История старообрядческого храма Режевского завода

Место, где размещен сквер Победы и скульптурная группа с «вечным огнем», как это не ново прозвучит для современного поколения, со дня основания Режевского чугунолитейного и железоделательного завода, было знаковым местом для мастеровых города – завода в основе своей старообрядцев. Как и в большинстве Горноуральских городов – заводов архитектурная планировка была практически одинакова и регламентировалась горным начальством. Центральное место занимали два главных объекта: пруд - энергодвижитель всего живого и неживого и сам завод с его фабриками (цехами). В плане это выглядело в виде одного из главных христианских символов веры – креста. В основании заводской пруд, в навершие – завод, перпендикулярно – плотина, а на концах её обычно: – христианский храм и символ горнозаводской власти – правление завода. На правой оконечности плотины Режевского завода, на «стрелке» между «золотым ключом» и телом плотины в начале ⅩⅠⅩ века (ориентировочно 1815-1820 г.г.)  на средства общества мастеровых был возведен христианский храм – алтарная старообрядческая часовня в честь «Троицы Живоначальной».

История православных церквей Режевского завода довольно подробно изучена и изложена в очерках и монографиях Режевских историков и краеведов. За «скобками» этих исследований по разным причинам остались часовни Режевского завода, хотя для христианина православного вероисповедания часовня, как культовое сооружение занимает особое место в душе и сознании. Что бы понятней был предмет описания - кратко об истории возникновения часовен и их предназначения.

Общепринятое понятие часовня - это, как правило, небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения - алтаря (апсиды выступа здания, ориентированного обычно на восток, полукруглого, гранёного или прямоугольного в плане, перекрытого полукуполом или сомкнутым полу сводом). Но, как и во всех правилах бывают исключения, так и у старообрядцев, приемлющих священство издавна с конца XVII века встречаются так называемые «Алтарные часовни» с алтарем и «Соборные часовни», имеющие статус главного храма у старообрядцев «часовенного согласия». В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, кроме «Алтарных часовен». Название «часовня» происходит от слова «час», «часы». Час в древнерусском языке означало «время». А «Часами» называются краткие службы, совершающиеся в Православных Церквях из суточного круга молитв «Часослова». В России часовни появились с началом распространения христианства и зачастую строились на погостах (небольших селениях или кладбищах), местах почитаемых, как святые и нередко у источников. Со временем источники возле новых часовен освящались. Нередко благодаря монахам отшельникам вокруг построенных ими часовен возникали известные монастыри и церкви. Так, скромная часовенка, срубленная в чаще радонежских лесов преподобным Сергием Радонежским, послужила основой для знаменитой Троице-Сергиевой лавры. С прирастанием земель Московского государства, а затем России на новых территориях в первую очередь русскими православными людьми ставилась часовня, где православный люд мог справить самые необходимые христианские требы: крещение, венчание, причащение, отпевание.

Так исторические материалы свидетельствуют, что первые русские переселенцы обосновались на берегах реки Реж в границах современного нашего города в середине XVII века. В начале 60 –х годов XX века в районе старого рынка по улице Полевой при прокладке трубопровода было обнаружено захоронение в гробах – домовинах, хорошо сохранившихся. Это был кладбищенский погост первых Режевских поселенцев. Если был погост, то с уверенностью можем предположить, что на погосте была и православная часовня, которую условно можем считать первой часовней на территории современного города Реж. При условии, что большинство жителей города Реж считают себя православного исповедания, то весьма уместно было бы поставить там «Поклонный православный крест».  В середине XVII века Русская Православная церковь еще была едина, не было в ней новин, раздоров и раскола, службы велись по старым древлеправославным обрядам, а вот во время правления Петра I законодательно были ужесточены правила существования часовен, причиной чему послужили тайные богослужения которые в них совершали старообрядцы. Так, императорские указы 1707 и 1722 годов без какого-либо ограничения требовали разобрать все часовни вне зависимости от того, старообрядческие они или нет и уцелела ли первая Режевская часовня нам не известно.

 В 1772 – 1773 году на строительство Режевского завода прибыли строители и мастеровые с ближних и дальних городов-заводов Урала. Часть из них были приверженцами главенствующей синодной церкви, а другая часть исповедовала древлеправославную веру и была называема староверами. По документам Государственного архива Свердловской области в конце XVII века на территории селения Режевского завода было две часовни, из них: одна старообрядческая алтарная часовня во имя «Святой Троицы», расположенная на правой стороне заводской плотины (сейчас Сквер Победы), другая – новообрядческая, которая располагалась ориентировочно на месте Богоявленской церкви (нынешнее здание техникума). Старообрядцы Нижнего Тагила предоставили фото 19 века единственного сохранившегося до наших дней здания алтарной старообрядческой часовни на Среднем Урале, и по архитектуре которого мы можем судить об облике Троицкой часовни Режевского завода. В рассматриваемый период первой четверти XIX века в Режевское общество староверов по социальному составу входили: высшее управленческое звено (гл. приказчик; приказчики; расходчики; уставщики); мастера, и квалифицированные мастеровые; торговые люди. По данным архивных материалов в правобережье Режевского пруда уже в 1822 году, когда по указам Екатерины II, старообрядцам возвратили часть гражданских прав и свобод, в том числе и возведение своих молитвенных домов и служение по древлеправославному уставу, упоминается о наличии часовни. Часовня была деревянной на каменном основании с алтарной частью, с искусно украшенным иконостасом. В часовне находилось много старинной церковной утвари и старопечатных книг. Других религиозных сооружений в первой четверти XIX века в селении Режевского завода не существовало, новообрядцы справляли свои религиозные требы в храме села Глинское. Приход общества староверов Режевского завода окормлял священник часовни Верх Нейвенского Завода Парамон Лебедев. У Парамона Лебедева сложился обычный жизненный путь для старообрядческого священника XIX века Горнозаводского Урала. Краткая автобиографическая справка, написанная саморучно священником Парамоном Лебедевым из «Дело по предписанию Его превосходительства господина Главного начальника Горных заводов о действиях Парамона Лебедева» (Началось 15 ноября 1835 года). Выписка: «Зовут меня Парамоном по отчеству Дмитриев, по фамилии Лебедев, от роду имею 54 года, из детей духовного звания сын причетника, обучался в Суздальской семинарии в службу вступил в 1803 году. Начально в продолжении 13 лет был причетником, потом определен дияконом в церковь Святых Живоначальных троицы, посвящен в сан священника в 1818 году ко храму Воскресения Христова Переяславской округи в селе Конюцком. Нахожусь в Верьхнейвенском заводе у старообрядцев с 1822 –го года, куда поступил по собственному своему расположению и душевному желанию. Под судом и штрафах не бывал, отличий по службе не имею. Женат имею детей, которые находятся при мне».

Старообрядческий священник Парамон Лебедев /подпись/ ГАСО ф. 43.оп 3. д.7б.

Реестр заводов и селений прихода старообрядческого священника Парамона Лебедева:

Священник Парамон Лебедев допущен посещать нижеследующие заводы и места, принадлежащих Г. Яковлеву:

Верх Исетский завод.

Режевской и селения оного: Кунару; Осиновку.

Верьхнейвенский завод и селения оного: Покикову; Тарасовку.

Заводы: Нейво - Рудянский; Верхне – Тагильский.

Деревню Воробьевскую.

Заводы: Шуралинский; Сылвенский; Шайтанский.

Все сии заводы и селения состоят в приходе его священника Парамона.

Заводской исправник Серов. 7. Генваря 1832 года. ГАСО Фонд 43. оп.3 д.2.

В 30 годы XIX века – времена очередных гонений и притеснений староверов со стороны «синодной церкви» и государства, алтарная Троицкая старообрядческая часовня была закрыта и на её месте построили соединенческую (единоверческую) Успенскую церковь. В ГАСО сохранились цветные эскизы единоверческого храма Режевского завода, разработанные на основании типового проекта конторы Верх Исетского горного округа. Что удивительно, так этот же проект был первоначально взят для строительства лютеранской церкви в Екатеринбурге. Удивительные «зигзаги» государственной мысли российской. Еще в начале XVIII века католики и лютеране были полноценные граждане России, а истинно русские люди древлеправославные староверы были лишены всех гражданских прав. В 40 годы XIX века старообрядцы горнозаводского Урала, в том числе и Режевского завода вынуждены были создавать потаенные подземные часовни. В селении Режевского завода подземная старообрядческая часовня находилась в подвале дома купца Потехина по улице Большой (ныне кафе «Шоколад» ул. Ленина). В конце XIX начале XX века в среде староверов сформировалась традиция строительства домовых часовен. Таких часовен было несколько, одну из них после паломничества в Иерусалим построил краснодеревщик Василий Плотников (дед художника Владимира Лузина) по улице Набережная (ныне Костоусова), а другую краснодеревщик Василий Кононов (мой прадед) по улице Крюковская, там же располагалась и иконописная мастерская с часовенной лавкой. После царского манифеста 1905 года, даровавшего религиозные и гражданские свободы старообрядцам России, в Режевском заводе возвели погостную часовню на старообрядческом кладбище, разрушенную в 30 – 40 годы XX века. По данным Режевского архива на территории нынешнего Режевского городского округа до 1 января 1918 года действовали часовни в следующих населенных пунктах:

 с. Голендухино (старообрядческая); с. Останино (старообрядческий моленный дом)         д. Воронино (новообрядческая); д. Сохарева (новообрядческая); с. Арамашка (старообрядческая); д. Соколова (новообрядческая); д. Белоусово (новообрядческая); д. Мостовая (новообрядческая); д. Кучки (новообрядческая); д. Колташи (новообрядческая); д. Узянова (новообрядческая); с. Н.Кривки (новообрядческая); д. Ст. Кривки (новообрядческая). В богоборческие времена, наступившие после 1917 года, практически все новообрядческие и старообрядческие церкви и часовни были закрыты. Старообрядцы Режевского завода поначалу тайно молились у так называемого «алтарного камня», где был в скале выбит потайной алтарь по улице Поперечно Логовской (Карла Маркса), затем в 50 – 60 годы XX века собирались на совместные молитвы в потаенных молельных домах, два из которых были в окрестностях Режевской швейной фабрики.

Нынешнее духовное оскудение русского народа — это плоды разрушительных десятилетий искоренения православия в России и для восстановления духовного потенциала потребуются великие труды и терпение.

В 1927-1930 годах на территории селения Режевского завода были зарегистрированы две общины староверов. Единоверцы прихода Успенской единоверческой церкви в количестве более 50 человек, учредитель: - община единоверцев во главе с председателем Иваном Григорьевичем Байбородиным. Члены братства старообрядцев, не имеющих священства (часовенные) Свято-Троицкой часовни Режевского завода Свердловского округа в количестве 110 человек, учредители: Андрей Михайлович Борисов, Ларион Ларионович Мохов, Кузьма Егорович Песков. Большевистская власть, хотя никогда открыто не афишировала, но всегда считала из всех религиозных конфессий России, врагами № 1 – старообрядцев. Нравственные и духовные принципы старообрядчества вступали в непримиримое противоречие с идеологией большевизма и особенно ее разновидностью – тоталитаризма. Для старообрядца «послушание Истине всегда было выше послушания человеку», а идеология большевизма-сталинизма предполагает само «послушание» выше Истины. Многих христиан, кто поверил «иезуитским» приемам новой власти, постигла горькая судьба разочарований, гонений, отъезда из Режевского завода и ухода из жизни. В конечном итоге община «часовенных» старообрядцев, вспомнив давние века, ушла в «подполье», а община «единоверцев» полностью прекратила свое существование. В 1935 году богоборческая власть с помощью «активных граждан» Режа (по фамильный список сих «богоборцев» есть в архиве и не привожу только по этическим причинам С.П.) инициировала компанию по разгону Режевской единоверческой общины и реквизировала здание Успенской церкви для нужд «Общества содействия армии и флота». Последние служители Успенской единоверческой церкви: (Режевской архив.ф.48.оп.2. №27 1932 г.) А.И. Кривоногов; П.П. Ладыжников), лишенные всех гражданских прав, как и члены их семей. Одновременно на старообрядческом приходском кладбище началось воздвижение парашютной и аэростатной вышки «Осоавиахим», копка траншей по могилам (в нынешнее время Режевские власти так же пытаются «освоить» кладбище и прилегающую территорию под лодочную станцию и развлекательный центр, а черные копатели пытаются осквернить оставшиеся захоронения - история повторяется). Уникальные исторические ценности церковного имущества, пошли под топор или в костёр. Золотые и серебряные ризы икон, драгоценная церковная утварь разворовывались или шла в лом. Следующий этап истории церковного здания был еще более трагичным и унизительным для души русского человека. Здание то передавалось под контору строящегося Режевского Никелевого завода, то обратно возвращалось комсомолу и финал трагической истории – чайная «Голубой Дунай», так завуалировано в советские времена называли бесчисленное количество «пивнушек», а в Реже в простонародье - «бабьи слезы», где работяги после работы пропивали последние гроши, которые оставались после подписок на облигации бесчисленных государственных займов. Но не только в неприязни советской власти к староверам крылись причины второго исхода староверов из Режевского завода. Причины были намного глубже. В полной мере в эти годы вышла наружу вековая неприязнь, и даже вражда, к старообрядцам (раскольникам), той части населения Режевского завода, которая не исповедовала древлеправославия. Вражда эта замешана была на зависти человека ленивого к человеку трудолюбивому и успешному. Вражда и зависть подпитывались сначала миссионерами синодной церкви, а потом их эстафету переняли советские пропагандисты. Ниже приведу характерный пример из воспоминания жителя Режевского завода первой половины XX века А.П. Пузанова из фондов Режевского Исторического музея. «Кержаки – народ крепко зажиточный. Закоренелые индивидуалисты. Наживаться и эксплуатировать любители. Дома у них все ладные. Живут по принципу: в дом – всё, а из дома ничего. По-нашему – жмоты. «Не убей, не укради». Всё закрыто на крепкие замки. Двери, как правило, глухие. Народ этот непьющий, строгий, настойчивый. Настойчивый, конечно, в свою пользу. Денег на вино дадут охотно, но в отработку. Настанет время рубки дров или полевых работ, сенокоса – тут кержак выспится на своём должнике, и должник обязательно из бедняков…». Лично мне такая характеристика, как потомственному староверу по душе, не смотря на некоторые врождённые неприязненные выверты.
В начале 60 годов, еще на моей памяти, «культурный очаг Голубой Дунай» закрыли, здание в конец обветшало и его снесли. Что сработало в умах власти и Режевлян, то ли «директива сверху», или как это обычно бывает на Руси после бунта и смутных времён инстинкт самосохранения нации – покаяние, трудно сказать. Но место под Монумент памяти погибшим российским воинам выбрано было по наитию верно. В русском языке присутствует слово - сочетание «намоленное место», «намоленная икона». Намоленность— это некая энергия - синоним благодать. Намоленным местом может быть церковь, часовня, вообще почитаемое место со всем, что там находится (например, деревенская святыня или могила местночтимого святого или старца, от которого исходит «божья благодать», понимаемая даже для индивидуального переживания любого, религиозно невежественного человека. Туда можно придти в отсутствие людей и посидеть у святого места, настроившись на тишину и внутреннее восприятие, и лишь молясь тихо Исусовой молитвой, закрыть глаза, ощутить внутреннюю тишину и обрести чувство неизреченной благостности. Сквер победы возможно должен стать местом поклонения памяти воинам Режевлянам, защищавшим Русский мир и независимость России, патриотической гордости, покаяния, скорби и молитвы.

«Спаси Господи люди Своя и благослови достояние Свое, победы державе Российской даруя над супротивная, и Своя сохраняя Крестом люди».

К середине 30 годов XX века были разграблены и закрыты в Режевском поселке старообрядческие часовни и Богоявленский новообрядческий храм, а старообрядческое кладбище ползучим вандализмом уничтожено и осквернено, намогильные плиты, под которыми покоился прах «отцов основателей» – истинной элиты Режевского завода и кладбищенская часовня разрушены, растащены, а что не могли утащить сбросили в воду заводского пруда. Не имея разрешения от властей на обустройство молитвенного дома, в конце 30 годов XX века староверы по ночам собирались на «молитвенном камне» в районе нынешнего Режевского Хлебозавода. До сегодняшнего дня сохранился этот каменный утес с выемкой под иконы. Но в памяти Режевлян об этом факте пустота, вот и утес разбивается на щебень под хозяйственные нужды. Разорение и разрушение памятников исторического, культурного и духовного наследия Режевского завода не окончилось со сменой власти в 1991 году, а продолжается и по сей день. Теперь выбрана другая тактика, впрочем, всё новое – это хорошо забытое старое, как и в XIX веке «нужный» объект объявляется «ветхим» и сносится, а на его месте строится очередной «очаг культуры» или «очаг потребления и развлечения». Единственным «светлым пятном» за сто лет черного Режевского вандализма стал памятник Режевским умельцам, открытый 6 июля 1973 года на двухсотлетний юбилей Режевского завода. Сознательно или нет, но автор памятника екатеринбургский скульптор Т.А. Матузная в скульптурных фигурах четко и ясно показала, кто был основателем города Реж – мастеровые староверы. Честь ей и поклон от всех Горноуральских староверов.

 

С.Б. Панов

                       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: