Конспект №11. Творчество Огюста Родена

Конспект №11

Скульптор Огюст Роден – современник импрессионистов. И хотя в скульптуре невозможно так же, как и в живописи передать мгновенное впечатление от натуры, зафиксировать характер освещения, всё же задачи, которые ставил перед собой Роден, были сходны с задачами импрессионистов.

Творческий путь Родена начался довольно поздно. Не сумев в юности поступить в Школу изящных искусств, он подрабатывал в скульптурных мастерских подсобным рабочим: выполнял обязанности литейщика, бронзовщика. Именно в это время, он усвоил техническую сторону скульптуры как вида искусства.

Первой значительной работой Родена была

1. статуя «Бронзовый век»

             1                                        2                                                3

Мужская обнаженная фигура – одна из главных тем для скульптуры со времен античности. Но задачей Родена не поиск пропорций и идеала красоты, как у древнегреческих скульпторов, а изображение движения. Причем движение не закончившееся, не отлившегося ещё в определенную форму. Поза юноши в «Бронзовом веке» - это переходное состояние, почти случайное мгновение в жизни тела; уже в следующую минуту положение фигуры станет иным.

Когда Роден был уже известным мастером, он получил заказ на рельефы для дверей Музея декоративного искусства в Париже. Сами двери должны были представлять собой Врата ада. Тема для рельефов: поэма Данте «Божественная комедия», а сами двери должны представлять себе Врата ада.

2. Рельефы дверей Музея декоративного искусства в Париже.

Она так и не стала входом в музей. Роден упустил из виду, что двери – это элемент архитектуры, они должны согласовываться со зданием.

Вся поверхность дверей представляет собой постоянно движущуюся массу человеческих тел. Обнаженные фигуры стекают, подобно густой лаве, или карабкаются вверх в последнем усилии, они обнимают или отталкивают друг друга, сбиваются в тесные группы или, напротив, тянутся, преодолевая пространство. Над притолокой Роден поместил «три тени» с тяжеловесными пропорциями. А собственно над входом располагалась фигура «Мыслителя», которая позже была увеличена в размерах и стала самостоятельным произведением.

3. «Мыслитель»

3

Сейчас копии «Мыслителя» находятся в разных городах по всему миру. Образ, созданный Роденом оказался универсальным: это человек, размышляющий о судьбах мира. Но в эти тягостные мысли погружен не прекрасный юноша, а настоящий сын земли. Тело его далеко от гармонического совершенства: об этом говорят выступающие вперёд надбровные дуги, огромные ступни и кисти рук, искореженные, натруженные пальцы.

Композиции «Поцелуй» и «Весна» выросли из «Врат ада».

4. «Поцелуй»

5. «Весна»

                                                 

          4                                                                                            5

Возвышенные, поэтичные и очень чувственные, телесные изображение любви. Влюбленные словно окутаны дымкой, маревом весеннего воздуха и собственных чувств.

Роден не отделывал детали и не шлифовал мрамор для того, чтобы достичь такого ощущения. Сейчас насчитывается 19 бронзовых копий «Поцелуя», размещенных в садах и парках по всему миру.

Еще один грандиозный проект Родена – памятник гражданам Кале.

6. Памятник гражданам Кале.

6

Он был заказан властями города Кале в память о событиях Столетней войны (XIV – XVвв). Сюжет: В ходе военных действий английские войска осадили французский город-порт Кале. Осада длилась почти год, французы были измучены голодом. Наконец, англичане согласились снять осаду, сохранить жизнь обитателям Кале и не разрушить город, если шестеро самых богаты и знатных горожан выйдут к ним на встречу и будут прилюдно казнены.

Первым вызвался отдать свою жизнь один из самых состоятельных и уважаемых горожан Эсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали ещё пятеро. В одном белье, босые, с веревками вокруг шеи, они вынесли английскому королю ключи от города, но вопреки всем своим ожиданиям были помилованы.

Роден сразу начал работу над группой из шести фигур. По его мнению, все патриоты, ценою унижения и под страхом смерти спасшие свой город, должны быть увековечены. Фигуру де Сен-Пьера мастер выполнил на деньги, представленные городскими властями; пятеро остальных были созданы им на собственные средства.

Композиция. Роден расположил фигуры таким образом, что ни с одной точки зрения невозможно увидеть сразу всех шестерых. Они словно движутся навстречу зрителю нестройной толпою смертников. Они рыдают, прощаются, обращаются друг к другу с короткими словами поддержки. Мы видим руки, лица, пространственные разрывы между фигурами. Но эти участки открытого, свободного пространства – не просто паузы, они наполнены эмоциями. Роден вынужден обходить памятник, в стремлении увидеть всех шестерых. Так зритель попадает в орбиту влияния персонажей, их чувств; он ощущает себя одним из тех, кто несколько столетий назад пожертвовал собою ради спасения сограждан.

По замыслу Родена, памятник должен был стоять без постамента на одной из городских площадей, прямо на уровне земли. Фигуры должны были слиться с толпой, всегда пребывая среди потомков. Однако установка памятника без постамента, была невозможна для того времени.

В своем завещании Роден писал, обращаясь к молодым художникам: «Страстно любите ваше призвание. Нет ничего прекраснее. Это куда более возвышенное занятие, чем полагают обыватели. Художник подает великий пример. Он обожает свое ремесло, для него высочайшим вознаграждением является радость от хорошо сделанной работы».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: