историческом контексте событий Священной истории и начальных сведениях библейской текстологии; 2) знать необходимую вводную информацию, содержание, принципы экзегетики по каждой книге Священного Писания Ветхого Завета, необходимые сведения о ветхозаветной библейской критике и связь книг Ветхого Завета с книгами Нового Завета; 3) уметь излагать базовые богословские знания (использование цитат из Ветхозаветных книг в богословской и проповеднической деятельности, в научной работе; толкование наиболее значимых отрывков Священного Писания Ветхого Завета); 4) владеть технологиями приобретения, использования и обновления знаний по Священному Писанию Ветхого Завета; 5) владеть навыками выявления достоверности и объективности библеистики, анализа библейских текстов и 6) владеть навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.

В рабочей программе «Священное Писание Нового Завета» приведены две цели освоения: 1) основательное знакомство с текстами Священного Писания Нового Завета; умение осознанной ориентации в тексте Священного Писания Нового Завета; знакомство со святоотеческой экзегезой Священного Писания; приобретение навыков экзегетического анализа новозаветного текста; овладение принципами и подходами церковной традиции изучения Священного Писания и 2) изучение исторического и религиозного контекста в рамках новозаветных событий, текста книг Нового Завета, особенностей каждой книги, хронологии и географии новозаветных событий; изучение святоотеческой экзегезы Священного Писания; овладение принципами и подходами церковной традиции изучения Священного Писания.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод: несмотря на многообразие и различие методов преподавания Священного Писания Ветхого и Нового Завета в российских образовательных учреждениях, в их рабочих программах присутствуют общие принципы. Это: 1) знание содержания книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов; 2) умение использовать цитаты из Священного Писания в профессиональной деятельности и 3) применение результатов теологического исследования на практике.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: