Цель: Научиться анализировать факторы, влияющие на ассортимент и качество товаров при подготовке к продаже потребительских товаров
Ситуационная задача 1.
В Законе о защите прав потребителей сказано, что «возврату не подлежат трикотажные и швейно-бельевые изделия». Многих данная формулировка вводит в заблуждение, а некоторые продавцы даже ссылаются на эту фразу, чтобы отказать покупателю в их просьбе. Из этого следует, что некачественный или не устраивающий покупателя комплект вполне можно вернуть в магазин или совершить обмен на качественный продукт.
1. Трикотажные изделия должны соответствовать по качеству стандартам, стилю и современному направлению моды. Конструкция верхних трикотажных изделий должна быть удобной, формоустойчивой, окраска -прочной, качество исполнения - высоким. Бельевые изделия должны иметь высокий уровень гигиенических свойств, гигроскопичности, воздухопроницаемости теплозащищенности или теплопроводности (в зависимости от сезонности изделия). Чулочно-носочные изделия должны сохранять размеры в процессе носки, обладать хорошей растяжимостью и прочностью на истирание. Трикотажные изделия относят к 1-му или 2-му сорту в зависимости от пороков. При определении сорта учитывают размер порока, его местонахождение на изделии, их общее количество. Различают дефекты производственного характера (внешнего вида и производственно-швейные) и непроизводственного (потертости, проколы, протиры и др.). Трикотажные изделия, в которых дефекты превышают допустимые нормы, установленные для изделий 2-го сорта, относятся к нестандартным. Сорт комплектных изделий устанавливается по изделию низшего сорта. При сортировке трикотажных изделий контролируются их линейные размеры (ширина, длина изделия и др.).
2. -Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.
-Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.
-Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
-Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха.
-Каждый образец ткани также должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха.
- Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
- Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.
-Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
-Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
-Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
-Лицо, осуществляющее продажу, при отпуске тканей, одежды, меховых товаров и обуви в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки.
-Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
-В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
3. Продавец должен дать точные характеристики товара: Его размер, качество материала, можно также спросить товары какой ценовой категории интересуют покупателя. Условия ухода: Желательно любой трикотаж стирать вручную и сжимать, а не тереть, иначе на нём могут появиться катышки. При стирке трикотажных изделий нельзя применять моющие средства, содержащие все виды отбеливателей, биодобавки (энзимы), щелочи и их соединения, цветные гранулы.
4. Чтобы обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей, их качество, необходимо проводить следующие мероприятия: организацию охраны магазина, установление системы материальной ответственности, соблюдение всех правил размещения, укладки товаров и ухода за ними, соблюдение правил описанных в нормативных документах.
Ситуационная задача 2.
Не имеет, т.к это не гарантийный случай.
1.Как следует из пункта 2.1.5 Методических рекомендаций порядок приемки товаров, а также ее документальное оформление зависит от места приемки товаров, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам и так далее. В качестве накладной обычно используется накладная N ТОРГ-12, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Если товар доставляется автомобильным транспортом, то используется товарно-транспортная накладная N 1-Т, унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
При доставке товара по железной дороге в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная, форма которой утверждена Приказом МПС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом". К данной накладной могут прикладываться спецификации и упаковочные листы, о чем в самой накладной делается специальная отметка. Если товар поступает в железнодорожном контейнере, то используется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".
При доставке товаров морским транспортом оформляется коносамент.
Пунктом 2.1.3. Методических рекомендаций установлено, что оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Если количество и качество товара соответствует данным, указанным в товаросопроводительных документах, то на них накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
Приемка товаров по качеству и комплектности производится в соответствии с требованиями, установленными в договоре. Отметим, что порядок проверки качества товаров может быть предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов, в этих случаях проверка качества должна соответствовать таким требованиям.
2. Предпродажная подготовка включает распаковку, удаление заводской смазки, пыли, стружек, проверку комплектности изделия и при необходимости его сборку, а также проверку качества изделия, правильности цены, маркировки, наличия инструкции по эксплуатации, паспорта или гарантийного талона.
3. Продавцу нужно рассказать характеристики электротовара и что они означают, спросить интересующую ценовую категорию, объяснить как им пользоваться и как полностью укомплектовать для работы.
4. Чтобы обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей, их качество, необходимо проводить следующие мероприятия: организацию охраны магазина, установление системы материальной ответственности, соблюдение всех правил размещения, укладки товаров и ухода за ними, соблюдение правил описанных в нормативных документах.
Ситуационная задача 3.
Продавец парфюмерно-косметических изделий должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной воды, а также другими свойствами и характеристиками реализуемых товаров, при этом могут использоваться бумажные блоттеры, пропитанные душистой жидкостью лакмусовые бумажки, а также предоставляемые изготовителем образцы-тестеры.
1. Продажа парфюмерно-косметических товаров. Особенности приемки парфюмерно - косметических товаров является то, что она поступает большими партиями. Приемка проводится выборочно, процент выборки от 0,1% до 10% в соответствии с нормативными документами.
Внимание уделяется упаковке она не должна иметь следов разрушений, следовательно, высыпание содержимого. Маркировка соответствовать виду, марки, весу или емкости, отпускной цене. Особое внимание уделяется сроку годности. При осмотре 1-10 видов выявляют, нет ли осадка, помутнение жидких средств, прогоркания и не приятного запаха мыла туалетного, кремов, зубных паст, губной помады и др. твердых и кремообразных средств. Отклонения от качества распространяются на всю партию по браковочному числу.
Не меньший психологический подход требуется при рекомендации косметики для ухода за увядающей или проблемной кожей лица. Чтобы правильно порекомендовать зубную пасту, следует корректно расспросить о состоянии зубов, их чувствительности, Известно, что, чем больше, информации о товаре может дать продавец и чем конкретнее его рекомендации потребителю, тем эффективнее его работа. Товарооборот в парфюмерно-косметических секциях или магазинах, в которых работают консультанты, заметно больше, чем там, где товары, молча, взирают на покупателя с переполненных полок. Особое внимание следует уделять консультации при покупке товаров мужчинами, и тем более, когда подарок предназначен женщине. Радость от подарка приведет покупателя в магазин еще не раз.
Продажа должна сопровождаться консультациями по условиях хранения, продолжительности пользования средством. Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров определены Правилами продажи отдельных видов товаров, раздел V. Помимо общих сведений, информация о товарах должна содержать сведения о его назначении (крем ночной, дневной и т. п.), действии и оказываемом эффекте (повышает эластичность кожи и др.), ограничениях (противопоказаниях) при применении, способах и условиях использования. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковывают, путем внешнего осмотра проверяют качество каждой единицы и наличие необходимой информации.
Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, для чего используют лакмусовые бумажки, пропитанные душистой жидкостью, образцы-понюшки, предоставляемые изготовителями товаров. Если товар в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой, покупателю следует предложить проверить содержимое упаковки, сняв для этого целлофан или фирменную ленту. Аэрозольную упаковку товара продавец проверяет в присутствии покупателя.
При продаже парфюмерно-косметических товаров, ассортимент которых огромен, а функции разнообразны (порой придуманы ради рекламы), требуются особые знания.
Товаровед, работающий с косметикой, должен быть немного химиком, немного врачом-дерматологом и стоматологом, психологом, должен знать иностранный язык. Несмотря на то, что общая маркировка должна быть на русском языке, но допускается написание на иностранных языках названий парфюмерно-косметических средств и иностранных фирм.
2. Некоторые розничные торговцы размещают парфюмерно-косметическую продукцию непосредственно в торговом зале, на стеллажах. Таки образом они использую для выкладки точно такое же оборудование, что и для продовольственных товаров, и экономят торговое пространство. В таком случае нужно учитывать правила:
В крупных супермаркетах создать «зону ухода за собой», т.е. отвести под парфюмерно-косметическую продукцию пространство, где не будут продаваться иные товарные группы. Это даст возможность спокойного выбора товара и проведения промоакций.
В небольших супермаркетах лучше задействовать стеллажи перед прикассовой зоной - пока покупатель стоит в очереди он может вспомнить о необходимости приобрести крем ил шампунь. Товар там расходиться быстро и позволяет сделать большую торговую наценку.
Считается что лучше организовать специализированный отдел «парфюмерия и косметика» ближе к выходу из здания. Но косметические средства часто представляют собой импульсивную покупку.
Необходимо соблюдать принцип деликатного соседства, чтобы товарные группы, находящиеся рядом, не мешали друг другу.
Выкладывая парфюмерно-косметическую продукцию нужно учитывать:
Обязательно разграничивать товары для мужчин и женщин
Размещение товара внутри отдела может производиться как по торговым маркам, так и по назначению.. второй вид выкладки оптимальные, т.к. покупатель прежде всего ищет вид продукции, а потом уже выбирает марку.
Рекомендуется размещать товар корпоративным блоком по смежным товарам (например шампуни и кондиционеры одной марки). Так создается большое цветовое пятно, привлекающе взгляд, и стимулирующее покупку взаимодополняющих товаров
Оптимальный фейсинг (сколько одинаковых единиц продукции стоит рядом)- 2-3 ед., тогда товар заметен. ценник рядом обязателен.
Не стоит размещать товары, для приобретения которых покупателю требуется время на раздумье(например краска для волос) на пути покупательского потока.
Идеальное место - на уровне глаз или на уровне вытянутой руки. Там располагаются известные и хорошо продаваемые марочные товары.
Внизу располагается дешевый товар или больший по размеру и тяжелый. Выше можно разместить дорогой товар или товар в подарочных упаковках. ассортимент парфюмерный косметический товар
3. Продавец должен правильно говорить названия духов, спросить покупателя насчет ценовой категории, можно также страну-производителя, есть ли какие-либо противопоказания, например, аллергические реакции на компоненты духов. Обязательно дать оценить запах покупателю.
4. Чтобы обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей, их качество, необходимо проводить следующие мероприятия: организацию охраны магазина, установление системы материальной ответственности, соблюдение всех правил размещения, укладки товаров и ухода за ними, соблюдение правил описанных в нормативных документах.
Контрольные вопросы.
1. Закон о защите прав потребителей, правила продажи отдельных видов товаров, правила продажи алкогольной продукции, САНПИНы, ГОСТы
2. В зависимости от целей мерчендайзинга выкладка товаров может решать следующие основные задачи:
-способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
-предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя:
-способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;
-создавать условия для «перекрестного мерчандаизинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
-создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок:
-способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.






