Теорема зеро. Коммуникационное изобилие и его следствия

Теорема зеро. Коммуникационное изобилие и его следствия

Коммуникационное изобилие - это (по Джону Кину) система взаимодействующих и перекрывающихся медиа устройств, которые синтезируют тексты, звуки, изображения (образы), осязания, новости, истории в дегитальной форме. Компактная, легко хранима, воспроизводима и транспортабельна.

Диджитал Хьюмэнитис - Морозова

Такие формы, в которые благодаря медиа облагаются базовые элементы социокультурного пространства - это статусы и роли индивидов, соц институты - называются МЕДИА ФОРМЫ. А сам процесс такого облечения, т.е. наделение общ жизни формами характерными для медиа - медиатизация. Джон Брукшон Томпсон, Алла Черных.

Не путать с медиализацией!

"Нетократия - власть сети" Барт и Зобер Твист

Как поясняет Черных, мы живём не просто в обществе, а в медиатизированном обществе. Однако все общества медиатизированны по разному. Потому что они по разному насыщены медиа. Коммуникационное изобилие отличается тем, что позволяет отправлять и получать сообщения через многопользовательские интерфейсы в заданное время и в том числе с отсрочкой в рамках распределенных сетей. (Не имеет центра)

Эти сети досьупны и в финансовом отношении и физическ нескольким миллиардам людей рассеянным по всему земному шару, хотя при этом большая часть населения участвует в глобальной коммуникационной революции только косвенно. И даже в тех соц средах, которые наиболее насыщены медиа наблюдается то, что Кастельс назвал цифровым разрывом.

Тем не менее, революция коммуникации - феномен, который ставит разговоры о разделении бедных и богатых. В различных регионах мира наблюдается социоприрост в инфо потоках. Люди получили возможность выбират когда, как и на каком расстоянии можно общаться друг с другом при этом человек, обустраивая галактику коммуникационного изобилия переосмыслил способы медиатизации самого себя. И с помощью медиа человек превратился в высокоскоростное существо, способное сжимать пространство и время.

Следствия:

Введение в "Азбуке медиа" - схема четырёх страт по отношению к использованию к медиа

Точно так же как и в 16 веке производство пчетаных книг, так и в 21 веке коммуникационное изобилие выдвигает ряд ключевых трендов. Джон Кио выдвигает следующие тренды о Галактика коммуникац изобилия - фундаментальные полтич следствия. Этих следствий 5:

1. Демократизация социальной информации

2. Публичность приватного

3. Вирусное макрейкерство

4. Выдвижение не избранных представителей

5. Развитие трансграничной публики

Каждый рассмотрим подробнее.

Демократизация социальной информации

Данный процесс включает в себя отмену привелегий в области социальной информаци, которая ранее была доступна элитам на ограниченной основе. Речь идёт о равенстве и простоте цифрового доступа к ранее закрытым материалам. Оцифровка архивов, интерне- библиотеки. Каждый может получить доступ. Демократизация осуществляется на трёх пересекающихся уровнях. 1 уровень - снижение тирании расстояния.т.е. радикальное расширение пространственных горизонтов в потреблении транслируемых материалов. 2 уровень - значительно расширение потенциальных потребителей материалов. 3 уровень - сбор рассеянных и разрозненных материалов, которые ранее были недоступны, а также их форматирование в виде новых массивов данных, которые публично предоставляются пользователям через новые каналы. Однако есть проблема: исчезновение цифровых банков данных усилиями политиков и рядовых пользователей указывает на опасность стирания воспоминаний как у гражданского общества, так и у правительств.

Публичность приватного

Данный феномен раскрывается как обращение публичного на всё личное. Речь идёт о цифровой трансформации личного в политическое. И включении приватного в сферу официальной власти. Мир повседневной жизни больше не является субстратом самоочевидных вещей и людей, которым безоговорочно доверяют. Частный мир считается достойным показа заинтригованный и подчас восторженным людям. Дело в том, что человек живёт в экономике снижения, а там экономика лайков, там и конекшн и т.д. поэтому в эпоху насыщения обществ медиа вещи сделанные в частном порядке оказываются громкими публичными историями. Однако есть проблема коммуникационное изобилие может лишить индивида права на то, чтобы остаться в одиночестве. Т.е. лишить людей способности контролировать то, какую именно часть своей жизни они показывают другим. Кроме того, превращение приватного в публичное может стать угрозой индив и коллективной способности забывать вещи, которые должны быть забыты.

Вирусное макрейкерство

Данный феномен представляет собой активную деятельность граждан, журналистов и общественных учреждений контролирующих власть. Эта деятельность выражается в закидывании гос органов разоблачениями, требующими публичной огласки. "Макрейкер" введён Рузвельтом. Сформировано движение журналистов макрейкеров, они обличали коррупцию. Это движение получило два ремейка. В эпоху коммуникационного изобилия утечки информации становятся обыденным явлением. Повседневная жизнь прерывается медийными событиями, при чем потому, что есть потребители, а если есть потребители, то должно случиться что-то плохое. Тем более публичные политики становятся лёгкими мишенями для нападок. Главными героями медийных событий. Поскольку власть - совместно разделяемая слабость, получить эту власть, которая не сдерживается противоречием тасновится сложнее и намного проще потерять, ведь дело в том, что сообщения макрейкеров в условиях глобальных сетей, приобретают вирусный характер, становятся мемами. Таким образом возникают "деятели". Однако есть следующая проблема: культура коммуникационного изобилия ориентированной на подглядывание агрессивными стилями коммерческой журналистики. С одной стороны, журналисты любят себя видовать за повевальных бабок истины, хотя и отказываются от ритуалов объектива, а с другой стороны стремятся раскрывать ранее скрытые дела, выступать против справедливости, но руководствуясь инстинктом хищника, даже если будут жертвы.

Выдвижение неизбранных представителей

Данный процесс представляет собой выход в публичную сферу так называемых защитников общественных интересов и ценностей и авторитет таких защитников находится за пределами электоральной политики. Поэтому та поддержка, которую оказывает общественность таким защитникам бросает тень на легитимность и жизнеспособность избранных представителей: политиков, парламента, как центрального, организующего принципа демократии. Речь идет не о традиционном демократическом представительстве как делегирование и право избирателей и как принятие решений при физическом отсутствие этих избирателей, но в их интересах. Речь идет о представительстве как предупреждении неверного представления. Неизбранный представитель – индивидуальные агенты, которые предупреждают о неверном представительстве. Неизбранные представители завоёвывают внимание общественности и авторитет с помощью разных форм масс-медийного освещения и тем самым расширяют то, что Карл Шмитт называл горизонтами политического, горизонты борьбы или противостояния с врагом. Дело в том, что сторонники и почитатели неизбранных представителей являются создателями последних. Приобретая публичную репутацию, неизбранных представителей получают возможность действовать на других, в том числе на противника средствами власти притяжения или убеждения.

Существуют следующие типы неизбранных представителей, эти типы Кинн выделяет на основе способа получения легитимности. Этих типов 4:

  1. Образцы общественной добродетели (Принцесса Диана)
  2. Образцы духовной или религиозной непреклонности
  3. Выразители страданий, смелости и способности выжить в мире (Далаи Лама 14)
  4.  Заключающий с поклонниками моральный финансовый контракт (Боб Гелдоф, Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Стив Джобс, Эмнисти Интернешнл)

Однако есть следующая проблема, от неизбранных представителей требуется отречение от слепых амбиций, им необходим навык разговора с публикой на общественно-важные темы, которые позволяют завоевать уважение общественности за счет учтивости, самостоятельности в суждениях, способности прислушиваться к другим, готовности к самоиронии и некоторое богатство стиля. Не каждый неизбранный представитель понимает, что находится в глубокой зависимости от ведОмых им людей, что нужно притягивать взгляд ведомых, а не тянуть их за нос.

 

Развитие трансграничной публики

- данный тренд означает, что в условиях комм изобилия появляется «обширная публика», и влияние этой публики потенциально и даже актуально имеет глобальный характер. И принадлежать к этой публике можно невзирая на границы государства. Речь идет о возникновении у людей впечатления, что наш мир действительно является одним миром. Эта мировая взаимозависимость возлагает определенную ответственность за судьбу этого мира. Глобальная публика – ни что иное, как множество сцен политического пространства, и на этих сценах люди из различных регионов земного шара оказываются свидетелями властных конфликтов и попыток их разрешить. А во-вторых, глобальная публика остается множеством голосов без устойчивой политической организации, а такая организация позволила бы признать доверие публики нового типа и действовала в соответствие с ними. Однако есть проблема – когда у многочисленных аудиторий появляется общая публичная сфера, то это не означает, что аудитории живут в непрерывной совместности, напротив, когда люди оказываются свидетелями глобальных событий, они начинают чувствовать давление мировых властных отношений. «Одновременно в разных концах света люди понимают, что мир – это арена борьбы, результат споров и решений, войны и мира» - Больц.

Цукерман «Новые соединения», ключевой нитью проходит идея о незаконченности глобализации.

Выводы: таким образом, галактика коммуникационного изобилия позволяет расширить горизонты людей, расширить подлежащие названию миры. Культура коммуникационного изобилия порождает сознательных граждан, таких, которые знают, что они знают не всё, и которые подозревают тех, кто утверждает будто знает всё. В эпоху коммуникационного изобилия реальность понимается только как та реальность, которая произведена многими для многих, а не одним для одного, она понимается как система таких сообщений, которые оформляются, а потом снова и снова переделываются в процессе передач. Мир для себя не существует без мира для нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: