Задания для самостоятельного изучения на период

Академическая группа _____ ОФ-408/070-4-1____

                                                                                         номер группы

Дисциплина __Практикум по математике ___ 

                                                                                         название

Преподаватель _____________Звягин К.А.____________________

                                                                                                         ФИО

E-mail преподавателя _______zvyaginka@cspu.ru_____________

Задания для самостоятельного изучения на период

с «15» ноября 2021 г. по «20» ноября 2021 г.1

Решение задач на части

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

 

Решить задачи «на части» арифметическим методом, используя вспомогательные модели видов «чертёж» или «схематический чертёж», решение оформить по шаблону:

Задачи

1. Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки?

Объекты задачи Мальчик Девочка Орехи   Утверждения: Мальчик и девочка сорвали 120 орехов. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика.   Требования: Сколько орехов было у мальчика и девочки?   Модель   Решение 1) 2+1=3 части всего 2) 120:3=40 (шт) грибов собрала девочка 3) 40+40=80 (шт) грибов собрал мальчик Ответ: 40 грибов собрала девочка, 80 грибов собрал мальчик. Проверка: 40+80=120 собрали вместе 80:2=40 собрала девочка  

2. С трех участков собрали 348 т картофеля. С первого и второго участка картофеля собрали поровну, а с третьего участка – на 12 т больше, чем с каждого из первых двух. Сколько тонн картофеля собрали с каждого участка?

Объекты задачи 1 участок 2 участок 3 участок картофель   Утверждения: С трех участков собрали 348 т картофеля. С 1 и 2 участка картофеля собрали поровну, а с 3 участка – на 12 т больше, чем с каждого из первых двух.   Требования: Сколько тонн картофеля собрали с каждого участка?   Модель   Решение 1) (348-12):3=112 (т) - собрали с каждого из первых двух 2)112+12=124 (т) собрали с третьего   Ответ: с первого и второго участка собрали 112 т, с третьего участка собрали 124 т картофеля   Проверка: 112+112+124=348 т картофеля собрали всего

3. На одном складе в два раза больше муки, чем на другом. Когда с первого склада вывезли 48 т, а из второго 11 т, то муки на складах стало поровну. Сколько муки первоначально было на каждом складе?

Объекты задачи 1 склад 2 склад Мука   Утверждения: На одном складе в два раза больше муки, чем на другом. Когда с первого склада вывезли 48 т, а из второго 11 т, то муки на складах стало поровну. Требования: Сколько муки первоначально было на каждом складе?   Модель   Решение 1) 48 - 11 = 37 (т) муки на 2 складе. 2) 37 * 2 = 74 (т) муки на 1 складе Ответ: 74 тонны муки было  на первом складе. Проверка: 37*2=74 (т) муки на 1 складе

 

4. На одной чашке весов пакет с конфетами, а на другой – с печеньем. Масса двух пакетов 1200 г. Если отсыпать 200 г печенья и 100 г конфет, то на весах установится равновесие. Сколько граммов конфет и печенья в каждом пакете?

Объекты задачи Пакет с конфетами Пакет с печеньем   Утверждения: Масса двух пакетов 1200 г. Если отсыпать 200 г печенья и 100 г конфет, то на весах установится равновесие.   Требования: Сколько граммов конфет и печенья в каждом пакете?   Модель   Решение 1) 100 + 200 = 300 (г) конфет и печенья отсыпали 2) 1200 - 300 = 900 (г) на весах останется 3) 900: 2 = 450 (г) в каждом из пакетов 4) 450 + 100 = 550 (г) конфет 5) 450+200=650 (гр) печенья Ответ: в каждом пакете 550 г конфет и 650 г печенья Проверка: 550+650=1200 (г) масса двух пакетов  

 

5. Поле состоит из трех участков. Площадь второго участка на 8 га больше площади первого, а площадь третьего участка на 11 га больше площади второго. Найдите площадь каждого участка, если площадь всего поля равна 72 га.

Объекты задачи 1 участок 2 участок 3 участок   Утверждения: Площадь второго участка на 8 га больше площади первого, а площадь третьего участка на 11 га больше площади второго. Площадь всего поля равна 72 га.   Требования: Найдите площадь каждого участка   Модель   Решение 1) 72-8-8-11=45 (га) площадь, если бы все участки были как первый 2) 45:3=15 (га) площадь 1 участка 3) 15+8=23 (га) площадь 2 участка 4) 23+11=34 (га) площадь 3 участка Ответ: площадь 1 участка - 15 га, плоащдь 2 участка - 23 га, площадь 3 участка - 34 га Проверка: 15+23+34=72 (га) площадь всего поля  

6. Масса трех одинаковых корзин со сливами – 69 кг 600 г. Найдите массу слив в каждой корзине, если масса пустой корзины 1 кг 200 г.

Объекты задачи 1 корзина со сливами 2 корзина со сливами 3 корзина со сливами   Утверждения: Масса трех одинаковых корзин со сливами – 69 кг 600 г. Масса пустой корзины 1 кг 200 г   Требования: Найдите массу слив в каждой корзине.   Модель Решение 1 кг 200 г = 1200 г 1) 1200 * 3 = 3600 (г) 3 пустые карзины 2) 69600 - 3600 = 66000 (г) масса слив без корзин 3) 66000:3 = 22000 (г) масса слив в каждой корзине 22000 г = 22 кг Ответ: масса слив в каждой корзине составляет 22 кг Проверка: 1) 22 кг * 3 = 66 (кг) 2) 66 кг + 3 кг 600 г = 69 кг 600 г    

 

7. В одном зале кинотеатра в 2 раза больше зрителей, чем в другом. Если из первого зала уйдут 37 человек, а во второй придут 50, то зрителей в обоих залах будет поровну. Сколько зрителей в каждом зале?

Объекты задачи Два зала кинотеатра Зрители   Утверждения: В одном зале кинотеатра в 2 раза больше зрителей, чем в другом. Если из первого зала уйдут 37 человек, а во второй придут 50, то зрителей в обоих залах будет поровну.   Требования: Сколько зрителей в каждом зале?   Модель Решение 1) 50+37= 87 (зр) во 2 зале 2) 87*2=174 (зр) в 1 зале Ответ: в 1 зале - 174 зрителя, во 2 зале - 87 зрителей Проверка: 174-37=127    

 

8. В двух мешках было 75 кг крупы. После того как из второго мешка продали 18 кг, а из первого мешка – 18 кг, во втором мешке крупы оказалось в 2 раза меньше, чем в первом. Сколько килограммов крупы было первоначально в каждом мешке?

Объекты задачи Два мешка с крупой   Утверждения: В двух мешках было 75 кг крупы. После того как из второго мешка продали 18 кг, а из первого мешка – 18 кг, во втором мешке крупы оказалось в 2 раза меньше, чем в первом.   Требования: Сколько килограммов крупы было первоначально в каждом мешке?   Модель   Решение 1)75 – 12 – 18 = 45 (кг) осталось в двух мешках 2)1+2=3 (ч) всего 3)45:3=15 (кг) во 2 мешке 4)15*2=30 (кг) в 1 мешке после продажи 5)15+18=33 (кг) было во 2 первоначально 6)30+12=42 (кг) было в 1 первоначально Ответ: Первоначально в 1мешке было 42 кг крупы, во 2 мешке - 33 кг крупы. Проверка: 1)42+33=75 (кг) – всего крупы.  

 

9. В три магазина привезли 1600 кг картофеля. В первом магазине продали 200 кг картофеля, а во втором и третьем – по 100 кг. После этого в третьем магазине картофеля осталось в 2 раза больше, чем в каждом из первых двух. Сколько килограммов картофеля было первоначально в каждом магазине?

Объекты задачи Три магазина Картофель   Утверждения: В три магазина привезли 1600 кг картофеля. В первом магазине продали 200 кг картофеля, а во втором и третьем – по 100 кг. После этого в третьем магазине картофеля осталось в 2 раза больше, чем в каждом из первых двух. Требования: Сколько килограммов картофеля было первоначально в каждом магазине?   Модель     Решение 1) 200+100+100=400 (кг) картофеля продали в трех магазинах 2) 1600- 400=1200 (кг) картофеля осталось после продажи 3) 1200:4=300 (кг) 1 часть. 4) 300*2=600 (кг) картофеля осталось в 3 магазине 5) 300+200=500 (кг) картофеля в 1 магазине 6) 300+100=400 (кг) картофеля во 2 магазине 7) 600+100=700 (кг) картофеля было в 3 магазине Ответ: первоначально в 1 магазине было 500 кг картофеля, во 2 магазине - 400 кг картофеля, в 3 магазине - 700 кг картофеля Проверка: 500+400+700 = 1600 (кг) картофеля привезли в три магазина    

10. Совершая поход, туристы сделали привал. Обсудив дальнейший путь, они подсчитали, что им осталось пройти расстояние, в 3 раза меньшее, или на 24 км короче, чем пройденное. Какова длина всего маршрута?

Объекты задачи Два туриста     Утверждения: Туристам осталось пройти расстояние, в 3 раза меньшее, или на 24 км короче, чем пройденное.   Требования: Какова длина всего маршрута?   Модель   Решение 1) 4-1=3 части прошли 2) 24:3=8 (км) туристы прошли 3) 24+8=32 (км) длина маршрута туристов Ответ: длина маршрута 32 км Проверка: 32-24=8 (км)    

 

11. Сумма лет матери, дочери и отца равна 114 годам. Отцу столько лет, сколько матери и дочери вместе, а мать вдвое старше дочери. Сколько лет каждому члену семьи?

Объекты задачи Мать, отец, дочь   Утверждения: Сумма лет матери, дочери и отца равна 114 годам. Отцу столько лет, сколько матери и дочери вместе, а мать вдвое старше дочери. Требования: Сколько лет каждому члену семьи?   Модель   Решение 1) 114:3= 38 (л.) матери 2) 38:2 = 19 (л.) дочери 3) 38+19= 57 (л.) отцу Ответ: матери - 39 лет, дочери 19 лет, отцу 57 лет Проверка: 38+19+57 =114 всем вместе  

 

12. В музыкальном магазине были гитары и балалайки, всего 188 штук. Когда одну гитару и одну балалайку продали, то гитар осталось в 5 раз больше, чем балалаек. Сколько было первоначально и тех и других?

Объекты задачи Гитары и балалайки   Утверждения: Гитары и балалайки - 188 штук. Когда одну гитару и одну балалайку продали, то гитар осталось в 5 раз больше, чем балалаек.   Требования: Сколько было первоначально и тех и других?   Модель   Решение 1) 188-2=186 (шт) осталось после продажи 2) 186:6= 31 (шт) балалаек осталось 3) 31*5=155(шт) гитар осталось 4) 155+1=156(шт) было гитар 5) 31+1=32(шт) было балалаек Ответ: первоначально было 156 гитар и 32 балалайки Проверка:156+32=188 (шт) было всего  

 

13. В трех огородах было 504 кочана капусты; в первом столько, сколько в двух остальных вместе, во втором столько же, сколько в третьем. Сколько капусты было в каждом огороде?

Объекты задачи Три огорода Капуста Утверждения: В трех огородах было 504 кочана капусты; в первом столько, сколько в двух остальных вместе, во втором столько же, сколько в третьем.   Требования: Сколько капусты было в каждом огороде?   Модель   Решение 1) 504:4=126 (к) капусты (1 часть), т.е во 2 и 3 огороде 2) 126+126=252 (к) капусты в 1 огороде Ответ: в 1 огороде было 252 кг капусты, в 2 и 3 - 126 кг капусты Проверка: 126+126+252=504 капусты на всех огородах  

 

14. На участке росли несколько елей и 10 берез. Когда в одну ель ударило молнией, то елей стало в 2 раза меньше, чем берез. Сколько елей росло на участке сначала?

Объекты задачи Ели и березы   Утверждения: На участке росли несколько елей и 10 берез. Когда в одну ель ударило молнией, то елей стало в 2 раза меньше, чем берез.   Требования: Сколько елей росло на участке сначала?   Модель   Решение 1)10:2=5 (ел) осталось после удара молнии 2)5+1=6 (ел) Ответ: 6 елей росло на участке сначала Проверка: 5+5=10 (дерев.)  

 

15. Брат втрое старше сестры. Сестра моложе брата на 18 лет. Сколько лет брату и сестре?

Объекты задачи Брат и сестра     Утверждения: Брат втрое старше сестры. Сестра моложе брата на 18 лет.   Требования: Сколько лет брату и сестре?   Модель   Решение 1) 8:2=9 (л) 1 часть, т.е. возраст сестры 2) 9+18=27 (л) брату Ответ: 9 лет сестре, 27 лет брату Проверка: 27-9=18  

 

16. У Вани в два раза больше марок, чем у Кости. Когда Ване подарили еще 12 марок, то у него их стало в 3 раза больше, чем у Кости. Сколько марок было у Кости?

Объекты задачи Марки Ваня и Костя   Утверждения: У Вани в два раза больше марок, чем у Кости. Когда Ване подарили еще 12 марок, то у него их стало в 3 раза больше, чем у Кости.   Требования: Сколько марок было у Кости?   Модель   Решение 1)2*12 = 24 (м) было у Вани сначала 2) 24+12 = 36 (м) стало у Вани, когда ему подарили 3) 36:3 = 12 (м) было у Кости Ответ: У Кости было 12 марок. Проверка: 12*3 = 36 (м) было у Вани    

 

17. Из трех спортивных секций в первой в 4 раза больше участников, чем во второй, в третьей в 2 раза больше, чем в первой. В третьей секции на 120 участников больше, чем в первой. Сколько участников в каждой секции?

Объекты задачи Три спортивных секции Участники   Утверждения: Из трех спортивных секций в первой в 4 раза больше участников, чем во второй, в третьей в 2 раза больше, чем в первой. В третьей секции на 120 участников больше, чем в первой.   Требования: Сколько участников в каждой секции?   Модель   Решение 1) 120: 4 = 30 (уч) во 2 секции 2) 30*4=120 (уч) в 1 секции 3) 120*2 = 240 (уч) в 3 секции Ответ: в 1 секции 120 участников, во 2 секции 30 участников, в 3 секции 240 участников Проверка:   240 - 120=120 (уч) на столько больше участников в третьей секции, чем в первой  

 

18. В трех ящиках было 110 кг яблок. В первом ящике на 35 кг яблок больше, чем во втором, а во втором на 15 кг больше, чем в третьем. Какова масса каждого ящика с яблоками?

Объекты задачи Три ящика Яблоки Утверждения: В трех ящиках было 110 кг яблок. В первом ящике на 35 кг яблок больше, чем во втором, а во втором на 15 кг больше, чем в третьем.   Требования: Какова масса каждого ящика с яблоками?   Модель   Решение 1)15+35=50 (кг) на столько в 1 ящике яблок больше, чем в третьем. 2) 50+15=65 (кг) на столько в 1 и 2 ящике яблок больше,чем в третьем. 3)110-65=45 (кг) яблок было бы,если бы их число было одинаковым во всех ящиках. 4)45:3=15(кг) яблок в 3 ящике 5)15+15=30(кг)яблок в 2 ящике 6)15+50=65(кг) яблок в 1 ящике Ответ: в 1 ящике 65 кг яблок, в 2 ящике 30 кг яблок, в 3 ящике 15 кг яблок. Прооверка: 65+30+15=110 (кг) яблок всего  

 

19. На ферме коров в 5 раз и на 40 голов больше, чем телят. Сколько телят и сколько коров было на ферме?

Объекты задачи Коровы и телята   Утверждения: На ферме коров в 5 раз и на 40 голов больше, чем телят.   Требования: Сколько телят и сколько коров было на ферме? Модель Решение 1) 40:4=10 (гол)- 1 часть, т.е. телят 2) 10*5=50 (гол)- коров Ответ: на ферме было 10 телят и 50 коров Проверка: 50-10=5  

 

20. В бочке было 40 л бензина. Из бочки отлили несколько литров и после этого выяснилось, что отлили в 4 раза больше бензина, чем осталось. Сколько литров бензина отлили из бочки?

Объекты задачи Бочка с бензином   Утверждения: В бочке было 40 л бензина. Из бочки отлили несколько литров и после этого выяснилось, что отлили в 4 раза больше бензина, чем осталось.   Требования: Сколько литров бензина отлили из бочки? Модель     Решение 1) 1*4=4 части бензина осталось 2) 1+4= 5 частей бензина было в бочке 3) 40:5 = 8 (л) - ост. в бочке 4)8*4 = 32 (л) Ответ: 32л бензина отлили из бочки Проверка: 1) 32:4 = 8 (л) 2) 8*5=40 (л)

 

21. Как разделить 300 театральных билетов между тремя школами так, чтобы вторая получила вдвое больше первой, а третья – втрое больше первой?

Объекты задачи Театральные билеты Три школы   Утверждения: 300 театральных билетов Три школы   Требования: Как разделить 300 театральных билетов между тремя школами так, чтобы вторая получила вдвое больше первой, а третья – втрое больше первой? Модель   Решение 1) 1+2+3=6 частей 2) 300:6 =50 (шт) билетов 1 школе 2) 50*2=100 (шт) билетов 2 школе 3) 50*3=150 (шт) билетов 3 школе Ответ: 50 билетов 1 школе, 100 билетов 2 школе, 150 билетв 3 школе. Проверка: 50+100+150=300 (шт) всего билетов

 

22. На хлебокомбинате испекли 25 т хлеба. После обеда с комбината вывезли хлеба в 3 раза больше, чем до обеда. На комбинате осталось 9 т хлеба. Сколько тонн хлеба вывезли с комбината после обеда?

Объекты задачи Хлеб   Утверждения: На хлебокомбинате испекли 25 т хлеба. После обеда с комбината вывезли хлеба в 3 раза больше, чем до обеда. На комбинате осталось 9 т хлеба.   Требования: Сколько тонн хлеба вывезли с комбината после обеда? Модель   Решение 1) 25-9=16 (т) вывезли до и после обеда 2) 16:4=4 (т) вывезли до обеда 3) 4*3 = 12 (т) вывезли после обеда Ответ: 12 тонн хлеба вывезли с комбината после обеда Проверка: 25-4-12 = 9 (т) хлеба осталось  

 

23. Настя, Света и Катя вместе собрали в саду 51 стакан смородины. Настя собрала в 2 раза больше смородины, чем Катя, а Света – на 3 стакана больше, чем Катя. Сколько стаканов смородины собрала каждая из девочек?

Объекты задачи Настя, Света и Катя Смородина   Утверждения: Настя, Света и Катя вместе собрали в саду 51 стакан смородины. Настя собрала в 2 раза больше смородины, чем Катя, а Света – на 3 стакана больше, чем Катя.   Требования: Сколько стаканов смородины собрала каждая из девочек?   Модель   Решение Пусть Света собрала столько же стаканов, сколько и Катя. 1) 51-3=48 (ст) смородины собрали 3 девочки 2) 48:4=12 (ст) смородины собрала Катя 3) 12*2=24 (ст) смородины собрала Настя 4) 12+3=15 (ст) смородины собрала Света Ответ: Катя собрала 12 стаканов, Настя собрала 24 стакана, Света собрала 15 стаканов. Проверка: 12+24+15=51 стаканов смородины собрали вместе  

 

24. Летела стая гусей, а навстречу им ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, 100 гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столька, да ты, гусь, вот тогда нас было бы сто гусей». Сколько гусей было в стае? [5]

Объекты задачи Гуси Утверждения: Летела стая гусей, а навстречу им ещё гусь. В стае не сто гусей, а меньше. «Если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столька, да ты, гусь, вот тогда нас было бы сто гусей». Требования: Сколько гусей было в стае?   Модель     Решение 1) 100 - 1 = 99 если отнять 1 гуся 2) 4 + 4 + 2 + 1 = 11 частей. 3) 99:11=9 гусей в четверти стаи 4) 4*9= 36 (шт) гусей в целой стае Ответ: В стае было 36 гусей. Проверка: 36+36+18+9+1=100  

 

Основная литература:

1. Стойлова, Л.П. Задачник-практикум по математике. Книга 1. Часть I–II [Электронный ресурс]/ Стойлова Л.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012.— 148 c. http://www.iprbookshop.ru/ 26480.html

2. Задачник-практикум по математике. Книга 2. Часть III– IV [Электронный ресурс]/ Е.А. Конобеева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012.— 116 c.http://www.iprbookshop.ru/ 26481.html

3. Горюшкин А.П. Математика в начальной школе (теоретические основы начального курса математики). В 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник/ Горюшкин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 290 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87384.html.

4. Горюшкин А.П. Математика в начальной школе (теоретические основы начального курса математики). В 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Горюшкин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 362 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87385.html.

5. Атанасян С.Л. Геометрия 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Атанасян С.Л., Покровский В.Г.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Лаборатория знаний, 2017.— 332 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88999.html.

Выполненные задания направить по электронной почте

до «20» ноября 2021 г.

1Задания для студентов размещаются преподавателем на информационном ресурсе университета еженедельно до начала недели, в течение которой студент должен выполнить задание.

2С учетом особенностей дисциплины все задания могут быть теоретического или практического характера. Вне зависимости от характера заданий студент должен выслать отчет об их выполнении на электронную почту преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: